Отдавая дань уважения талантливому земляку, калининцы вновь собрались в Центре творчества и досуга, чтобы почтить память Михаила Николаевича Алексеева. В юбилейный год со дня рождения писателя мы отмечаем ещё одну юбилейную дату, связанную с его именем: 30-летие со дня выхода на экраны страны восьмисерийного художественного фильма "Хлеб – имя существительное", снятого по произведениям М. Алексеева. Выставку книг писателя в фойе организовали работники городской библиотеки.
В зрительном зале собрались жители города, принимавшие участие в съёмках картины. То было большое событие для Калининского района. Многие откликнулись на призыв кинематографистов поучаствовать в массовых сценах. И, спустя 30 лет, пришли сюда, чтобы вспомнить о тех незабываемых моментах в жизни каждого. Ведущая Елена Очкасова, открывая встречу, подчеркнула, что
М.Н. Алексеев – писатель народной судьбы. В своих произведениях он раскрыл характеры простых людей сельской глубинки России, запечатлел подвиг солдата, искреннюю любовь женщины, красоту родной природы. По его книгам снято шесть фильмов, сценарии к некоторым он писал сам.
В 1988 году в нашем районе проходила съёмка восьмисерийного телевизионного фильма "Хлеб – имя существительное", ставшая большим событием для нашего района и его жителей. Галина Викторовна Антонова в то время работала секретарём райкома партии по идеологии. Она рассказала о личных впечатлениях от встреч с Михаилом Николаевичем, от прочтения его поразительных произведений, обучающих читателей доброте, искренним чувствам, вере в победу, умению жить по совести. Сериал "Хлеб – имя существительное" снят на основе лучших из его произведений: "Вишнёвый омут", "Драчуны", "Хлеб – имя существительное", "Карюха". Он – о жизни русской деревни, крестьян с их горестями и тяготами. На их долю выпали события, происходившие в период между началом предыдущего столетия и его 30-ми годами. Жители деревни сталкиваются с непростым выбором, сложными решениями, тяжёлыми событиями и жизненными ситуациями. Несмотря ни на что, они стремятся к лучшей жизни и делают многое для благополучного будущего. Семья Харламовых, Фрося Рыжова, Иван Полетаев и другие герои символизируют собой то, что присуще простому человеку. А происходившие на заднем плане революция, гражданская война позволяют зрителям проникнуться истинной атмосферой давно прошедшего времени.
Галина Викторовна поделилась воспоминаниями о тех днях сотрудничества с создателями фильма, об организации калининцев для массовых сцен. Её рассказ чередовался с фрагментами из фильма.
Большую помощь в изготовлении декораций, макетов зданий оказал коллектив РСУ БО-3, руководил которым Александр Михайлович Скоробогатов. Ведущая зачитала записанные им воспоминания о том времени.
Своими воспоминаниями о съёмках фильма поделились и участницы массовых сцен Анна Владимировна Гришина, Валентина Егоровна Михайлова. Анна Владимировна работала тогда инструктором идеологического отдела райкома партии. Ей поручено было приглашать необходимое количество людей для съёмок, обзванивать руководителей предприятий и учреждений города. Собирались все возле РДК, где калининцы получали костюмы, одевались в них и отправлялись на автобусах на места съёмок.
Первая массовая сцена снималась на площади перед зданием бывшего военкомата в районе рынка. На том митинге выступал активист-революционер Фёдор Орланин, которого играл Алексей Булдаков. На съёмках свадьбы Фроси Вишенки и Николая Харламова А.В. Гришина участвовала с сыном. Она выходила в толпе за молодыми из церкви, а мальчик вместе с другими детьми бегал перед церковью. И учащиеся СПТУ участвовали в съёмках (красноармейцы продотряда), крупным планом был снят Игорь Рябцев. Многие калининцы снимались как бандиты из банды Попова.
Анна Владимировна рассказала о съёмках пожара дома Савкиных, похорон комиссара Сорокина, где крупным планом снята её племянница Лена Некрасова с подружкой Светой Томиной. В духовом оркестре участвовали музыканты СПТУ под руководством Олега Васильевича Позднякова. В той же сцене снимался тогдашний второй секретарь РК КПСС Александр Иванович Батеев.
–Я счастлива тем, что во время съёмок фильма познакомилась и пообщалась с любимым актёром Кириллом Лавровым, а также с известными актёрами Ниной Руслановой, Сергеем Никоненко, Натальей Сайко, Алексеем Булдаковым, Николаем Волошиным, Николаем Михеевым, Алексеем Зайцевым и другими, – сказала А.В. Гришина. – Не могу сейчас вспомнить всех тех, кто снимался в массовых сценах, назову лишь некоторых земляков: Анатолий Охлынов, Николай Кабардин, Наталья Чиняева, Ольга Собонова, Любовь Еремеева, Мария Медникова, Тамара Бородина, Олег и Василий Поздняковы, Лилия Рябошкапова, Валентина Михайлова, которая тоже сегодня поделится своими впечатлениями и воспоминаниями. Все мы чувствуем свою сопричастность к историческому событию нашего района, рождению ещё одного кинематографического произведения писателя-земляка Михаила Алексеева.
В.Е. Михайлова тоже поделилась своими воспоминаниями:
–То, о чём написал Михаил Алексеев в своих произведениях, коснулось и моей семьи. Продразвёрстка, голод, тиф… 1933 год унёс из жизни и моих бабушек и дедушек в возрасте 27 и 28 лет. Моя мама осталась круглой сиротой, когда ей было всего лишь три года…
–Я тоже участвовала в
съёмках фильма. Зима 1987-88 годов была действительно снежной и холодной, но нам было интересно. Это сейчас мы каждый день смотрим передачи об артистах. А тогда у нас была уникальная возможность сниматься рядом с известными актёрами театра и кино. Мне давали учить слова, снимали крупным планом в сцене у проруби во время бабьего бунта.
Воспоминания А.В. Гришиной и В.Е. Михайловой чередовались с фрагментами из фильма, и это было интересно зрителям и участникам встречи. 30 лет прошло со времени съёмок. Выросло новое поколение калининцев, и ему, конечно же, интересно, что на нашей земле родился и жил талантливый человек, писатель, почётный гражданин Саратовской области и Калининского района, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий Михаил Николаевич Алексеев, по произведениям которого в нашем же районе снят восьмисерийный телевизионный фильм "Хлеб – имя существительное". Мы вправе гордиться этими уникальными историческими фактами.