Каждая третья операция по оплате товаров и услуг сегодня проходит онлайн. Естественно, такой оборот средств не может не привлечь мошенников. В прошедшем году в республике было совершено более 1200 преступлений с использованием IT-технологий. Ущерб, причиненный гражданам от действий мошенников, превысил 70 миллионов рублей.
Научить противостоять злоумышленникам, не поддаваться на уговоры, знать и применять элементарные правила безопасного использования карт – такие задачи стоят сегодня перед правоохранительными органами.
Семь из десяти операций без согласия клиента происходят по вине самих пользователей карт. Люди разглашают конфиденциальную информацию, сообщают по телефону пин-коды и пароли из СМС. Вернуть деньги в таких случаях практически нереально.
Вопрос организации противодействия мошенничествам остается одним из наиболее актуальных в деятельности органов внутренних дел. Пострадавшие являются абонентами различных телекоммуникационных компаний, осуществляющих предоставление как беспроводной, так и проводной связи. Жертвами мошенников становятся все слои населения, ограничений в возрасте, месте жительства и социальном положении нет. Однако, как правило, по схемам "родственник совершил правонарушение" либо "деньги в долг" жертвами становятся граждане пожилого возраста, имеющие взрослых детей.
Расследование телефонного мошенничества осложняется тем, что преступник может действовать на расстоянии, находясь в другом городе и даже стране. По сведениям правоохранительных органов, телефонными мошенниками или их сообщниками могут оказаться граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы за другие преступления.
Новые виды обмана с использованием сотовой связи появляются довольно часто. Но и давно существующие схемы до сих пор действуют на удивление успешно. Стать жертвой телефонного мошенничества, может даже самый осторожный владелец мобильного телефона.
Конечно, полностью остановить таких аферистов сложно. Профилактика "телефонного развода" – это внимательность, по возможности спокойная реакция на звонки и сообщения с незнакомых номеров и максимальная осведомленность о методах, которыми пользуются преступники.
Еще один распространенный вид мошенничества – SMS-сообщения и звонки на телефон о "блокировке банковской карты". В данном случае потерпевшему на мобильный телефон приходит СМС-сообщение с текстом: "Ваша карта заблокирована, либо аннулирована" и указывается номер телефона, по которому необходимо обратиться. После звонка злоумышленник узнает у потерпевшего номер карты, ФИО, сумму на счете, после чего просит пройти к банкомату и произвести ряд манипуляций, якобы с целью установления новых паролей, а также возврата принадлежащей потерпевшему денежной суммы.
– Чтобы не стать жертвами мошенников, жителям района необходимо быть более внимательными, по возможности проверять информацию, озвученную возможными преступниками, у родственников, представителей банков, организаций, тем более, если вас просят произвести какие-либо действия, связанные с передачей денежных средств. Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать персональные данные о себе и об имеющихся в наличии банковских картах, – отметил заместитель начальника полиции ОМВД России по Ширинскому району Владимир Бегишев.
В текущем году за пять месяцев в районе зарегистрировано 19 уголовных дел по статье "Мошенничество", из них 10 преступлений совершены посредством сотовой связи, IP-телефонии и интернета. Ущерб от преступных посягательств составил более двух миллионов рублей.
Мошенники очень умело манипулируют людьми, отлично знают психологию, ими используются такие мотивы, как беспокойство за близких и знакомых, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз. В данный момент действенным способом борьбы с таким видом преступления остается профилактика. Очень важно донести до каждого гражданина информацию о способах мошенничества и как не стать обманутым.
Если Вам поступило подозрительное СМС-сообщение:
– ни в коем случае не перезванивать на предлагаемые номера;
– обратить внимание на номер телефона, с которого приходят СМС-сообщения (в случае со Сбербанком России – с номера 900);
– если возникли сомнения, следует перезвонить на номер телефона, указанный на оборотной стороне банковской карты, и у оператора выяснить интересующие вопросы;
– если гражданин все же позвонил по указанному в сообщении номеру и после общения с неизвестным его сомнения в истинности полученной информации укрепились, то не надо идти к банкомату, как это требуют мошенники, а необходимо пройти в ближайшее отделение банка и уточнить информацию у оператора банка;
– не следует подключать банковские услуги типа "Мобильный банк" и т.п. по чьей-либо просьбе и тем более сообщать полученные пароли посторонним лицам (даже если они представляются сотрудниками банка).
Раздел в меню банкомата "Платежи и переводы" используется для перевода денежных средств, но не для разблокировки банковской карты.