Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Ширинского района Республики Хакасия

Адрес редакции: 655200, Россия, Республика Хакасия, п. Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21.
телефон: +7 (390) 359-11-29
e-mail: shiravest@r-19.ru

И когенек сошьет, и пого см...

И когенек сошьет, и пого смастерит

Культура хакасского народа по-своему красива, уникальна и самобытна. Многие семьи в нашем районе стараются ее беречь, соблюдая традиции. А вот создателей хакасской одежды единицы, одна из них Любовь Трошкина из Малого Кобежикова.

Начало швейного пути

Раиса Васильевна, мама Любови Ивановны, из многодетной семьи. Основам швейного дела обучилась на курсах кройки и шитья, но по семейным обстоятельствам не доучилась. Вышла замуж, жили с супругом в Аргистаре. Родилась дочь Люба, через семь лет сын Саша. Для всей семьи шила платья, костюмчики, брюки... Дочь с четвертого класса школьное образование получала в Абаканской национальной школе, где изучала хакасский язык, на уроках труда осваивала ножную швейную машинку. На каникулы девушка приезжала в Малый Кобежиков к маминой сестре, матери, перебравшейся сюда жить со временем. Попытка Любови Ивановны по окончании школы поступить в образовательное учреждение для получения специальности не увенчалась успехом, год работала в стройотряде на контейнерном заводе – возводила Абаканвагонмаш. В Малом Кобежикове восемнадцатилетняя Люба познакомилась с Анатолием, со временем молодые создали семью, стали жить в аале. Отец Анатолия подарил молодоженам коня, так было положено начало семейному хозяйству. Вскоре у супругов произошло радостное событие – рождение первенца Максима.

Так случилось, через год после замужества Любови Ивановны после тяжелой болезни не стало ее матери, Раисы. Ей было 39. С горестью вспоминает женщина, что хоть первого внука бабушка повидать успела.

Постепенно Любовь Трошкина познавала швейное мастерство во всей красе, купив первую электрическую машинку. Бабушка мужа, Евдокия Гавриловна, творила предметы одежды почти до 80-ти лет, не одно платье, сапоги или пальто из ее золотых рук стали любимой вещью в гардеробе... Сестрам Анатолия нашила национальные платья, которые они надевали строго на Пасху. Любу она научила разным швейным премудростям, создавать сорочки, платья, брюки…

Помимо этого, молодая швея увлекалась спицами и крючком. Вязала свитера мужу, кофты, носки, шарфы – детям, а их у супругов Трошкиных четверо: сыновья Максим, Иван, Петр и дочь Оксана. Днем на это времени не хватало, хозяйство – лошади, коровы, свиньи, овцы… Вечером детей спать уложит, тогда и спицы в руки.

Конечно, хотелось освоить пошив хакасской национальной одежды, в чем, несомненно, помогла бабушка. Когда дети Любови и Анатолия выросли, под ее руководством женщина смастерила самое первое хакасское платье на подарок тетушке. Самостоятельно первое национальное платье Любовь сшила внучке, дочери Максима. Дальше сработало "сарафанное радио" – один сказал, второй услышал, третий передал – начали появляться заказы.

Умения женщины пригодились, когда в аале открыли филиал РайПО, куда она устроилась швеей. Практически 15 лет мастерила платья, постельное белье, халаты, ремонтировала одежду. В 55 лет Любовь Ивановна вышла на пенсию.

Сыновья все с высшими образованиями, дочь не доучилась, вышла замуж, посвятила себя семье. Супруг Анатолий серьезно занимается коневодством, грациозных животных у Трошкиных не один десяток. И сыновья поддерживают увлечение отца, сами души не чают в скакунах.

Агрегаты хорошие, шей да шей

В коллекции хакасских нарядов Любови Ивановны платье (по-хакасски – ипчi когенек), жилетка (сигедек), рубахи мужские (ир когенек), яркие пого (женские украшения). Желающим сшить национальное хакасское платье изначально нужно выбрать ткань. Раньше использовали ситец, причем однотонный, позже перешли на шелк с жаккардовым рисунком, атлас. Дальше дело за выкройкой, для которой нужно правильно снять мерки: обхват шеи, длина рукава, пройма, длина изделия, окружность запястья. Здесь стоит отметить, что женские платья, рубахи шьют широкими – удобно для верховой езды, объёмные рукава не сковывают движений. Раньше вшивали клинья на спинку платья, потому что не хватало ширины ткани. Сейчас ширина материала позволяет шить наряды без клиньев. На праздничные платья могло уходить до семи метров ткани. Мужские рубахи подпоясываются, а женщины поверх платья или праздничных шуб надевают безрукавки – сигедек. Раньше их носили только замужние женщины.

Воротники на рубахах и платьях делают заостренными. Раньше с наличием ткани были трудности, поэтому воротник, наплечники и манжеты делали из разного материала, причем в два слоя, это учитывается и сейчас. Подол шьют тоже в два слоя.

Сагайцы – одна из групп хакасов, проживающих в республике – на национальной одежде вышивают крючком характерные узоры, воротники одежды у них закругленные, шлейф платья длиннее подола. По узорам можно было узнать род занятий семьи. Любовь Ивановна вместо узоров на воротник, наплечники и манжеты пришивает парчу – смотрится красиво, нарядно. Также применяет тесьму, с хакасским мотивом можно подобрать. Самая трудоемкая часть – мелкие складки на рукаве, они набираются вручную. Можно и на швейной машинке их сделать, но это не так просто – сборка должна быть прошита в четыре ряда с обязательной цветной строчкой. Работа кропотливая и очень тонкая, терпение и усидчивость – верные спутники любой швеи. Чтобы создать платье, Любови Ивановне нужно примерно неделю, так как рукодельничает только вечерами.

Синюю рубаху многодетная мама сшила в прошлом году сыну Максиму на день рождения. Невестка Люба, жена Максима, тоже дружит с иголкой и ниткой, она смастерила сигедек своей дочери на конкурс хакасской песни.

В швейном мастерстве Любови Ивановне помогают японская швейная машинка и оверлок, без них трудно претворить в жизнь творческие задумки:

– Агрегаты хорошие, шей да шей.

Женские украшения и не только

Во все времена женщины любых народов любили кольца, бусы, серьги, броши... У хакасов эти предметы имеют свои особенности. Их носили, чтобы защитить себя от недоброго сглаза. Пого – женское нагрудное украшение, которое оформляется с помощью бисера, пуговиц, ракушек, коралловых бусин на плотной основе – чабе, когда несколько лоскутов материи с помощью клейстера склеиваются в форме подковы или полусферы. Важен цвет основы – на белой бисер выглядит светлее, ярче. Любовь Ивановна первое пого смастерила для внучки. Делает украшения разного размера, узоры придумывает сама или берет идеи из книг, ни одно не похоже на другое, все уникальны, единичны, великолепны и изумительны. Времени на изготовление уходит много, порой до месяца. Кстати, раньше делали большие пого, использовали для украшения только свахи и невесты. На них изображался лик богини Умай – покровительницы новорожденных и маленьких детей. В планах женщины научиться делать хакасские серьги – ызырга. Их особенность в том, что на уши они надеваются с помощью специальных колец.

Изготовила прекрасный национальный наряд на куклу, сейчас хакасская "девушка" стоит в сельской библиотеке.

Одному из сыновей на мероприятие нужна была юрта. Парни с отцом сварили металлический каркас. Взяли непродуваемую бело-красную ткань. Любовь Ивановна отдельно сшивала части – клинья крыши и стены юрты. Сын потом краской нарисовал на стенах узоры. Хакасское жилище было готово.

Так как в аале неважный интернет, интересующую информацию о национальных платьях и украшениях Любовь Трошкина берет из книг. В помощь "Сокровища культуры Хакасии" (серия "Наследие народов Российской Федерации") – здесь история народа, фасоны одежды, узоры... Мечтает посетить кружок по пошиву хакасских платьев, чтобы еще подучиться. А в феврале швее повезло попасть в абаканский центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева на выставку-ярмарку прикладного искусства. Увидев воочию сделанные своими руками национальные поделки, творчество своего народа, рукодельница получила колоссальное удовольствие, вдохновение, захотелось некоторые идеи воплотить в жизнь.

Дети поддерживают маму, чтобы она больше времени уделяла национальному шитью, чтобы особенности создания хакасской одежды не канули в Лету.

Нравится женщине лоскутное шитье – пэчворк. На подарки родным делала работы: "Ночное село", львенка, прихватку и грелку на чайник "Ягодный куст" – раньше клеевых пистолетов не было, поэтому ягодки она вырезала из красного драпа и пришивала на швейной машинке.

Чтобы сохранился хакасский язык, на нем обязательно должны разговаривать в семье. К слову сказать, языком у Трошкиных владеют старшие сыновья, младший его понимает, а дочь уже не очень, потому что нет практики, живут с мужем далеко от родных мест.

Хакасская культура никуда не пропадет, если будет больше таких людей, как семья Любови и Анатолия Трошкиных, передающих из поколения в поколение знания и умения.

Автор: Полина КРАСНОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 767

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика