В редакции "Ширинского вестника" появился новый экспонат для будущего музея журналистского ремесла. "Вилия-авто" с объективом "Триплет 69-3" 4/40 – советский малоформатный фотоаппарат с автоматическим управлением экспозицией, выпускавшийся с 1973 по 1985 год Белорусским оптико-механическим объединением.
Это вторая модель из семейства "Вилия". Раритет подарил редакции Виктор Петрович Родионов, занимавшийся любительской фотосъемкой с юности.
Первым его фотоаппаратом еще до армии была "Смена", доставшаяся по наследству племяннику со всей фотолабораторией. С этой камерой связана одна история. Призвавшись в армию, где служил с другом из Шира, Виктор Родионов взял с собой и камеру, а перед дембелем бойцам предложили поехать в Казахстан на целину, требовались помощники на уборке хлеба, от полка нужны были два добровольца. О своем решении Виктор родным не сообщил. Друг тоже хотел поехать, но его не взяли из-за проблем со здоровьем, тогда Виктор Родионов попросил его захватить домой и фотоаппарат. Когда молодой человек пришел к матери новоиспеченного целинника и молча протянул ей вещи друга, ей стало плохо. Благо, юноша быстро сориентировался в ситуации и объяснил женщине суть происходящего. Все обошлось легким испугом.
Второй фотоаппарат "Вилия-авто" достался гостю редакции, можно сказать, случайно. Работая после армии в "Сельхозтехнике", дело было в 70-е годы, юноша невольно стал участником соревнования по рыбной ловле, рыбаком, при этом, вовсе не являясь. Профсоюзы в то время часто устраивали массовые соревнования, зачастую с хорошими призами.
– Я изначально ехать не хотел, друг подбил, у меня ведь даже удочки не было, а он рыбак. Говорит: у меня есть снасть, я тебе одолжу. В итоге он заболел и не смог принять участие, а я взял его удочку и поехал.
Тогда был март или апрель, точно Виктор не вспомнил, но лед в то время был еще толстым, а солнце по-весеннему теплым. Оно и сморило начинающего рыболова-любителя, Мужчина закинул удочку и задремал рядом с лункой. Разбудил его один из организаторов соревнований.
– Виктор, говорит, у тебя клюёт! Я смотрю, точно, вытащил окунька, затем еще шесть и поклёвки прекратились. Даже не думал идти на подведение итогов, не хотел позориться таким уловом, но знакомый, поймавший только двух рыбок и получивший в итоге приз – зажигалку, предложил сходить, глянуть, кто первое место займет.
Как оказалось, больше новичка наловил только Геннадий Голованов – девять окуней, за первое место он получил транзисторный приемник, а Виктору за семь хвостов присудили второе с призом – фотоаппарат "Вилия-авто".
Всего выпускались четыре модели этого семейства, имевшие одинаковый корпус и объектив, отличавшиеся только способом установки экспозиции. Младшая "Вилия" имела ручную экспозицию, "Вилия-авто", как следует из названия, – автоматическую. Экспонометр сам менял выдержку и диафрагму. "Силуэт-электро" – это автомат с приоритетом диафрагмы, а "Орион-ЕЕ" – с приоритетом выдержки. Несмотря на разные названия аппаратов, это, по сути, одна и та же камера с вариациями, и то, что в современных камерах решается просто поворотом диска выбора режимов, в 70-х годах потребовало создания четырех самостоятельных фотоаппаратов – такой забавный факт.
Клавиша спуска – своеобразный курок – расположена довольно низко и имеет очень длинный ход, так что, фактически, чтобы сделать снимок, камеру приходится удерживать только левой рукой, что отрицательно сказывается на четкости снимков из-за "шевеленки" или, попросту, смазов. Управление автоматикой происходит при помощи небольшого, но удобного переключателя в правой нижней части объектива. Если он в положении "А", соответственно, камера будет управлять экспозицией сама.
Можно самостоятельно выставить диафрагму, но выдержка при этом будет всегда 1/30 или треть секунды.
Ближний предел фокусировки – 80 сантиметров, дальний – бесконечность, как заявляет производитель.
Если "Вилию-авто" и подобные ей аппараты сравнивать с современными устройствами, то она стоит примерно на одном уровне с камерами недорогих смартфонов и имеет ценность только среди истинных ценителей ретро.