Итак, ученики не хотят посещать занятия по внеурочной деятельности, родители считают, что в школе и так достаточно большая нагрузка, чтобы их дети еще учились дополнительно, педагоги же придерживаются совершенно иного мнения. Кто же из них прав?
ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ
Изучив ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), многие родители могут прочесть, что "внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений". Прочли и сделали вывод, что "внеурочка" – дело добровольное, а значит, и посещать ее не обязательно. Но вывод не правильный! План внеурочной деятельности является обязательной частью основной образовательной программы школы. Это требование подтверждено статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ученик же может добровольно выбрать заинтересовавшее его направление, проведя не более 10 академических часов в неделю на внеурочных занятиях.
Вся внеурочная деятельность оценивается учителем, однако не отметками, а отчетом о продвижении ученика к намеченной общеобразовательной цели, с последующим внесением записей в портфолио школьника. Снижать же оценки по основным урокам из-за прогулов или неуспеваемости по "внеурочке" учителя не могут.
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТОГО ГОДА
На всестороннем и планомерном воспитании подрастающего поколения Президент РФ Владимир Владимирович Путин акцентирует особое внимание. "Это работа чрезвычайной важности, и, конечно, мы должны уделить этому гораздо больше внимания, чем до сих пор уделялось и в семье, и в школе", – подчеркивает глава государства. И с переходом на ФГОС третьего поколения внеурочным занятиям отводится важная роль в реализации образовательных и воспитательных программ. В этом учебном году в программу внесены изменения, коснувшиеся всех школ страны. Так, для школьников с шестого по одиннадцатый классы разработана единая программа профориентации "Билет в будущее", которая включает и 34 обязательных внеклассных занятия курса "Россия – мои горизонты". Цель курса – готовность школьников к профессиональному самоопределению. Для этого на занятиях ребятам рассказывают о текущей ситуации на рынке труда, перспективных профессиях и навыках, необходимых для работы в разных отраслях.
Ещё одна новинка среди программ внеурочной деятельности – занятия по формированию у школьников функциональной грамотности. Курс помогает ребятам научиться обобщать знания, полученные на уроках по школьным предметам, и применять их в самых разных жизненных ситуациях, активируя критическое и креативное мышления.
Подробно ознакомиться с планом внеурочных занятий родители могут на сайтах школ, в которых учатся их дети.
МНЕНИЕ ПЕДАГОГА
Мы поговорили о пользе проведения внеурочных занятий с завучем по воспитательной работе ГБОУ ООШ с. Муранка Александрой Владимировной Богословской.
"В школе ничто и никогда не проводится во вред детям или чтобы "отнять" у них время, – отметила Александра Владимировна. – И я убеждена, что внеурочные часы ребятам нужны. Кроме обязательных программ, единых для всех школ, мы выбираем и свои направления. Можно взять на рассмотрение любое из них, доказав их полезность. Например, спортивное. Дети большую часть времени ограничены в движениях, даже на учебу их зачастую привозят родители. Возвращаясь домой, они садятся за компьютеры или телефоны и снова малоподвижны.
Мир вокруг не ограничивается одним нашим селом. В череде домашних дел мало кто из родителей станет рассказывать своему ребенку о том, что собой представляет наша Самарская область, чем она живет сегодня, что развивает, куда в ней можно пойти учиться, какие профессии будут востребованы, где можно отдохнуть, в какой театр или музей сходить. Бесспорно, посетить любой уголок мира сейчас можно и с помощью виртуальной реальности, но никто не отменял умение действовать в коллективе, используя живое общение. Сидя дома и нажимая на кнопки, можно увидеть мир, но не научиться жить в обществе.
Проводя дополнительные часы в школе, дети не только закрепляют на практике полученный на уроках материал, имеют дополнительный доступ к учителям, которым могут задавать возникающие у них вопросы, но и организованы, а также защищены от влияния "улицы" и от посещения опасных сайтов. Поэтому школьную внеурочную деятельность не стоит воспринимать как ненужную дополнительную нагрузку. Она призвана повысить интерес школьников к учёбе, творчеству и социально значимому труду, выявить их склонности и таланты".
Завершить статью хотелось бы словами губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова: "Большое внимание в Самарской области уделяется талантливой молодежи. Знаем, что детей без талантов нет, просто не у всех их выявили, но на это нацелены, поверьте, все педагогические коллективы".
Подготовила Ю. Потапова.
Фото предоставлено ГБОУ ООШ с. Муранка.