Когда казалось – хуже уже быть просто не может, Ширинский сельский Совет решил удивить жителей и гостей районного центра и продемонстрировать – еще как может, и в очередной раз внес в дело ремонта и содержания поселковых дорог ноу-хау: теперь вместо песчаника дорожные ямы заделываются землей, взятой тут же на обочине. В принципе, подобное решение напрашивалось давным-давно – песчаник мало чем отличается от глины – оба "дорожных материала" исчезают с первым дождем, зато землю возить с карьера не надо, а это существенная экономия денежных средств.
В районном центре качество дорог, а если быть точнее, практически их полное отсутствие – стало притчей во языцех. Проблема появилась не сегодня, и далеко не вчера – странная практика ремонтов применяется несколько лет, при этом "Ширинский вестник" еще в прошлом году доказал – дорожный фонд сельского Совета позволяет проводить ямочный ремонт с помощью асфальта, но не песка. Через несколько дней после публикации – нуждающиеся в ремонте улицы, впервые за долгое время, были заасфальтированы. Потом наступила зима с ее обильными осадками, появилась другая напасть – накаты, которые исчезли с приходом тепла. Сегодня ситуация значительно ухудшилась, часть поселковых магистралей перестала быть пригодной для движения автомобилей: если раньше водители возмущались манере пешеходов гулять по проезжей части, то нынче пешеходы негодуют маневрам автомобилистов, движущихся по обочинам дорог.
Сказать, что водители и пешеходы, то есть все население села, остались один на один с проблемой – слукавить. Например, среди многочисленных функций ГИБДД есть и дорожный надзор, а занимается им в нашем районе государственный инспектор в чине старшего лейтенанта Игорь Спирин. Наказывает ли госинспектор сельсовет и его главу, как это происходит с обычными автомобилистами? Давайте разбираться.
– В 2018 году собственнику дорог Шира – сельскому Совету в лице его представителя Юрия Ковалева было выдано 10 предписаний. Сельсовет должен был ликвидировать ледяные отложения и зимнюю скользкость, в переводе на русский язык убрать накаты, посыпать реагентами проезжую часть, – рассказывает полицейский. – Распоряжение госавтоинспекции сельская власть выполняла своими силами, без привлечения техники – рабочие ломами и лопатами сбивали лед. Коэффициент полезного действия мизерный, но другого варианта не было – из-за большого долга Ширинское ДРСУ не выпустило грейдеры на линию.
Из десяти предписаний одно сельсоветом выполнено не было, ГИБДД составила административный протокол по статье 19.5 КоАП РФ, которая так и называется: "Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор…". Ширинский мировой суд, ознакомившись с материалами дела, признал Ширинский сельский Совет виновным и прекратил производство в виду малозначительности. То есть юридическое лицо какие-то меры принимало, что-то делало, следовательно, виновато, но не настолько сильно, чтобы его наказывать.
Растаял снег – проявились дефекты асфальта, надо сказать, еще незначительные. В связи с чем 6 апреля ГИБДД выносит сельсовету предписание – устранить нарушения асфальтобетонного покрытия. Юрий Ковалев принимается за хорошо знакомое дело – засыпает, конечно, не лично, ямы песчаником. Автоинспекция принимает действия главы как исполнение предписания – проезд транспорта с разрешенной правилами дорожного движения скоростью был обеспечен. Правда, основной мотив одобрения действий Ковалева заключался все же в другом – в апреле асфальтовый завод не работает, а найти в условиях Сибири необходимый строительный материал физически невозможно.
Естественно осадки и интенсивное движение выбили из ям самодельные заплатки – 18 мая районная ГИБДД вновь выносит предписание, в котором указывает собственнику дорог Ширинскому сельсовету в десятидневный срок устранить дефекты дорог. Проверка установила – сельская власть вновь ремонтирует проезжую часть старым и хорошо освоенным способом – засыпает ямы землей. Надо сказать, завод по производству асфальта к этому времени уже заработал.
31 мая Ширинская ГИБДД составила два административных материала о привлечении к административной ответственности Ширинский сельский Совет. Первый документ вменяет юридическому лицу неисполнение требований по ремонту дорог с интенсивным движением: 50 лет ВЛКСМ, Курортная, Октябрьская, Мира¸ Рабочая, Щетинина и ряд других. Второй протокол указывает, что сельсовет не произвел ремонт подъездных путей к железнодорожному переезду – там зияют все те же ямы.
Собранные материалы автоинспекция направила в Ширинский мировой суд, которому предстоит разобраться – есть ли в действиях юридического лица вина. В любом случае суд направит Постановление обратно в ГИБДД, которая в свою очередь, перешлет его в прокуратуру, а она опять подаст в суд с требованием обязать Ширинский сельский Совет восстановить дорожное полотно. Контролировать судебное решение будет служба судебных приставов.
Бюрократия в её чистом виде.
Согласимся, автоинспекция и ее дорожный надзор делают все от них зависящее, чтобы заставить главу сельского Совета заняться дорогами. А что делать автомобилистам? Ремонт подвески – это само собой разумеющийся факт, но что еще? Главное, знать, что случившаяся из-за отвратного дорожного полотна поломка – это ДТП со всеми вытекающими последствиями. И как в любой аварии, после встречи с особенно глубокой ямой, из-за чего агрегаты приказали долго жить, вызывается наряд полиции для оформления протокола о дорожнотранспортном происшествии, в котором сотрудники правопорядка фиксируют все обстоятельства аварии. После этого сломанная деталь отправляется на оценку независимому эксперту, у него обязательно берется чек. Вообще необходимо максимально полно зафиксировать все свои затраты – собственник дороги также обязан их возместить. После получения заключения оценщика дорога одна – в суд. К исковому заявлению прикладываются все собранные документы. Сельсовет, если авария произошла в черте села, или ДРСУ, если – на дороге за его пределами, обязан возместить стоимость ремонта и другие сопутствующие траты – услуги эксперта, адвоката…
Кто-то посчитает, не тот это случай, когда стоит терять время и деньги, тем более победа в судебной тяжбе призрачна, а траты более чем реальны. Если подойти к делу грамотно, проконсультироваться с юристом, а еще лучше нанять его – удовлетворение иска обеспечено.
Тема дорог районного центра, кажется, не будет исчерпана никогда, а ведь были времена, когда проезжая часть находилась в пристойном состоянии. И кивать на отсутствие денег сельскому Совету уж точно не стоит, в том же Соленоозерном поселковые трассы асфальтируются, функционирует уличное освещение. При этом у государственного инспектора дорожного надзора нет никакой необходимости понуждать Виктору Куру заниматься содержанием дорог – глава заботится о жителях. P.S. Старший лейтенант Игорь Спирин сообщил, в отношении Ширинского сельского Совета готовится еще один протокол об административном правонарушении. На этот раз сельская власть не привела в порядок дорожную разметку, впрочем, это и понятно, на что ее наносить? Асфальта нет, а на песке краска не держится.