Мы часто в последние годы слышим с голубых экранов и по радио, встречаем в статьях газет и журналов понятие "толерантность". А что оно означает? Спросив несколько человек разного возраста на улицах села, практически никто не смог внятно объяснить. Обратившись к википедии, читаем: "Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию".
Делаем вывод, что быть толерантным, значит, быть терпеливым, лояльным к другим людям, несмотря на их взгляды на жизнь, национальность, менталитет, интересы, здоровье…, принимать человека таким, какой он есть.
Что происходит на самом деле? Все ли люди толерантны, и есть ли такие вообще?
По воле судьбы я пару лет назад работала в городском инклюзивном детском саду, где были детки не только разных национальностей (русские, татары, чеченцы, американцы, башкиры, узбеки, таджики…), но и на 30 процентов дети с ограниченными возможностями здоровья. Помимо здоровых детишек, в группе были ребятишки с синдромом Дауна, с разной степенью аутизма, с ДЦП, с признаками шизофрении, эпилепсией…, разные ребятишки, которые, как все, имеют право жить, творить, познавать мир, быть любимыми и любить, быть услышанными, получать образование и многое другое.
Но не всегда люди адекватно реагируют на них при встрече, оглядывают с головы до ног, могут сказать что-нибудь неприятное и обидное. Почему? Ответ прост – они не знают, как общаться с такими детьми, им никто в свое время не прививал терпимость и понимание, что неважно, какой ты национальности, какого цвета у тебя кожа, главное, ты – человек, такой же как все, но со своими потребностями, требующий, возможно, больше внимания.
С недавнего времени в детских садах, школах всех детишек стали воспитывать вместе, размещая в одних группах, классах. В моем детском саду мы ежегодно в ноябре отмечали День толерантности, чтобы детки с раннего возраста учились быть терпимыми к другим, понимающими, способными на взаимопомощь и поддержку – это целый праздник. Каждая группа готовила для выступления вокальный или танцевальный национальный номер, потом в музыкальном зале демонстрировала их для всех. Мы группами ходили друг к другу в гости с подарками, сделанными своими руками, рассказывая ребятам о какой-либо народности, её отличии, особенностях. Ребятишкам очень нравится узнавать что-то новое. Когда они с юных лет "подкованы", сложностей и проблем в будущем не будет, жить будет проще.
Обязательно необходимо учить детей быть толерантными, в этом залог будущего успешного построения межличностных отношений в многонациональном обществе.