Летом на дорогах Ширинского района появляется большое количество мотоциклистов. Подростки, а зачастую и взрослые, предпочитающие двухколесный транспорт, в подавляющем большинстве не имеют прав соответствующих категорий – А или А1. Причина кроется в отсутствии мотошколы в Шира, точнее, в приостановке ее деятельности.
До 2014 года у ширинцев была возможность получить права на управление мототранспортом, желающих обучали в аграрном техникуме. Но после ужесточения требований к подготовке водителей и полигонам мотошкола работать перестала. Заведующий учебно-производственным комплексом образовательного учреждения Александр Арасланов рассказал "Ширинскому вестнику", что учреждение в очередной раз готовит необходимые документы для согласования в республиканском ГИБДД. У автомотошколы есть лицензия, педагоги, мастера, но и проблема тоже есть – по новым правилам нужен второй, резервный, мотоцикл для обучения водителей категории А, с объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров. Раньше было достаточно одного. Для категории А1, которую можно получить с 16 лет, два легких мотоцикла с литражом двигателя до 125 см в наличии.
Возникает закономерный вопрос: "А что мешает начать обучение желающих получить категорию для вождения легких мотоциклов?". Здесь дает о себе знать вторая "палка в колесах". Проблема заключается в том, что нормативы для мотодрома так же были пересмотрены. Для одного из упражнений вождения теперь нужен отрезок асфальта не менее 60 метров, это, кстати, больше, чем для подготовки водителей категории В. У автодрома, которым располагает техникум, такого участка нет. Александр Арасланов добивается, чтобы в эту протяженность включили "горку", в противном случае останется только расширять полигон. Если образовательному учреждению удастся решить этот вопрос положительно, вероятно, осенью мотошкола снова начнет принимать на обучение желающих получить водительские права. В таком случае, мотоциклистам откладывать решение на будущий год не стоит, так как в дальнейшем ожидается очередное ужесточение требований, и за заветным удостоверением, возможно, придется ехать в Абакан. Так, например, сделал два года назад ширинец Иван Павлов, который хотел ездить на любимом транспорте легально.
– Инспектор из Абакана приезжал, смотрел. Сейчас решаем основной вопрос с мотодромом. Если чего-то не хватает, они не разговаривают, просто указывают: "У вас полигон не отвечает требованиям", – поясняет Александр Арасланов.
Но почему же так важно, чтобы мотоциклист имел водительские права? Здесь есть несколько важных аспектов. Во-первых, этого требует закон. Второе вытекает из первого: как бы это ни звучало, но многие правила безопасности, в том числе дорожного движения, написаны кровью, и их незнание порой приводит к трагедии. А участник движения, получивший права, как минимум прошел теоретическую подготовку, умеет читать дорожные знаки и разметку, ориентироваться в ситуации, опираясь на них, а не только на когда-то кем-то подсказанное правило правой руки – "помеха справа". Это не только доставляет неудобство автолюбителям, но и может стать причиной ДТП. Многие водители авто признаются, что когда на дорогах появляются мотоциклы, ездить становится неуютно, потому что: "От двухколесных можно ожидать чего угодно!". И совсем другое дело – водитель мотоцикла, знающий ПДД, его видно, он не вызывает тревоги, не вносит хаос в упорядоченный дорожный поток. Кое-кто относится снисходительно: "Пацаны, что с них взять? Сам когда-то таким был".
Но ведь раньше на малолитражных мотоциклах с 16 лет можно было ездить без прав, что изменилось? В 2013 году перечень транспортных категорий и подкатегорий, действующих в нашей стране, был расширен. Официально – чтобы максимально сблизить отечественные правила с европейскими. Но есть и другая причина: из-за растущей доступности легких мотоциклов и мопедов на дорогах стали калечиться и гибнуть больше подростков из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Попросту от их незнания.
Молодой человек два года ездит на мотоцикле легально. Свой первый опыт вождения, как и многие, получил на проселочной дороге, вдалеке от постов ГАИ, но в 16 лет Иван поехал в Абакан, прошел обучение в мотошколе и получил водительские права