Хакасия и, в частности, территория нынешнего Ширинского района интересовала выходцев из разных уголков континента с незапамятных времен. Первые люди из Европы – неандертальцы, пришли около 70 тысяч лет назад. Около шести-семи тысяч лет назад миграции в Минусинскую котловину возобновились. Народы сменяли друг друга с разной периодичностью, иногда пересекались и ассимилировались. Культуры подавлялись одна другой, смешивались, трансформировались. Жизнь в хакасских степях кипела всегда.
Наиболее активное и насыщенное событиями движение народов началось в бронзовом веке. По крайней мере, археологические находки говорят именно об этом. Возможно, все дело в том, что более поздние культуры оставили менее яркий след в истории за счет своей отдаленности во времени, отсутствия свидетельств тех далеких событий. О происходящем тогда можно говорить, во многом опираясь на догадки и предположения.
Около 460 года нашей эры из восточного Тюркистана в Хакасию приходят тюрки и кыргызы. Их племена включаются в торговлю и дипломатические взаимоотношения с государствами, контролирующими систему трансконтинентальной торговли, известной как Великий Шелковый путь. Вместе с торговлей в регион приходят религии: манихейство, христианство, буддизм. Не прекращается поток переселенцев из Европы.
"Кыргызская земля"
Кыргызское государство пало в XIII веке под ударами монгольских полчищ. Однако в эпоху позднего средневековья население долины Среднего Енисея под эгидой кыргызов, частично сохранившихся после монгольских погромов, образовало этносоциальное объединение "Хонгор", или "Хонгорай". Роль кыргызов здесь была настолько велика, что даже русские служилые люди называли эту местность "Кыргызской землей".
В конце XVI – начале XVIII века "Киргизская землица" – нынешняя Хакасия – занимала территорию Хакасско-Минусинского края и возглавлялась князьями енисейских кыргызов. В начале XVII века население Тувы и Хакасии попало в данническую зависимость от монгольского государства Алтын-ханов. Основное его население составляли монголы-хотогойты. Их соперниками стали монголоязычные джунгары (ойраты, калмыки), которые продвигались из Западной Монголии в верховья Иртыша и Оби. Они обложили данью жителей Алтая и Хакасии. Местное население не могло противостоять численно превосходившим джунгарам.
С приходом русских на Средний Енисей ситуация в Южной Сибири осложнилась. После присоединения в 1582-1598 годах Сибирского ханства и гибели хана Кучума началась колонизация этой огромной территории. В начале XVII века русские служилые люди стали продвигаться в Восточную Сибирь и после строительства Томска в 1604 году вступили в соприкосновение с жителями Хакасско-Минусинского края.
Современная территория Ширинского района в то время была населена кыргызами-алтысарцами. Русские письменные источники дают сведения о местоположении некоторых алтысарских улусов. В 1659 году Степан Гречанин ездил с посольством к алтын-хану Лоджану через Хакасию. На реке Белый Июс кочевали дети князя Изерчея, а он сам со своим улусом уходил вверх по реке. От Изерчея послы приехали на урочище, на реку Оу близ Белого Июса. Там находились князья Табун Кочебаев, Сенже Карин и Собе Тантыкаев со своими улусами. Оттуда Степан Гречанин отправлял своих помощников в улусы князей Кенчибея Медечи и Иченея Мергена. Дальше они проезжали через улусы других князей (кереитского и алтырских). На обратном пути послы посетили улус князя Иренака Ишеева на Белом Июсе. Кыштымами (вассалами) алтысарцев были различные тюркоязычные племена: ачинцы, кызыльцы, камлары, басагары, мелесцы, шусты (шуйцы), томские татары и другие этнические группы бассейнов Чулыма и Томи. В течение всего XVII века на территории нынешнего Ширинского района располагались кочевья кыргызского племени алтысарцев.
В 1703 году в Джунгарии началась междоусобная борьба. Правитель ханства Цэван-Рабдан, опасаясь, что кыргызские князья могут перейти на сторону мятежников, решил временно переселить к себе часть населения Хакасии. Летом 1703 года прибывшее из Джунгарии двухтысячное войско увело отсюда три тысячи семей кыргызов и их кыштымов. Большинство из них не смогли вернуться на родину.
Подгородные качинцы
На освободившиеся от кыргызов земли с 20-х годов XVIII века из-под Красноярска стали переселяться подгородные качинцы. На территории современного Ширинского района расселились представители родов Ызыр и Бюрют.
Организация управления в XVIII веке была одинакова у всех групп хакасов. Несколько юрт составляли улус, из улусов состояла волость. Несколько волостей образовывали землицу или аймак, подведомственный башлыку, избираемому обществом из своих сородичей. Власть башлыка приравнивалась к власти крестьянского волостного головы.
Главным занятием июсских качинцев тогда было полукочевое скотоводство. Они разводили лошадей, овец и коров. Богатые качинцы имели одних только лошадей по 30-40 табунов, не считая многочисленных стад овец и крупного рогатого скота. Животноводство было преимущественно пастбищным, заготовка сена имела незначительные размеры. Частично они занимались охотой на пушного зверя, шкурками которого уплачивали ясак – налог. Земледелие в XVIII веке не получило большого развития. Лишь отдельные хозяйства сеяли немного ячменя и дикой гречихи, чтобы обеспечить себя крупой на похлёбку или каши.
Енисейская губерния
В 1822 году генерал-губернатор М.М. Сперанский провёл реформу управления Сибири. Бассейн Енисея был выделен в Енисейскую губернию с центром в Красноярске. Территория нынешней Хакасии оказалась в пределах Енисейской губернии, в составе двух округов, Минусинского и Ачинского. По "Уставу об управлении инородцев" хакасы были причислены к категории кочующих и получили право на ограниченное самоуправление. В составе Минусинского округа были образованы Качинская степная дума, включавшая в свой состав абаканских, июсских и красноярских подгородных качинцев, соединённых разнородных племён, куда вошли сагайцы, бельтыры и часть шорских родов, и Койбальская степная дума. В составе Ачинского округа была образована Кызыльская степная дума. Степные думы делились на административные рода, управляемые башлыками.
Красноярские качинцы издавна жили оседло среди русских крестьян. 1833 году по их просьбе они были переведены в категорию "оседлых инородцев" Красноярского округа. Впоследствии все они обрусели. В 1840-е годы началась борьба за власть между абаканскими и июсскими качинцами. В результате в 1851 году губернское начальство приняло решение ликвидировать Качинскую степную думу, заменив её двумя управами: Абаканской и Июсской.
Во второй половине XIX века территорию района населяли июсские качинцы и часть родов кызыльцев. На правобережье Белого Июса, по озёрам Фыркал и Тус жили качинцы БелоИюсского административного рода. К северо-востоку от них, по озеру Белё, жили члены Старо-Июсского рода; по реке Туим, озёрам Шира, Иткуль обитали качинцы Бирского рода. На левом берегу Белого Июса, по соседству с Бело-Июсским административным родом (Чебаки, Янгулов, река Чёрный Июс, озеро Чёрное) располагался Басагарский административный род Кызыльской степной думы Ачинского округа. Западнее басагарцев, от северо-западного побережья Чёрного озера, жили представители МалоАчинского рода. На крайней северозападной границе района жили члены Курчиковского административного рода Кызыльской степной думы.
Минусинский уезд
В формировании населения во II половине XIX века большую роль сыграла государственная переселенческая политика. Численность населения Минусинского округа увеличилась с 1861 по 1891 годы в 1,5 раза. Русские, украинцы, белорусы, поляки, финны, эстонцы, латыши, черкесы, татары и другие составляли 24,3 процента населения, хакасы – 17,3. Уменьшение доли коренного этноса связано, прежде всего, с интенсивным миграционным потоком – увеличился спрос на сибирские земли, шло строительство Сибирской железной дороги. Это приводило к оттеснению коренного населения на близлежащие территории и наделению переселенцев широкими правами на землю на основании законов 1896 и 1898 годов.
В конце XIX – начале XX века изза распространения мелкотоварного хозяйства, торгово-ростовщических операций у качинцев шел процесс социального расслоения. В результате часть хакасов разбогатела, их называли баями, другая часть обеднела, большую часть составляли середняки. Баи имели по 30-40 табунов лошадей и вели свое хозяйство, используя труд соплеменников, разорённых маторов, обедневших сагайцев.
28 октября 1911 года постановлением Енисейского губернского управления хакасы были переведены из кочевых в оседлые. 4 февраля 1912 года началась новая административная реформа. Основной её задачей было упразднение "инородческих" управ и замена их на волости. В 1912 году были образованы такие волости, как Аскизская, Усть-Абаканская, Кызыльская. В последующем, в 1915 году, произошло их разделение: из Усть-Абаканской выделилась УстьФыркальская, из Аскизской – Сейская.
Кроме коренного населения в УстьФыркальской волости в 1920 году проживали: поляки, немцы, греки, евреи и русские.
Ширинский район
В 1923 году постановлением ВЦИК был образован Хакасский уезд, центром стало село Усть-Абаканское. В состав уезда вошло 7 волостей: УстьАбаканская, Усть-Фыркальская, УстьЕсинская, Синявинская, Аскизская, Кызыльская, Сейская.
В 1924 году были упразднены волости в связи с созданием новых административных единиц – районов. Образованы Аскизский, Марковский (в 1925 году из него выделен Боградский), Таштыпский и Чебаковский районы.
Постановлением ВЦИК в 1933 году Чебаковский был переименован в Ширинский район. Райцентр был перенесён из Чебаков на железнодорожную станцию Шира.
Население Чебаковского, а в последующем и Ширинского района с 1928 по 1939 годы убывало. Причина снижения численности обусловлена: разделением района; голодом 1932 – 1933 годов, переездом жителей в городскую местность в связи с развитием промышленности; а также, вероятно, с окончанием строительства железной дороги Ачинск-Абакан, которое привело к оттоку строителей.
Коренной этнос представлял четвёртую часть всех проживающих в районе в 1934-1935 годах, около половины населения в 1939 году. Огромный скачок в росте числа хакасов, несмотря на снижение общей численности населения по Хакасской автономной области, пришёлся на 1933 год. Это обстоятельство было связано с уменьшением доли других национальностей на территории Ширинского района.
В годы Великой Отечественной войны население Ширинского района пополнилось за счёт переезда горожан в сельскую местность. В это время район являлся одним из поставщиков боеприпасов и продовольствия на фронт. Основными трудовыми ресурсами были в большинстве своём женщины, пенсионеры, молодежь, мобилизованные, репрессированные, депортированные. Большую часть рабочей силы, прибывшей за годы войны, составили немцы, меньшую – калмыки и прибалтийские народы. В послевоенные 1950-е годы с освоением целинных земель также отмечается рост населения района.
В 1959 году в Ширинском районе проживали хакасы, русские, татары. украинцы, белорусы, узбеки, казахи, евреи и прочие национальности.
В 90-е годы население Хакасии регулярно пополняли вынужденные мигранты. Основную их массу составляют люди, прибывшие из стран СНГ и Балтии, Киргизии, Узбекистана, из регионов Российской Федерации. Что естественно сказалось и на национальном составе населения района. Увеличилась численность русских и хакасов в период с 1959 по 2002 годы и значительно уменьшилась доля татар, украинцев, белорусов и немцев.
История формирования населения Ширинского района прошла нелёгкий путь. Переломными моментами оказались такие события, как увод части качинцев в Джунгарию, присоединение территории Хакасско-Минусинской котловины к России, становление Советской власти в регионе, социально-экономический и политический кризис 1990-х годов.