Хороша трудовая династия тем, что дети, растущие в ней, с малых лет впитывают в себя те знания и тот бесценный, передающийся поколениями предков опыт, о котором в учебниках не прочтешь никогда. В таких семьях, крепких общностью интересов и увлечений, царит особая атмосфера гармонии, любви, уважения и взаимопонимания. Но только в том случае, если продолжатель династии в профессию пришел не из чувства долга, по принуждению или отдавая дань семейной традиции, а выбрав ее добровольно, ориентируясь на свои желания. В семье, о которой сегодня пойдет речь, профессия педагога стала призванием, передающимся от матери к дочери. И вот что из этого получилось.
"Учитель… Кого вы представляете, когда слышите это слово? Этот человек и является тем Учителем, который сыграл самую важную роль в вашей жизни. Когда я слышу слово "учитель" (именно "учитель", а не "педагог"), в голове мелькает множество лиц, имен и фамилий, и всем им спасибо за тот или иной преподнесенный мне урок. Но есть два лица, которые представляются мне ярче других: это мой первый учитель Татьяна Анатольевна Скрипченко, которая по совместительству является моей мамой, и моя бабушка Ольга Петровна Щеулова, которая проработала учителем всю свою жизнь. В нашей династии педагогов я являюсь третьей по счету и гордо ношу звание "учитель", – рассказала нам о своей семье Александра Ивановна Гурьянова. – Наверное, в с. Кушниково нет человека, который не знал бы мою бабушку. Она была первым учителем многих людей, живущих в этом селе, а также близлежащих поселениях.
История жизни моей бабушки началась 16 июня 1925 года. Детство ее нельзя назвать легким, но, я думаю, что оно было счастливым. В семье росли трое детей, среди которых она родилась первой. Поскольку мама моей бабушки рано умерла, многие обязанности легли на ее плечи. После школы в 1940 году бабушка поступила в Куйбышевское педагогическое училище. Но… Война… Голод… Стойкость духа и сильный характер моей бабушки помогли пройти этот сложный этап жизни.
После войны бабушка продолжила учебу в только-только открывшемся педагогическом училище г. Сызрань. После его окончания она работала в школе совхоза "Пионер". Проработав год, поступила в Учительский институт Сызрани и окончила его по специальности "учитель русского языка и литературы". Потом вышла замуж за моего деда Анатолия Николаевича Щеулова, и молодожены уехали на родину бабушки в Нижне-Сызранские хутора. В 1950 году в с. Кушниково открыли семилетнюю школу. Бабушка с дедушкой переехали сюда и до конца жизни прожили в этом селе. Бабушка сначала работала учителем русского языка и литературы, затем, с 1959 года, когда из семи классов оставили только 4, она стала учителем начальных классов.
Всю жизнь Ольга Петровна – моя бабушка – отдала детям. И нисколько не преувеличивая, хочу сказать, что она была главным человеком на селе! Ее знали все, к ней приходили за советом, к ней прислушивались, уважали и, мне кажется, даже немного побаивались. В хорошем смысле, конечно. Бабушка – ровесница века: она умерла в прошлом году, не дожив до 98 лет несколько дней.
Моя мама Татьяна Анатольевна Скрипченко – человек также небезызвестный. Сначала она, получив профессию "фармацевт" в г. Ульяновске, несколько лет работала по этой специальности в г. Сызрань. И, скажу я вам, иметь домашнего фармацевта – это очень здорово. Почуяв тягу к новым открытиям, в 1980 году она поступила в педагогический институт. Окончив его, стала работать в с. Кушкиково. И хотя по образованию она "учитель русского языка и литературы", много лет проработала в школе учителем начальных классов. Здесь она трудилась пока в 1993 году школу не перенесли в пос. Бумажная фабрика. На пенсию мама уходила уже из СОШ с.Малячкино (начальная школа в пос. Бумажная фабрика стала филиалом средней школы).
"Учительский ребенок" – так называли меня шутя соседи и знакомые. Да, когда твоя мама учитель, ты не на первом месте. Но как я важничала, когда мне разрешали зайти и посидеть в учительской на диване! Ведь остальным ученикам проход туда был закрыт. Мама – профессионал своей деятельности. Ее уроки отличались оригинальностью, яркостью, динамичностью, интересной подачей. Я знаю об этом не понаслышке, ведь мама учила меня целых три года. Мои одноклассники очень любили свою учительницу, и мне казалось, немного завидовали, что у меня такая умная и красивая мама. Мамины выпускники до сих пор поддерживают с ней общение, созваниваются и поздравляют с праздниками. Мамочка – умнейший человек, прекрасный собеседник и всесторонне развитая личность. С ней мы можем разговаривать часами напролет, обсудить историю России, поэтов "серебряного века" или любимых актеров. А еще у нее есть хобби – она отлично шьет. Вы бы видели, какие шедевры создает мама! Мамуля давно на пенсии, но ее педагогическая деятельность не прекращается и по сей день. Широким потоком льются в двери дома моей мамы толпы ребятишек. Как говорится, "к пустому колодцу люди не ходят". Мама, ты – самый главный и любимый учитель (человек) в моей жизни!
Ну, а мне, "учительскому ребенку", сам Бог велел стать учителем. Я работаю в школе, учу детей английскому языку. И как бы ни был нелегок мой труд, получаю огромное удовольствие, видя, что я являюсь частицей их взросления, изменения и стремления к лучшему. Гены… От них никуда не денешься. Примером, советом, заботой и вниманием бабушка и мама помогли мне найти свое место в жизни. Спасибо за то, что привили любовь к этой прекрасной и ответственной профессии. Без вас я бы не справилась!"
Подготовила Ю. Потапова по материалам, предоставленным А.Г. Гурьяновой.
Фото предоставлено автором.