В ноябре прошлого года "Хакасавтодору" удалось получить из резервного фонда Правительства Российской Федерации 350 миллионов рублей на обновление парка техники дорожных ремонтно-строительных управлений. Осенью ширинским дорожникам начали поступать новые машины, тракторы и спецагрегаты.
– Были поданы заявки, мы попросили именно то, что было необходимо для содержания автомобильных дорог, не больше, но и не меньше, и, как ни странно, получили всё оперативно, хотя программа модернизации была рассчитана на несколько лет, – делится радостью директор государственного унитарного предприятия "Ширинское ДРСУ" Сергей Белянин.
Речь идет не просто о паре "ГАЗелей" или "КАмаЗов". Два тяжелых автогрейдера ДЗ-98, две единицы техники для уборки снега и подсыпки противогололедного материала, шнекороторный снегоочиститель на базе вездехода "Урал", машина для нанесения дорожной разметки, установка для ямочного ремонта Р-310 и автомобиль "Дорожный мастер" на шасси "ГАЗ" – общей стоимостью около 25 миллионов рублей. Это, безусловно, внушительно, но вишенкой на торте стал полностью автоматизированный асфальтобетонный завод производства "УфаДорМаш" ДС 185-90, где последняя цифра, выход готовой смеси, 90 тонн в час. Цена контракта на это чудо инженерной мысли 37 миллионов 152 тысячи рублей. В России таких всего около десяти.
Практически все новые машины работают на линии, их приобретали не для стоянки в боксах, а вот завод еще не запустили, подрядчик не уложился в сроки. Тем не менее, пуско-наладочные работы почти завершены, остались завершающие штрихи с фиксацией узлов и настройкой электронной начинки.
– Там столько проводов, что создается впечатление, будто мы космический корабль собираем, а не асфальтовый завод, – смеется руководитель, надеясь, что в течение недели комплекс все же заработает.
Была ли острая необходимость в подобной обновке? Безусловно! До этого ширинские дорожники готовили асфальтобетонную смесь на двух старых заводиках, построенных более тридцати лет назад и коптивших не хуже броненосцев конца XIX века. Если для человека 30 – самый расцвет, то техника за такой срок эксплуатации лучше не становится. Старые агрегаты выработали свой ресурс с лихвой, да и попросту морально устарели, ведь к подобным сооружениям предъявляются повышенные требования безопасности и экологичности, не стоит забывать и об экономическом аспекте. Эти трудяги в сумме могли производить 60 тонн асфальта в час, один 25, второй – 35, а производительность нового в полтора раза больше.
ДС 185-90 может работать непрерывно, для этого в конструкции предусмотрен утепленный бункер-накопитель объемом 54 тонны, где готовая горячая смесь хранится до трех часов. Раньше самосвал подходил на погрузку, затем завод производил смесь, выгружая ее непосредственно в кузов, в это время вторая машина ждала, далее все повторялось. С запуском нового производства схема изменится: подъехал, загрузил, уехал. За счет сокращения рабочего цикла производительность асфальтоукладчиков значительно вырастет, что облегчит жизнь не только дорожникам – техника будет работать без простоев, но и участникам движения.
Площадка под сырье рядом с заводом готова, подготовка компонентов будущего асфальта идет полным ходом. Механик-энергетик Ширинского ДРСУ Николай Терёшкин рассказал, что в начале линии расположены четыре засыпных бункера под песок и щебенку разной фракции, где начинается производство с дозировки компонентов будущей смеси. По транспортеру сыпучие материалы подаются в сушильный барабан, затем в горячий элеватор и на грохот, откуда попадают в дозатор, а подготовленный и очищенный наполнитель подается в смеситель.
Разумеется, комфортнее станет не только рабочим, занятым на непосредственной укладке дорожного полотна, но и операторам завода. Теплая кабина со звукоизоляцией и кондиционером, офисный стол, кресло, два жидкокристаллических монитора да пульт управления. При необходимости комплекс может работать не только в ручном, но и в автоматическом режиме по заранее внесенным "рецептам". Кроме того, есть возможность удаленного контроля над автоматизированным рабочим местом оператора.
В случае форс-мажора система сама себя диагностирует и выводит на экран результаты тестов, наладчикам остается только устранить неисправность в конкретных узлах, не тратя время на поиски причин остановки.
По заверениям директора предприятия, модернизация не повлияет на стоимость укладки дорожного покрытия, ведь асфальт, как и раньше, будет производиться на месте, в Шира. Другое дело – стоимость компонентов асфальтобетонной смеси, с прошлого года тонна мазута подорожала в среднем на три с половиной тысячи рублей, сумма, на первый взгляд, незначительная, но тенденция не из приятных.
Вся начинка нового комплекса электронная, настройщики из Уфы параллельно со сборкой оборудования обучают ширинцев им управлять, но если все же что-то пойдет не так, ремонтно-наладочная бригада прилетит в кратчайшие сроки – в течение года с момента запуска завод стоит на гарантийном обслуживании. Он работает, как предшественники, на жидком топливе, а степень очистки продуктов сгорания около 97 процентов, по большому счету мазут перерабатывается в кислород.
Несмотря на столь позитивные перемены, ложки дегтя все же не удалось избежать. Любая модернизация подразумевает и оптимизацию, попросту – сокращение штата. Дело в том, что на старых производственных мощностях были задействованы около десяти человек, не считая подсобных рабочих, теперь, чтобы нажимать кнопки, достаточно трех – на лицо профицит кадров. Руководитель ищет любую возможность оставить зарекомендовавших себя специалистов при деле, рассматриваются разные варианты, ведь сегодня найти работу в сельской местности – задача не из простых, Сергей Белянин это понимает и не спешит рубить с плеча.
Завод будет запущен, как только завершится настройка. Все узлы проверены, по отдельности они работают как часы, а вот для того, чтобы все это стало единым организмом, потребуется еще какое-то время.