Вспоминая своё детство, ни чуть не жалею о том, что оно кардинально отличалось от роскошного времени нынешних подростков. Ни у меня, ни у моих сверстников не было ни крутых мобильных телефонов, ни компьютеров, ни какой-либо другой навороченной техники. И мне не стыдно признаться, что до 9 класса я всё ещё играла с подругами в куклы. При этом мои родители были за меня спокойны – сидит их 15-летняя дочка и спокойно играет или читает книги. Чего нельзя сказать о сегодняшней молодежи, которая целыми днями "зависает" во Всемирной паутине, хвастается друг перед другом крутизной "айфонов". Но, это далеко не единственные развлечения современной молодежи. Для них сейчас более актуальна двухколесная "игрушка" - скутер или мопед. Вот тут-то родителям и стоит насторожиться. Ведь именно они делают своим чадам такие подарки, не подразумевая, чем это может закончится. А главное, что водителям скутеров и мопедов не нужны права, а потому оседлать "железного коня" может и самый юный подросток.
Еще в прошлом году таких транспортных средств в нашем районе насчитывалось около 20 единиц, в этом сезоне их стало гораздо больше. Достаточно выйти на улицу ближе к вечеру, и "стрелка" местных скутеристов и мопедистов в самом разгаре. Один за другим картежом передвигаются по главной улице села, где по 2 человека сидят, а где даже и по 3, при этом все без специального шлема.
Несмотря на незначительную, на первый взгляд, скорость скутеров в 50 км/час, в руках лихача или не знающего правила человека, это транспортное средство становится очень опасным, в том числе, и для других участников дорожного движения. Получается, что подросткам очень удобно управлять скутерами и мопедами, думая, что они никакой ответственности не несут. Некоторые даже чересчур вольготно себя чувствуют, но, печальная статистика говорит о том, что скутеры, мопеды, их водители и пассажиры – не неприкосновенны.
Так, по сведениям МВД, по стране за 2009 год произошло 5439 ДТП, зарегистрированных с участием скутеристов и мопедистов. В этих дорожно-транспортных происшествиях пострадало 6105 человек и погибло 260. Но, к сожалению, статистика из года в год не улучшается, а наоборот – только в 2010 году количество погибших увеличилось на 6 %, в следующем 2011 году и подавно – на 6,5 %. Только за первые шесть месяцев 2012 года водители мопедов и скутеров совершили 3020 ДТП, что на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Погибли 170 человек и были ранены 3343.
Только вдумайтесь в эти огромные цифры, растущие как "грибы после дождя". Конечно, не то, чтобы опасными были именно маломощные скутеры и мопеды, скорее, опасны управляющие ими лица. Ведь не все водители этих транспортных средств хорошо знают правила дорожного движения, а ведь ездят они именно по дороге совместно со всем транспортным потоком.
Для решения этой проблемы Госавтоинспекция предложила обязать водителей маломощных транспортных средств сдавать на права. Этот законопроект прошел первое чтение, и решение о введении новой категории (она будет обозначаться буквой "М") в правах уже принято. Пока нет единого согласия, как именно будут получать права владельцы скутеров и мопедов. Сотрудники ГИБДД утверждают, что для получения прав этой категории достаточно сдать только теоретический экзамен. Они считают, что, если человек сдал на права других категорий, он автоматически сможет водить скутеры и мопеды. Тем не менее, многие эксперты не согласны с этим мнением. Они предлагают оставить какую-нибудь форму обучения вождению на скутерах и мопедах. Ведь на них катаются, в основном, дети и подростки. Да и умение водить машину не означает автоматическое умение ездить на двухколесном транспортном средстве. Проект также предполагает увеличение возраста, с которого можно будет управлять скутерами и мопедами. Пока это тоже спорный вопрос – либо с 16, либо с 18 лет. Одно ясно точно, что законопроект в действии, и уже осенью этого года предполагается появление новой категории "М" в правах.
Вот что говорят жители нашего района о предстоящем нововведении для юных лихачей. В. Плешкова 24 года, молодая мама:
- Эти водители, на мой взгляд, ходят с авариями, а ездят не лучше! А если маленькие дети случайно появятся на их пути, так горе – водители даже сообразить вовремя не смогут. А с появлением прав хотя бы будет все по закону. И вообще, мотоциклисты сдают на права, пусть и у скутеристов будут такие же водительские права, как и у всех, кто за рулем на дороге (ну кроме велосипедистов, конечно). Мне просто интересно, почему родители юных водителей так спокойно относятся к этому. Ведь если что случится, отвечать же взрослые будут, а с введением водительских прав скутеристы сами начнут думать о происходящем на дороге и отвечать за это.
А. Мукашев, 20 лет, студент:
- Водители скутеров и мопедов ездят, как хотят, постоянно "подрезают", ночью могут кататься без включенных фар. Даже, когда едут, не включают поворотники, летают на высоких скоростях. Почему кто-то должен страдать от их безответственности?
А пока юные лихачи не привлечены к ответственности, хочу обратиться к родителям, которые рассуждают легковесно и делают такие покупки своим детям. Родитель в первую очередь, думает, а почему не побаловать чадо и не купить ему почти велосипед, только покруче, да и во дворе подросток сразу получит уважение - друзья обзавидуются. Тем более, что ребенок - не жадина, прокатит с ветерком и младшую сестренку или братишку, и приятелей. Вот только финал во многих случаях самый печальный. Вот и выходит, что взрослые стали пособниками создания смертельно опасных обстоятельств для родного дитя, а случается, что не только его одного. Мне кажется, стоит задуматься, прежде чем совершать такую покупку своему несовершеннолетнему ребенку. Ведь речь идет о жизни и смерти!