В этнокультурном комплексе отшумел весенний праздник годового цикла или хакасский Новый год
Субботний день, 30 марта, выдался аномально тёплым, подтверждая древний смыл Чыл Пазы: год рождается одновременно со сменой сезонов, появляется в мире вместе с первыми лучами солнца. Осенью чаяны - духи земли, рек, тайги - уходят на небеса, а весной возвращаются, и людям нужно хорошо подготовиться к встрече.
Пожалуй, и для меня не будет лишним увидеться с усталыми странниками, и потому в полуденное время ступаю на выложенную мрамором дорожку этнокультурного комплекса. Праздник уже слепит глаза яркими национальными костюмами, вовсю тусит хакасскими песнями и танцами в исполнении самодеятельных артистов из Аскизского Дома культуры и специалистов Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. Народные мелодии влекут, поднимают настроение и завораживают, а ноги сами несут к источнику звука. Можно долго стоять, смотреть и слушать… Но что это?
В отдалении, на площадке для кормления Огня, вовсю идёт церемония! Я - туда! Людской поток уже двинулся в обход Огня по часовой стрелке, повторяя слова заклинаний типа "…пусть род наш будет вечным, а путь наш - бесконечным", но мне удаётся отдельными кадрами снять пламя в специально оборудованном углублении. Лучший друг человека весело трещит сухими щепками, тянется жёлто-красными языками к своему отцу-Солнцу, "за обе щёки" уминает предложенное угощение в виде кусочков варёного мяса и брызг молока.
Пытаюсь заглянуть в глаза статному шаману в высоких кожаных сапогах. Для этого пробираюсь внутрь круга, но густая кожаная бахрома, нисходящая из круглого чёрного головного убора с косичкой, протянутой "из горлышка" шапки на самом верху, скрывает лицо. Зато можно любоваться одеждой кама - длинным чёрным халатом, украшенным рядами белой бахромы, и косичками, в которых переплелись тонко нарезанные белые и чёрные хорошо выделанные кожаные ремешки. На груди у него - украшение из бересты, в руках - бубен и колотушка.
Только шаману известны тропы, по которым спустятся с неба чаяны. Но, вопреки ожиданию, он не носится, как оголтелый, вокруг костра, демонстрируя истерию в состоянии транса, а спокойно погоняет колотушкой своего коня (бубен). Значит, ненастоящий шаман, стилизованный. Ничего не поделаешь, это всего лишь праздник…
Тем не менее люди обращаются к верховным божествам за благословлением, но для этого нужно ещё и очистить от зла жилища и души. Алгысчи (устроитель церемониала) предлагает завязать чалама на священной березке. Участники священнодействия тянут руки к ветвям, закручивают узлом чёрные чалама (ленты чёрного цвета), чтобы ушли неприятности, грехи и болезни. Также в ход идут ленточки чистоты (белые), неба и мира (синие), солнца и огня (красные), леса (зелёные).
Глаза разбегаются - в какую сторону двинуться? Можно начать обход жилищ - хакасов, русских и казаков, полюбоваться новыми экспонатами, а можно покачаться на качелях, поиграть с детьми в кости или приобрести сувенир в "торговых рядах". Саяногорские и заезжие умельцы выставили напоказ эксклюзивную бижутерию, кухонные принадлежности, куклы, вязание и даже цветы. Выбор велик, и я отправляюсь по пути наименьшего сопротивления: примерить на глазок, попробовать на зубок всего и понемногу.
По пути заглядываю "на огонёк" к активистам центра хакасской культуры "Айланыс" во главе с Надеждой Тимониной и Светланой Борисовой, пробую айран и талган, приобретаю замечательную подвеску у аскизских умельцев, общаюсь с музейными работниками, приложившими много усилий, чтобы праздник удался.
Все народы, в том числе и хакасы, считают: как человек встретит Новый год, так и проведёт его. Если верить этому утверждению, впереди у меня счастливые дни и месяцы. Более того, по мировоззрению хакасского народа, начало года - начало творения. Мир создаётся заново каждое утро и в полном объёме - каждый год. В наступившем 2019-м - "…голова года вернулась, голова Кабана загнулась".
С Новым годом, дорогие земляки! Отселе спешу раскланяться…