Как же помочь ребятам правильно выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания будут актуальны к моменту окончания ребенком учебного заведения? Самый популярный вид профориентации в нашей стране на сегодня – это выбор родителей за подростка. В итоге многие из абитуриентов бросают учебу или, окончив обучение, идут работать не по специальности. Поэтому и появился спрос на другой тип профориентации – персональный. Он дает возможность узнать интересы и сильные стороны ребенка, сформулировать его жизненные предпочтения и на их основе спрогнозировать задатки профессионала.
ГОСЗАКАЗ НА БУДУЩЕЕ
Основное направление на рынке кадров, как и прежде, остается за государством. И сейчас мы видим печальную картину острого недостатка специалистов в конкретных областях. Так прогнозы по их нехватке "заставляют" регулировать потоки студентов, делая проблемные направления специальностей максимально доступными и наоборот, переизбыток в той или иной сфере перераспределяется ограничением бюджетных мест, тем самым "отговаривая" выпускников школ от поступления. Но такой подход не решает профессионального самоопределения отдельного человека, регулируя рынок труда. А именно на самореализацию теперь нацелено государство.
ЧТО СДЕЛАНО И БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ?
Уже созданы и будут вводиться в жизнь далее несколько глобальных проектов, которые позволят учащимся школ на этапе получения среднего образования познакомиться и погрузиться в некоторые специальности.
Одним из таких масштабных проектов стала сеть открытия в школах технопарков "Кванториум". Эти площадки дополнительного образования, оснащенные новейшим оборудованием, нацелены на подготовку инженерных кадров и внедрения в жизнь ребенка инновационных технологий и идей.
Еще один федеральный проект, позволяющий выявить, насколько подросток осознанно выбирает свой дальнейший профессиональный путь, называется "Билет в будущее". После прохождения ряда тестов, ребенку предлагается принять участие в профессиональных практикумах углубленного формата.
Минпросвещения РФ с 1 сентября 2023 года рекомендует всем российским школам применить новую модель профессиональной ориентации учеников. Ее главной задачей станет охват профориентационной работой учащихся 6-11 классов, всего около 8 млн детей, включая также с ограниченными возможностями здоровья. Новая модель будет состоять из трех уровней, развивающих профориентацию в школе по 7 направлениям: предподготовка, урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профобразование и взаимодействие с родителями.
"Основная национальная цель на сегодня, – неоднократно подчеркивает в своих выступлениях губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров, – это возможности для самореализации и развития юных талантов, включая формирование эффективной системы их выявления и поддержки, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности".
Не стоит также упускать из вида на рынке труда и "другого игрока" – частные корпорации, которым также необходимы квалифицированные кадры. И они понимают, что растить их следует начиная со школьного возраста. Поэтому их целью на сегодня становится не только знакомство подрастающего поколения с определенными профессиями, но и привлечение перспективных подростков к работе в конкретной компании.
ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ В ШИГОНСКОМ РАЙОНЕ
Как на сегодняшний момент проходит профессиональное ориентирование подростков в школах района? С этим вопросом мы обратились непосредственно по адресу.
"Наша школа ориентирует детей в выборе будущих профессией с помощью специально разработанного электронного регионального портала "Абитуриент 2023", – ответила на наш вопрос заведующая учебной частью ГБОУ СОШ с. Малячкино Елена Юрьевна Жулькова. – В декабре мы провели анкетирование, в котором приняли участие все учащиеся 11 классов. В анкетах дети указали предполагаемые вузы, в которые они планируют поступать, и ссылки на эти вузы. Проанализировав совместно с классным руководителем данные анкет, мы составили себе таблицу и скоординировали ее со специальным расписанием, по которому наши ученики могут выйти на связь с тем или иным вузом на портале, а также узнать, когда в вузах состоятся "Дни открытых дверей". И это практика не только нашей школы, а всех школ Западного управления.
Работы по профориентации учеников проводятся и с выпускниками 9-х классов. Они тоже проходят анкетирование и, если собираются поступать в техникумы или колледжи, указывают нам их названия. Мы также находимся в тесном контакте с сельскохозяйственным техникумом с. Усолье, который для выпускников района периодически проводит "Профессиональные каникулы" на своей площадке".
В дополнение к вышеперечисленному в ГБОУ СОШ с. Усолье также существует уже своя устоявшаяся практика профориентации подростков. В школу приглашаются ее бывшие ученики, успешно поступившие и проходящие обучение в высших учебных заведениях, причем не только Самарской области.
"Такие встречи проводятся в разных форматах, – отметила директор школы Любовь Николаевна Подлипалина, – в виде классных часов или презентаций, на которых студенты, рассказывая о своем вузе и выбранной ими специализации, раздают рекламные буклеты или проспекты. В рамках предпрофессиональной подготовки мы, конечно же, посещаем сельскохозяйственный техникум, расположенный рядом с нами, где ученики школы имеют возможность ознакомиться с востребованными в сельском хозяйстве профессиями в реалиях".
К 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут совсем. И даже такие вечные профессии, как учитель или врач, неумолимо меняются под влиянием бурного развития технологий. Ориентирование детей к приобретению современных востребованных специальностей – это именно тот шаг, что позволит избежать нового "потерянного" поколения на стыке эпох.
Ю. Потапова.