На одной из сопок Кузнецкого Алатау, рядом со Знаменитовскими гольцами на границе Хакасии и Кемеровской области, кипит работа. На ее вершине развернулся карьер "Подлунный", а тело горы пронизывают десятки километров штолен и горизонтов шахты "Северная" Коммунаровского рудника.
У начальника шахты Виктора Буянова солидный опыт работы в золотодобыче. Горный инженер по образованию, после института двенадцать лет посвятил науке в филиале новосибирского горного института сибирского отделения Российской академии наук в Красноярске. Грянули девяностые, Виктор Васильевич, как многие ученые мужи, забросил исследования, искал иные способы прокормить семью. Создал свою фирму по производству уникального горного оборудования, просуществовавшую несколько лет. Затем получил собственную лицензию, открыл рудник в Тыве, но по ряду причин ушел из бизнеса, занимался золотодобычей в артелях Забайкальского края и Бурятии.
Под горой
Перед спуском в базальтовые лабиринты необходимо экипироваться, сменить повседневную одежду на теплое нательное, робу, высокие сапоги, подшлемник и, разумеется, каску, получить изолирующий самоспасатель, в народе именуемый "самоспас", и шахтерский фонарь.
Вход – 12-я штольня, здесь начинается шахта "Северная" общей протяженностью около 70 километров подземных выработок с более чем вековой историей. Трудно представить, что в 1899 году золотодобытчики начали вгрызаться в одну из самых твердых и прочных пород вулканического происхождения, располагая лишь кайлом, киркой, лопатой и ломом, разрывая и дробя руду, уходя все глубже, следуя за Богом дарованной кварцевой золотоносной жилой, давшей название руднику, как за путеводной нитью в недра горы.
***
С 1899 по 1917 год на руднике "Богом дарованнный" было добыто 4576,7 кг золота. Гражданская война, борьба с Колчаком и разруха привели к консервации, с 1918 по 1928 годы горные работы не велись. За годы гражданской войны и в борьбе с местными бандами погибло много рабочих. В память о них в августе 1922 года на общем собрании жителей поселка рудник "Богом дарованный" был переименован в "Коммунар".
***
Из двенадцатой штольни спуститься глубже можно по вертикальной артерии – стволу № 3. Клеть доставляет рабочих в 15-ю и возвращается наверх. Еще один спуск по стволу № 1, здесь шахтерский лифт движется в два раза быстрее, но спуск занимает значительно больше времени, пункт назначения – 18-я штольня.
***
Штольни – основные откаточные горизонты, где производится выдача руды из шахты на рудный склад, откуда их доставляют на золотоизвлекательную фабрику (ЗИФ).
***
В горной выработке, которая несколько шире и выше забоя, оборудован ремонтный цех. Здесь есть все необходимое, в том числе мощные лебедки, ведь, например, для замены подшипников на колесах вагонетки ее необходимо поднять и полностью демонтировать мост, а так как время дорого, домкратами это делать нецелесообразно и, нужно полагать, небезопасно. Бригада механиков проводит ремонты различной сложности, в том числе двигателей электровозов, что называется "на лету" – практически без отрыва от производства.
Начальник второго участка Игорь Никитин и механик Анатолий Гордеев рассказали, что основная проблема поездов – подшипники. Это неудивительно, подземная узкоколейка мало чем походит на обычное железнодорожное полотно. Местами рельсы почти полностью погружены в воду, с одержащую большое количество рудной пыли, в избытке присутствующей в горных выработках и неизбежно образующейся при взрывах. По-другому рыхлить базальт, попросту, невозможно, ведь его твердость здесь доходит до 18 единиц по шкале Протодьяконова и входит в первую категорию – очень крепкие и в высшей степени твердые породы, техника подвергается серьезным испытаниям на прочность.
***
Электропоезда на шахте "Северная" перевозят за один рейс 20-36 тонн руды, в зависимости от грузоподъемности и количества вагонеток в составе.
***
Параллельно с добычей постоянно ведется разведка, буровые станки пробиваются в толщу на глубину от полутора до двух тысяч метров в месяц. Это дает возможность в режиме реального времени вести оценку содержания драгметалла и поиск новых рудных тел, уточнять их контур, чтобы знать, в каком направлении двигаться, и не тратить время на переработку "пустой" породы.
Вниз по спирали
Чтобы спуститься ниже, придется пешком или на специальном автомобиле, на местном сленге называемом "бычок", проделать путь по спиральной выработке сечением 25 квадратных метров и протяженностью почти два с половиной километра. Такой широкий тоннель нужен для свободного движения тяжелой техники, и если при добыче твердость породы является скорее препятствием, то в данном случае за счет этого нет необходимости крепить высокий свод металлическими или деревянными конструкциями.
На глубине дает о себе знать нехватка свежего воздуха. Привычные к таким условиям работы шахтеры ее не ощущают, а человеку неподготовленному это досаждает, тем более, что чувствуется запах выхлопных газов. Начальник шахты Виктор Буянов пояснил, что подземная техника оборудована каталитическими и водяными (так называемые "бурбуляторы") нейтрализаторами, и этот выхлоп неопасен, тем более что шахта проветривается. Свежий воздух подается принудительно, а рудничная вентиляция происходит естественным путем за счет депрессии – недостаточного или избыточного давления, в зависимости от того, откачивается или подается воздух. Где не хватает естественного проветривания, устанавливаются вентиляторы, обязательно проветриваются тупиковые проходческие забои, оттуда необходимо удалять пыль и газы, оставшиеся после взрывных работ, и подавать свежий воздух.
Нижняя точка – 594-й горизонт.
Одна "Северная" неспособна покрыть потребности модернизированной ЗИФ, она дает около двадцати процентов сырья для переработки, остальные 80 – карьер. Содержание драгметалла в шахтной руде выше, поэтому даже при условии увеличения добычи золота открытым способом подземные работы не потеряют своей значимости. Шахтеры по-прежнему будут спускаться вниз, проходчики и дальше будут складывать десятки метров забоев в километры базальтовых лабиринтов.