ОТ КУПЕЧЕСТВА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Торговые отношения возникли ещё на заре человечества. С древнейших времён люди совершали первые покупки, обменивая камни, ракушки, шкурки пушных зверей и прочие предметы на интересующие их товары и услуги. По прошествии многих веков для более удобных взаиморасчётов в оборот были введены отчеканенные монеты и печатные деньги.
Купечество издавна было одним из наиболее влиятельных сословий как в древней Руси, так и в других государствах. Люди, занятые торговлей, выполняли и по сей день продолжают выполнять, по сути, двойную функцию – не только зарабатывать для себя прибыль, но и снабжать население интересующей и востребованной продукцией.
Современная торговля является главным финансовым инструментом любого государства и охватывает практически все направления деятельности людей. Большое число трудоспособного населения занято в сфере торговли и занимается продажами широкого спектра товаров и услуг, на которые имеется стабильный спрос. Не является исключением и сфера торговли Шигонского района. В многочисленных магазинах трудится много наших земляков.
ПРОДАЖИ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТОВАРОВ СЕГОДНЯ
На территории районного центра на сегодня имеется сразу несколько крупных сетевых торговых центров, реализующих широкий ассортимент продуктов питания, бытовой химии и других категорий товаров. Также в Шигонах есть ряд магазинов, специализирующихся на продаже строительных материалов, мебели, сантехники, газового оборудования и прочей продукции. Такое стремительное развитие торговли здесь наблюдается, пожалуй, в течение последних 15-20 лет. В какой-то степени это может быть связано с возросшей покупательской способностью граждан, поскольку существует негласное правило экономики – "спрос рождает предложение".
Значительно изменились также методы и инструменты ведения торговли. Так, в отличие от магазинов прошлого, когда между продавцами и покупателями стоял прилавок, сейчас популярны стали магазины самообслуживания. Покупатели сегодня имеют возможность самостоятельно набирать необходимую корзину товаров, чтобы потом рассчитаться за них на кассе.
Изменились и способы ведения взаиморасчётов покупателей с продавцами, а также соответствующие современные технические средства, применяемые в сфере торговли. Всё реже люди прибегают к оплате товаров и услуг наличными деньгами. Вместо них применяются такие платёжные средства, как пластиковые банковские карты либо приложения на смартфонах, позволяющие в один "клик" выполнить моментальный перевод денег. Работники торговли, в свою очередь, тоже вместо счётов, применявшихся ещё несколько десятков лет назад, в настоящее время пользуются современными сканерами, электронными кассами, осуществляющими точную и быструю калькуляцию, ведущими параллельно детальную финансовую отчётность.
ТОРГОВЛЯ НА ПЕРИФЕРИИ
Но в то же время, в отличие от Шигон, как на сегодня обстоят дела с возможностями жителей отдалённых населённых пунктов района купить интересующие их товары и услуги? Одной из наиболее значимых проблем, тормозящих развитие торговли в малых сёлах, является их малочисленность. Старение среднестатистического жителя Шигонского района вследствие урбанизации (увеличения доли городского населения по сравнению с долей сельского) и, как следствие, устойчивая на протяжении многих лет естественная убыль населения негативно сказываются на возможности ведения бизнеса путём торговли товарами повседневного спроса, прежде всего, в малых населённых пунктах.
Низкая покупательская способность жителей делает бизнес нерентабельным, поэтому крайне мало магазинов можно встретить в сельской глубинке. В основном они присутствуют в наиболее крупных населённых пунктах поселений, в то время как жители малочисленных сёл и деревень вынуждены решать вопрос обеспечения необходимыми товарами самостоятельно. "В нашем поселении продуктовые магазины имеются в посёлке Береговой и селе Старый Тукшум. В других населённых пунктах периодически осуществляется выездная торговля местным предпринимателем. Кроме того, хлеб и выпечку привозят соседи из Ульяновской области", − отмечает глава сельского поселения Береговой Сергей Николаевич Добрыднев.
Немаловажным фактором является и транспортная доступность. Так, в населённые пункты сельского поселения Тайдаково осуществляет регулярные рейсы пассажирский микроавтобус. Это помогает местным жителям добираться, в частности, до районного центра, чтобы сделать необходимые покупки в крупных магазинах. "Что касается торговли непосредственно в таких населённых пунктах, как Климовка, Левашовка, Ольгино, то сюда каждый день привозят свежие хлеб и выпечку хлебокомбинаты из Сызрани и Жигулёвска. Кроме того, в Климовке, являющейся одним из наиболее отдалённых от райцентра сёл, уже на протяжении нескольких лет работает предприниматель О.В. Кулешова, в чьём магазине земляки могут приобрести необходимые продукты питания", − рассказал нам глава поселения Дмитрий Валентинович Назаров.
РАЗВИВАТЬ МЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НА БЛАГО ЖИТЕЛЕЙ
Тем не менее, торговля, как индикатор экономики района, продолжает постепенно развиваться. В частности, её активно осуществляют такие аграрные предприятия Шигонского района, как СППСК "Перспективный" (с. Муранка), КФХ Новиченкова Н.А. (с. Маза), а также другие хозяйства и частные подворья, снабжающие местный рынок продуктами питания собственного производства. Пользуются спросом мёд и другая продукция пчеловодства у многих районных пасечников.
Современные технологии не стоят на месте и применяются для развития дистанционной торговли. Всё более популярными становятся покупки товаров в известных Интернет-магазинах и их получение в пунктах выдачи.
С недавнего времени даже в отделениях "Почты России" на территории Шигонского района стали производиться продажи продуктов питания, канцелярских товаров, бытовой химии и другой продукции. Целесообразность осуществления торговли организацией является спорным вопросом. С одной стороны, многочисленные отделения компании предоставляют гражданам дополнительную возможность в покупках, а с другой, эта деятельность затрудняет работу почтальонов, негативно сказывается на логистике доставки корреспонденции, включая и нашу газету "Время".
Сфера торговли, как неотъемлемая часть экономического развития любого государства и региона, продолжает своё развитие и в Шигонском районе. Покупатели получают всё более широкие возможности в поиске и выборе подходящего товара либо услуги, а продавцы, успешно осуществляющие торговлю, − хорошую прибыль и новые перспективы развития.
С. Буров.
Фото предоставлено С. Добрыдневым.