ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ
Действительно, что делают сотрудники ЕДДС, если существуют и давно действуют экстренные службы 01, 02, 03, 04? Отвечая на этот вопрос, сообщаем, что служба создана с целью удобства обращения граждан на единый экстренный номер, не задумываясь о том, какое именно происшествие произошло и в какую именно службу нужно звонить. Единый номер 112 работает как со стационарных телефонов, так и любых сотовых, даже в случае отсутствия средств на счете или отсутствия в телефоне SIM-карты.
Мы поговорили о деятельности службы с начальником отдела общественной безопасности, ГО и ЧС и охраны труда администрации муниципального района Шигонский Дмитрием Евгеньевичем Ефремовым.
"Несмотря на то, что диспетчеры отвечают на любой звонок по номеру 112, следует представлять основной круг задач, решаемых ЕДДС,– отметил Дмитрий Евгеньевич.– От населения и организаций принимаются сообщения о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу нормальной жизнедеятельности населения (ДТП, пожары, крупные нарушения на системах ЖКХ, наводнения, обрушения зданий, распространение инфекционных заболеваний человека и животных и т.п.). Можно с полной уверенностью сказать, что на этой работе остаются только люди, обладающие определенным складом характера и ума.
Работа в ЕДДС требует от человека внимательности, усидчивости, умения обрабатывать большой объем информации и концентрировать внимание в стрессовой ситуации. Поэтому случайные люди здесь не приживаются. Чтобы отреагировать на поступивший звонок или карточку, оперативный дежурный тратит всего несколько секунд.
Коллектив ЕДДС Шигонского района состоит из 9 сотрудников. На дежурство заступает смена из 2 человек, которые работают сутки через трое. Дежурство вдвоем регламентировано законодательством и людским фактором. Сами понимаете, что 24 часа не отходить от экранов мониторов один человек не сможет физически. К тому же за каждым сотрудником смены закреплены определенные обязанности. Так, помощник оперативного дежурного принимает поступившие сообщения, а оперативный дежурный связывается со службами, органами власти и направляет оперативную группу на место ЧС. В то же время оба сотрудника в любой момент могут заменить друг друга в случае необходимости. Как правило, двойки, в которых работают сотрудники, не меняются. Исключение составляет время болезни или уход в отпуск. Тогда место отсутствующего занимает старший оперативный дежурный, ежедневно курирующий к тому же все дежурные двойки.
Кроме общего телефона по системе 112, есть стационарный телефон с номером 22-112, по которому можно сообщить важную информацию о происшествиях дежурным ЕДДС по Шигонскому району. Однако хочется обратить внимание жителей, что следует воздержаться от звонка без веской на то причины, ведь время, которое вы используете не по назначению, для кого-то, кто действительно нуждается в помощи, может стать жизненно важным".
ЧАС С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СВОЕГО ДЕЛА
По нашей просьбе нас допустили в кабинет, занимаемый сотрудниками ЕДДС, чтобы мы могли не только на словах описать работу оперативных дежурных, а проследить за ней воочию. Конечно, для посещения мы выбрали самое "тихое" время.
Небольшое помещение со светлой мебелью заставлено аппаратурой и мониторами. Атмосфера в комнате деловая и в то же время дружеская.
"С 8 утра и до 8 часов следующего утра мы отвечаем за наш район, – рассказали нам дежурные смены. – Бывают смены спокойные, бывают не очень. Вот сегодня, к примеру, пришло сообщение о минировании здания суда. За несколько минут мы связались с десятком служб, чтобы направить их к объекту. Слава богу, что это очередная ложная тревога, однако действовать мы должны как при настоящей угрозе, подняв все службы. В случае ДТП направляются дорожные службы, скорая помощь, пожарный расчет, полиция. Есть люди, которые говорят, что работа, мол, у нас "не бей лежачего" и мы ничего здесь не делаем, а только деньги получаем. Обидно немного, но не критично. Мы-то знаем, что делаем хорошее и полезное дело, оберегаем покой земляков или спешим им на помощь.
Случаи бывают разные. И бытовые травмы, и поломки на зимней трассе в морозы, люди блуждают по лесу и не могут выбраться или температура у ребенка критически высокая поднялась. Мы должны не только выяснить детали происшествия и сообщить соответствующим службам о нем, но и успокоить людей до их приезда. Поэтому в нашей профессии требуются и навыки психолога. Если жизни человека что-то угрожает, мы должны сделать все, чтобы эту угрозу устранить. К тому же никто не отменяет отчетов о проделанной работе. А это тоже немалый труд. Вот, как у каждого человека есть паспорт, так он есть и у каждого сельского поселения. Каждая смена ведет 3 таких паспорта. В каждом из них 200 файлов, которые периодически требуется обновлять.
Мы также следим и за термоточками. За сутки 3-4 раза спутник из космоса передает данные, на которых отмечаются точки возгорания. И если это происходит в нашем районе, то мы должны быстро отреагировать и сообщить соответствующим службам, чтобы те выдвигались на места пожаров.
А вот, посмотрите, перед вами 25 камер, которые фиксируют картинку с улиц районного центра. В наши обязанности также входит следить за безопасностью на селе. С помощью камер мы можем предотвратить вандализм, драки, отреагировать на нападение собак и т.д. В конце дежурных суток мы отправляем сводку, в которой указываем все происшествия, произошедшие в наше дежурство.
Работа у нас сложная, но интересная. У каждого из нас есть позывной. Выход смены и ее работа проверяются по рации. В нашей работе постоянно требуется учиться, повышать свой уровень знаний. Мы участвуем в форумах, различного рода ВКС как с областью, так и с Москвой, ездим на курсы повышения квалификации".
Теперь и мы, и наши читатели знают о нелегких и ответственных буднях службы ЕДДС. Вот такая у них работа. И в будни, и в праздники наши судьбы порой в руках тех, кто сидит за мониторами.
Ю. Потапова.
Фото А. Большедворова.