Весеннее половодье в Туиме прошло тяжело, как практически и по всей Сибири. Частые снегопады с огромным количеством осадков, резкие перепады температур создали задел для подтопления некоторых участков.
Следует отметить, что подготовка к паводкам проходила весьма активно – в Туиме загодя сделали обводную дамбу, прочистили водопропускные трубы, бульдозеры грейдеровали улицы, а МЧС в это время с помощью летательных дронов проводил мониторинг запасов снега. Но когда в конце марта выпало несколько месячных норм осадков, грунт оказался переувлажнен, вода перестала впитываться и стекала с гор настолько бурными потоками, что с водоотведением не справилась труба полутораметрового диаметра. Минимизировать ущерб тогда позволили экстренные меры с применением тяжелой техники и помощь порядка двухсот простых туимцев, вышедших на борьбу со стихией с лопатами и ломами. Проложили брустверы и гравийные насыпи, перенаправляя воду от жилых построек, что позволило избежать их массового подтопления. Свои машины тогда прислали ДРСУ, "Ширалессервис", активно участвовали другие районы Хакасии, перенаправляя технику и материалы в самые проблемные зоны.
И все же несколько улиц – Дзержинского, Горького, Первомайская, Крестьянская, Чапаева, Новая местами стали непригодны для движения автотранспорта.
После паводков сельской администрацией при содействии районной комиссии по предупреждению ЧС было составлено 12 актов и смет по проблемным участкам дорог и перекресткам. Основной урон пришелся на дорожное полотно. Проанализировав ход аномально мощного снеготаяния этого года, намечено создание новых гидротехнических сооружений, приспособленных к более быстрому сходу воды, чтобы в будущем поселку было легче справиться с весенними капризами природы. Для этого в местах, где шли воды в этом году, например, по улице Кирова в районе 1-3 домов, будут вскрывать асфальт, чтобы провести под ним дополнительные водоотводные трубы.
Вопрос финансирования дорожных работ – самый больной, так как на сегодняшний день свободных денежных средств у Туима нет, все траты давно расписаны. По запросу прокуратуры сделали оценку технического состояние дорожного полотна за 430 тысяч рублей – составленных бумаг набралось несколько килограммов. Глава сельсовета Владимир Селютин считает, что состояние дорог и так всем известно, и эти деньги стоило бы пустить именно на ремонт, но оценка требуется законодательно, и ничего не оставалось, кроме как её заказывать.
Для восстановления дорог после паводков деньги удалось найти по линии МЧС. Процесс их "выбивания" оказался непрост, но прошел на удивление в сжатые сроки. Еще весной была составлена дефектная ведомость с указанием пострадавших участков, подготовили смету, заверенную актом, подтверждающим достоверность ущерба для конструкций и дорог. Для этого глава сельсовета сам проехал по местам и делал снимки. Затем прошла череда ходатайств от Туима к районной администрации и далее в республиканские органы. В итоге, по решению Правительства Республики Хакасия на мероприятия, связанные с устранением последствий паводков выделено чуть более 6 млн рублей из резервного фонда по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий. Кроме того, 125 тысяч рублей выделено дорожно-строительному управлению.
Впрочем, деньги согласно бюджетного законодательства еще только запланированы, и на счета исполнителей они придут не раньше того момента, когда все объемы работ будут выполнены – уложен асфальт, проведены водоотводные каналы, подписан акт приема. Подрядчики к такому порядку привычны и знают, что предоплаты в муниципальных заказах исключены. В условиях чрезвычайной ситуации проведение конкурса не потребовалось, государственное казенное учреждение "Ширинское ДРСУ" уже приступило к работе. Провели предварительную отсыпку песчано-гравийной смесью, задействовали катки, трамбующие грунт, полным ходом идет подготовка к укладке асфальта. Общая длина дорожного полотна, планируемого реконструировать на разных участках пострадавших улиц – более километра.
Администрация Туима внимательно следит за процессом, помогает решать рабочие вопросы. Местные жители в подавляющем большинстве положительно оценивают ведущиеся работы, хотя есть и настороженные отклики – не приведет ли ремонт к тому, что вода по новым маршрутам пойдет к ним в дома. Такие вопросы были, например, во время углубления речки, но планировка делается с учетом того, что потоки по всем отведенным каналам схода не должны затронуть постройки и дороги.