Все привыкли к тому, что в руки к ним попадает уже готовый источник, напечатанный на бумаге, но вряд ли кто догадывается о том, как и в каких условиях нам приходилось и приходится работать, чтобы своевременно донести до читателей всё, чем "дышат" наш район, область, страна в целом. В день рождения газеты, 25 сентября, хотелось бы вкратце рассказать о некоторых спецификах своей работы.
От "аналога" до "цифры"
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Я пришёл в газету в марте 1993 года, недолго поработав до этого в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляя услуги фотографа. Отдельные снимки в нашей газете, сделанные мною, печатали и до этого, а на протяжении нескольких лет обязанности фотокорреспондента исполнял водитель редакции Александр Павлович Мельников. Работы у него было много, надо было успеть отвезти корреспондентов в различные уголки района, а затем "с колёс" предоставить фотоматериал для дальнейшей публикации. Став фотокором редакции, штат тем самым был полностью укомплектован, а во все нюансы и "тайны" редакционной "кухни" меня с первых дней работы стал посвящать мой наставник – Геннадий Викторович Багрянцев, проработавший к тому времени в газете большую часть своей жизни.
ФОТОГРАФИЯ – КАК ВИД ИСКУССТВА
Сейчас каждый может сделать фотографию даже телефоном, не зная всех тонкостей данного вида искусства, и, кстати, зачастую далеко не лучшего качества. В те далёкие годы у нас понятия "цифровая фотография" попросту не существовало – приходилось закрываться в тёмной фотолаборатории, делать проявители и закрепители, сидеть под красным неактиничным освещением, расходуя километры плёнки ради одного нужного кадра. Тот, кто не знаком с "мокрой" фотографией, вряд ли может считаться полноценным фотографом, но… время диктует свои условия, и "аналоговая" фотография в настоящее время – удел людей с финансовыми возможностями. Куда проще снять на карту памяти и сбросить в компьютер – было бы лишь электричество и устройство для просмотра файлов. А если вдруг – только представить себе – нет электроэнергии, тогда что? А фотографии, напечатанные на бумаге, хранятся порой сотни лет, как и книги, кстати, тоже…
И ФОТОГРАФ, И "ТОКАРЬ" В ОДНОМ ЛИЦЕ
Типография и редакция во все времена существования газеты "жили под одной крышей", представляя единый организм, целью которого было – выпуск районной газеты, оперативно и в срок. И тут необходимо отметить, что по причине некорректной работы редакции случаев невыхода газеты в свет за эти долгие годы не было ни одного! Газета в те времена печаталась "высоким" способом, процесс был трудоёмким. Отдельная тема в технологическом процессе – изготовление клише будущей фотографии. Приходилось нередко слышать нарекания от читателей, что человека узнать на фотографии можно было лишь по подписи внизу снимка… В этом есть доля правды, но никто даже не догадывается, какую эпопею нужно было пройти, прежде чем фотография появится в газете.
Для этого у нас было устройство ЭГА – электро-графический аппарат, напоминающий больше токарный станок с двумя барабанами, в один из которых закреплялся под прозрачной плёнкой снимок, а в другой – плоский лист цинка толщиной 0,75 мм. При помощи объектива и светового потока изображение "считывалось" и передавалось на резец, который "чертил" полосы на цинковой пластинке: глубже – посветлее участок, мельче – наоборот – более тёмный. Затем пластина вырезалась на специальном станке, выпрямлялась и закреплялась в наборе будущей газетной полосы вместе со шрифтом, отлитым в линотипе. Изготовление клише также входило в обязанности фотокорреспондента.
Но аппараты были очень старые, периодически горели драгоценные лампы, да и цинка зачастую просто не было в начале 90-х, и приходилось буквально снимать с крыши старые листы, подложенные когда-то под кровлю. В результате дорожили каждой небольшой пластинкой цинка, а фотографии в газете печатали только лишь по острой необходимости. Помню даже, послали меня в Безенчук – попросить немного цинка у наших коллег по газетному делу, но и там ситуация была не лучше. Мы долго экспериментировали – пытались даже вырезать клише на алюминиевой пластине или пластмассе, но эффект был не очень привлекательным. И подобное продолжалось до самого начала 2000-х годов, когда у нас появились компьютеры и газета стала печататься в офсетном качестве, но уже в другой типографии. Были также постоянные перебои с фотоплёнкой и фотобумагой, и в результате технологического прогресса мы вместе с другими вынуждены были перейти на "цифру".
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Рассказывать о работе в редакции можно очень долго, но в заключение хотелось бы отметить, что за эти годы удалось побывать и в "шкуре" ответственного секретаря, и даже одним из соведущих местного радио – да, было и такое, когда готовили радиопередачи, включаясь в трансляцию "Радио России" по местным радиоточкам.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить своих коллег по работе, ветеранов журналистского труда и бывших работников Шигонской типографии с Днём рождения нашей любимой газеты. Пусть сбудутся все ваши самые заветные мечты! Здоровья вам и вашим семьям, благополучия и ещё долгих-долгих лет жизни нашей любимой газете!
А. Большедворов. Фото А. Онушкина.
Писать историю родного края
ИЗ "ТЕХНАРЕЙ" В ГУМАНИТАРИИ
Если вернуться на несколько лет назад, то стоит признать, что тогда я не мог даже предположить, что буду работать в редакции районной газеты в качестве корреспондента. Имея диплом о высшем техническом образовании, после окончания Ульяновского "политеха" в 2003 году, работать по специальности мне так и не довелось. За 15 лет трудовой деятельности сменил несколько профессий, пока судьба не предоставила мне возможность стать сопричастным в освещении событий на моей малой родине – в Шигонском районе, где я родился и вырос.
Работаю в редакции вот уже на протяжении трёх лет в качестве корреспондента. Главным положительным фактором в моей работе считаю то, что когда получаешь задание написать статьи про самые разные события, приходится вникать в конкретную тему до самых мелких деталей, учиться чему-то новому. Вот именно это знакомство с новыми и порой неизвестными до этого момента знаниями представляет лично для меня колоссальный интерес. Например, такие понятия, как кормовая конверсия, моцион, гумус, кущение, бинарные посевы в сельском хозяйстве; меч Колесова, отвод, дополнение – в лесном хозяйстве; эпизоотия, контагиозность – в ветеринарии и множество других терминов и определений, которые стали мне известны в процессе подготовки написанных ранее материалов. Редакция для меня – это своего рода школа, где продолжаю пополнять собственный багаж знаний. За время работы здесь удалось пообщаться с большим количеством людей самых разнообразных профессий – начиная от слесаря, агронома, швеи и заканчивая руководителями организаций и главами муниципалитетов. Каждый собеседник интересен по-своему, имеет собственное мнение, знания, индивидуальные особенности характера и т.д. Поэтому, общаясь с ними, необходимо уметь правильно строить диалог, формулировать подходящие вопросы для получения ценных, информативных ответов, что в конечном итоге напрямую влияет на качественное содержание будущей статьи.
МНОГОГРАННЫЙ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Статья – литературный жанр и, в то же время, конечный продукт, публикуемый на страницах газеты. Она является далеко не только результатом работы корреспондента, который её написал. Редактирование и внесение необходимых правок в смысловой её части, как правило, производится главным редактором. Проверку на возможные грамматические, синтаксические, орфографические и пунктуационные ошибки выполняют ответственный секретарь и корректор. Большинство статей подкреплены фотографиями, сделанными с места событий руками фотокорреспондента, а рациональное размещение материалов на каждой из газетных полос осуществляет оператор компьютерной вёрстки. Грамотное планирование материалов, освещение актуальных мероприятий, стоящих на повестке дня в конкретный момент времени, обычно осуществляется всем творческим коллективом редакции на регулярных планёрках. Вот так вкратце выглядит производственный процесс по созданию каждого из выпусков районной газеты "Время", которых было выпущено немало за всю богатую историю работы редакции. Каждый из её сотрудников выполняет важные функции, и в его отсутствии вряд ли получится сделать полноценный выпуск.
Резюмируя всё вышесказанное, могу отметить, что работа в редакции для меня – быть частью коллектива, где каждый из моих коллег чётко знает и ответственно выполняет свои служебные обязанности. Специфика каждого рабочего дня состоит в том, что необходимо выполнять всю работу своевременно и в полном объёме, поскольку газета выходит дважды в неделю, и каждый из нас не имеет права допустить сбой в этом отлаженном десятилетиями механизме. Повышение уровня собственных знаний, самообучение за счёт общения с опытными профессионалами той или иной сферы деятельности, поиск необходимой информации в Интернете, анализ старых архивных публикаций, формирование грамотной речи и письма также являются безусловными плюсами в повседневной трудовой деятельности журналиста.
С. Буров. Фото А. Большедворова.
С уважением к читателям
ДОРОГА В РЕДАКЦИЮ
Писать я любила с детства. Сначала это были первые робкие попытки ребенка описать мир вокруг себя короткими четверостишиями, посвященными маме, красивому котенку или лучшему другу, затем строки о природе и первой влюбленности. Все они бережно переписывались в тетрадку и хранились в укромном месте. Может быть, мои попытки так бы и остались воспоминаниями детских и юношеских лет, если бы не любовь к чтению. Прочитав множество книг различной направленности, мне, конечно же, захотелось и самой стать автором какого-нибудь опуса. Как-то незаметно я увлеклась написанием романов, выпустив несколько электронных книг. Ссылку о том, что в газету "Время" требуется корреспондент, мне скинула одна из моих читательниц.
К собеседованию я готовилась усердно. Заочно ознакомилась с профессией в Интернете, изучила должностные инструкции, написала пробную статью. С нервной дрожью в коленях и решительно задранным подбородком отправилась в редакцию. Главный редактор Марина Леонтьевна Литвинова приняла меня в просторном кабинете, на стене которого в глаза бросился большой баннер с логотипом газетного издания и надписью "Время". Оглядываясь назад, с улыбкой вспоминаю, что сидела и думала: "И куда пришла? Здесь же работают профессионалы. Где я и где эти люди? Что я вообще тут делаю?" Помогли остаться упрямство, испытательный срок, на который меня все-таки приняли, а также огромная поддержка и помощь со стороны коллектива, в котором я тружусь и по сей день.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НАША РАБОТА?
Корреспонденты повествуют о местных новостях, заседаниях администрации, крупных мероприятиях, проводимых на территории района, о всяческих проблемах и радостях, случающихся в наших сельских поселениях.
Все сведения добываются путем интервьюирования потенциальных героев статей, присутствием на совещаниях или ВКС, презентациях и открытиях, личного выезда на местность. После полученного от главного редактора задания ты договариваешься о месте и времени встречи, идешь или едешь на место, беседуешь, попутно узнавая еще что-нибудь, о чем в дальнейшем стоит написать, возвращаешься в редакцию и прилагаешь все усилия, чтобы превратить добытую тобой информацию в интересный для читателя материал. После этого отдаешь его на утверждение главному редактору и, если она делает замечания, вносишь поправки, подтверждая окончательный вариант ее подписью. Затем статья отправляется к ответственному секретарю и корректору, которые вычитывают текст на предмет правильности его написания и стилистических ошибок, снова исправляешь, и, наконец, твой материал уходит в верстку. В работе редакции нет главных и второстепенных сотрудников. Коллектив газеты – это один большой единый организм, где каждый знает и четко выполняет свои обязанности. Только благодаря отлаженному сотрудничеству на свет рождается детище – новый выпуск "Времени".
ПОГОВОРИМ О ПЛЮСАХ
В моей работе много положительных моментов. Всегда нахожусь в гуще событий, скучать мне просто некогда. На своем профессиональном пути я встречаюсь с множеством замечательных, самобытных и интересных людей и многое могу взять себе на вооружение. Мои умственные способности постоянно находят себе применение, а словарный запас значительно расширяется. Но самое главное – моя работа мне нравится, а коллектив, в котором я тружусь, стал второй семьей.
Ю. Потапова. Фото А. Большедворова.