Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Взаимная любовь скрепляется детьми

В последнее десятилетие демографическому вопросу в стране оказывается все больше внимания.

Материнский капитал за первого, второго и последующего ребенка, различные пособия на детей, ипотечные программы для молодых семей. Финансовая помощь государства –это, бесспорно, хорошее подспорье для бюджета семей с детьми. А как обстоит вопрос рождения детей со стороны психологии? Давайте разберемся вместе.

Один, двое или трое? Французская актриса, модель Ванесса Паради однажды сказала: "Как любая мать, я задавалась вопросом: "Как же я могу любить еще одного ребенка так же сильно, раз первый уже занимает все мое сердце?". Когда Джек родился, я просто поняла, что мое сердце стало больше". Несомненно, каждая семья решает для себя вопрос рождения детей индивидуально, исходя из своих моральных, религиозных и других убеждений, а также материального благосостояния. Но зачастую на это влияет то, сколько детей было в родительских семьях супругов. Так, например, единственные дети в семье чаще сами имеют одного ребенка, а семьи, супруги в которых не являются единственными детьми, выбирают иметь несколько детей.

С точки зрения психологии существует наиболее благоприятная разница в возрасте между детьми.

Считается, что если старшему ребенку меньше пяти лет, то он будет болезненно воспринимать рождение второго малыша. Чем меньше разница между детьми, тем острее будет конфликт между ними. Старший будет требовать столько же внимания, сколько достается младшему, в противном случае, он все чаще будет проявлять негативные эмоции, такие как ревность, соперничество, агрессия. Если же старшему ребенку больше 6-ти лет, то, скорее всего, он более спокойно отнесется к рождению второго ребенка в семье. У шестилетки помимо семьи и дома появляются новые интересы: улица, друзья, школа, кружки и секции. И тут уже проявления агрессии и раздражительности могут вызывать не ваше внимание к младшему, а ваши просьбы, которые отвлекают старшего от его "важных" дел.

Также немаловажный фактор для первенца и то, какого пола родился второй малыш. Если младший ребенок родился другого пола, то старший воспринимает это событие гораздо спокойнее, чем если бы родился ребенок того же пола, что и он. Прямое сравнение будет отсутствовать. Вероятность проявления соперничества, ссор, драк и конфликтов между детьми снижается.

Безусловно, порядок рождения детей накладывает отпечаток на их характер и поведение. Сколько бы ни было детей в отдельно взятой семье, у каждого ребенка в ней нет равного социального окружения. Что это значит? С появлением в семье первенца, второго ребенка, третьего или близнецов, родители, несомненно, приобретают все новый опыт: меняются их взгляды, установки, ценности, социальный и даже возможно материальный статус. В это время дети тоже приобретают различный собственный опыт, который влияет на их поведение и формирование характера. В психологии существуют тенденции развития, поведения и жизни детей в зависимости от порядка их рождения. И зная эти тенденции, родители могут избежать "ловушек" воспитания.

1. Единственный ребенок

Определенно некоторые семьи выбирают рождение одного ребенка. У него монополия на родительскую заботу, внимание и любовь. Он любимчик родителей и других родственников. Его любят, им гордятся, ведь он единственный и уникальный. Однако, залюбленный ребенок может "застрять" в детском эгоцентризме на долгие годы и превратиться во взрослого человека, который зациклен на своей особе. Минусом воспитания единственного ребенка является то, что нередко эти дети не умеют строить отношения с другими людьми, понимать их эмоции и чувства, принимать позицию другого человека. Часто они избалованы и капризны.

2. Старший ребенок

При рождении второго ребенка, первый – по умолчанию становится старшим. Наделяя старшего (не навязчиво!) обязанностями няни при младшем, привлекая его к воспитанию и уходу (например, выбросить подгузник, подать бутылочку, присмотреть за коляской), родители развивают у него чувство ответственности, умение самостоятельного принятия решений, навыки лидерства. Вырастая, старшие дети становятся лидерами не только в семье, но и в учебе, а впоследствии, и в работе. Они ответственные, самостоятельные, стремятся к моральной и финансовой независимости.

Но родителям стоит быть чуткими к старшему ребенку и не применять слишком высокие требования, неадекватные его возрасту, потому что это может привести к развитию тревожности. Старшие дети начинают бояться ошибок, зацикливаться на самосовершенствовании, боятся огорчить взрослых, очень болезненно воспринимают критику взрослых. Привычка всегда рассчитывать только на себя влечет за собой у выросших детей проблему в приобретении друзей и поддержании долгих дружеских отношений. Они остро переживают чужие замечания и реагируют на них обидами, при этом не замечают своей критики в отношении других.

3. Младший ребенок

Младший ребенок избавлен от многих сложностей и проблем. Он для родителей – любимый малыш. Привыкает ожидать от жизни только хорошее и потому, вероятнее всего вырастет оптимистом. Любимчик, баловник, малыш, о котором все заботятся. Истратив силы и энтузиазм на воспитание первенца, ко второму ребенку, чаще всего уже не предъявляют слишком больших требований. Родители спокойно и объективно оценивают его способности: "еще маленький", "еще научится", "еще успеет". Однако неосторожное попустительство может привести в дальнейшем к недисциплинированности ребенка. Зачастую второй ребенок не умеет ставить цели, достигать их. А это ему было не нужно, ведь родители и так опекали и баловали его. В будущем, такое отношение может вылиться в сложности при планировании своей жизни. Не умея делать самостоятельный выбор, он может часто прибегать к помощи близких. Младший будет стремиться догнать и перегнать старшего, доказывать, что он тоже чего-то стоит. Интересно, что сталкиваясь с раннего возраста с агрессией старшего, младший научится ладить со всеми, находя к каждому свой ключик, а это прямой путь к обретению большого круга общения и друзей. Снижение требовательности родителей к младшему ребенку дает с одной стороны более свободное развитие, а с другой - уменьшение стимуляции умственной и учебной деятельности. Младший может просто не реализовать себя в профессиональной сфере.

4. Средний ребенок

У него особое положение, если детей в семье трое. Старший ребенок (с повышенными к нему требованиями) должен доказать родителям, что они умеют воспитывать. Младший – вечный малыш, который радует душу родителей, развлекает их и требует постоянной опеки. Среднему не достается почти ничего. С одной стороны он не может быть лидером, как старший, с другой стороны он не успел побыть малышом-любимчиком. Среднему приходится соперничать то с одним, то с другим. Если средний не смог выдержать конкуренцию ни с одним из детей в семье, то у него может наблюдаться заниженная самооценка. Ребенок хочет быть похож то на младшего, то на старшего. Такие метания приводят к появлению у него сложностей в самоопределении. У среднего меньше развита инициативность и самостоятельность в принятии решений. Такие дети учатся хорошо общаться с различными людьми, могут идти на компромиссы, стараются не проявлять инициативы и напористости. Почувствовав несправедливое отношение к себе со стороны родителей (отсутствие внимания, индивидуальной заботы), могут плохо себя вести, преднамеренно совершать плохие поступки, провоцировать других детей на такие поступки, лишь бы привлечь внимание к себе и своим проблемам. Однако при восполнении родительского внимания и любви все шалости прекращаются.

5. Семьи, имеющие от 4-х детей

Это отдельный разговор. Дети в такой семье, особенно первенцы, более ответственны и инициативны, нежели их ровесники из стандартных семей. Это связано с тем, что дети, подрастая, стараются помочь маме, занятой бытовыми делами. Постепенно, естественно и без принуждения они учатся самостоятельно справляться с бытовыми вопросами, в то время как маме из малодетной семьи проще самой выполнить все домашние дела без привлечения помощников. Многодетная семья – это микроколлектив, в котором разновозрастные и разнополые детишки учатся общаться, делиться, разрешать конфликтные ситуации и мириться. Каждый малыш побывает и в роли старшего, и в роли младшего, поэтому такие ребята проявляют гибкость в разрешении спорных вопросов, легко адаптируются в любом коллективе, устойчивы к стрессам и вообще лучше подготовлены к взрослой жизни, конечно, при правильном воспитании и благоприятной обстановке в семье. В многодетной семье младшие детки развиваются быстрее и схватывают все буквально "на лету", ведь они копируют поведение старших братьев и сестер. Эмоциональная жизнь детей в такой семье более насыщенна, братьев и сестер много, поэтому наигравшись с одним/одной, можно смело переключиться на свободного кандидата. Однако отсутствие у родителей достаточного количества времени "поговорить по душам" с каждым ребенком в силу занятости бытовыми вопросами или работой может привести к появлению у детей ощущения "брошенности" и "ненужности". Это можно исправить, если уделять внимание тактильным контактам (объятия, поцелуи, поглаживания) в течение дня. Зарождение чувства ревности к многочисленным братьям и сестрам есть почти у каждого ребенка. Бороться приходится как за внимание родителей, так и за игрушки или даже возможность посмотреть телевизор.

P.S. Федор Михайлович Достоевский сказал: "Без детей нельзя было бы так любить человечество". Не важно сколько детей в семье: один, два или пять. Важно ценить присутствие каждого из них в нашей жизни. Важно уважать чувства и старших, и младших, и средних. Важно то, что наши дети – это наше отражение. Ведь ВсеПсихоЛогично, если ты смотришь на свои отражения и они тебе чертовски нравятся.

Автор: Анастасия Иванова, педагог-психолог

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 250

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика