Коновалов Василий Алексеевич 1921 г.р., д.Овечкино Вачского района.
Гвардии старшина первой статьи, член ВЛКСМ, в Краснознаменном военном флоте служил с 1940 г. на К/О минеров катера МО-108,1-го ГДСКА ИО ОВР КМОР КБФ.
Строки из наградного листа: выполняя задание обеспечения траления (разминирования) в районах вражеских вод в навигацию 1943 г, катер несколько раз подвергался атакам самолетов и береговых батарей противника. В этих операциях тов. Коновалов показал себя смелым, мужественным и решительным бойцом. Десятого сентября 1943 года в районе Б.Тютерса катер в течение четырех часов находился под непрерывным, интенсивным артиллерийским огнем противника. Умело, быстро и четко, ставя дымовые завесы, Коновалов обеспечил выполнение задания. За время Великой Отечественной войны от обстрела береговых батарей и самолетов противника катер имел четыре больших боевых повреждения. Тов.Коновалов, не щадя своей жизни, боролся за спасение катера. Так, например, 29 сентября 1943 года при попадании снаряда в катер, в район бензоотсека, возник пожар. Тов Коновалов, рискуя жизнью, бросился к месту пожара в огонь. В результате его смелого и мужественного действия, пожар был ликвидирован и катер спасен от взрыва. В навигацию 1944 г, при атаке подводной лодки противника, тов. Коновалов показал себя высоким мастером бомбометания. В результате точного и своевременного сбрасывания бомб подлодка противника была контужена. За проявленную доблесть и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Строки из наградного листа от 19 июля 1945 года: с первых дней войны принимал активное участие в борьбе с немецкими захватчиками, в обеспечении траления КТЩ в районах Б.Тютерса, Гогланда, Соммерса, проводке караванов, несении дозора, высадке десанта на побережье и острова противника. Во всех операциях проявил себя мужественным воином. За мужество, стойкость и смелость, проявленные в боях с врагами нашей Родины, представляется к правительственной награде – медали Ушакова (награда заменена на медаль Нахимова).
О боевом пути Василия Алексеевича Коновалова
(записал Вячеслав Филатов из г.Санкт-Петербург)
В 1941 году Василию Коновалову было 20 лет. Войну он встретил в Таллине, где проходил службу на торпедных катерах на Балтике. После нескольких месяцев ожесточённых боёв командование флота принимает решение перевести корабли Балтийского флота из Таллина в Ленинград и Кронштадт. На протяжении всего пути торпедные катера были в охранении отряда главных сил, где находился штаб флота во главе с командующим В.Ф. Трибуцем. Эвакуация началась 27-го августа 1941года. Почти сразу много наших кораблей затонуло, подрываясь на минах, которыми немцы усеяли Финский залив. Тридцатого августа наши корабли начала топить вражеская авиация. Целые армады фашистских самолётов обрушились с неба на наши эскадры. С воздуха лился горячий дождь пуль из вражеских пулемётов, которые, не переставая, били с самолётов. Кругом слышался вой снарядов и разрывы бомб на воде. Вокруг, на чёрной балтийской волне, тут и там виднелись только головы, стоял крик, который сливался в единый стон. Во время перехода погибло 62 корабля: из них 19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, и 18 транспортов. Людские потери превысили потери нашего флота в Цусимском сражении с японцами. Такой кошмар можно было пережить только раз в жизни. Долгие годы после войны Василию Алексеевичу снился по ночам этот Таллинский переход.
Бои за полуостров Ханко (Гангут)
Вскоре, после прихода в Ленинград, их торпедные катера направляют на полуостров Ханко ( Гангут). Так Василий Коновалов оказался среди защитников полуострова, и в течение 164-х дней, с 22-го июня по 2-е декабря 1941 года, там шли непрерывные бои. Немцы и финны с самолётов сбрасывали на наши позиции листовки с призывами к бойцам и морякам сдаваться. В редакции политотдела было созвано совещание, на котором командование поручает написать письмо – ответ барону Маннергейму.
Редакция газеты "Красный Гангут" состояла из художника Бориса Пророкова и молодого поэта Михаила Дудина. Они подготовили текст листовки, письмо – ответ. Листовка была своеобразна по содержанию, в ней было много озорства, но ещё больше гнева и ненависти к врагу. Наши десантники доставляли эти листовки в лагерь к финнам, а когда войска стали покидать полуостров, то расклеили их на деревьях… После боев на Ханко и до конца снятия блокады Василию Алексеевичу пришлось воевать в осажденном городе на торпедных катерах и немного на "морских охотниках".
Моряки "морских охотников" навсегда запомнят опасные операции в Нарвском заливе у островов Семерс, Тютерс и Гогланд. Комбинированные удары немцев по катерам с берега и воздуха держали балтийцев в постоянном напряжении. Минёр Василий Коновалов умелой постановкой дымовой завесы, отличной стрельбой из пулемёта обеспечивал выполнение боевых задач. Для уничтожения вражеской подводной лодки требовалось быстрое и точное бомбометание, с этой задачей он прекрасно справлялся.
Торпедный катер, на котором он служил, состоял из отсеков, а корпус был деревянный и частенько во время боя оставался без кормы или носовой части. Экипаж состоял из 8-12 человек. Из боевых походов целыми и невредимыми возвращалась лишь часть моряков, остальные были ранены или убиты. Когда по катеру немцы били из крупнокалиберных пулемётов, от него только щепки летели. Заправлялись эти катера на реке Смоленке, а пирсы ещё долгое время сохранялись там и после войны.
В зимнее время моряки занимались ремонтом своих катеров на заводе в Галерной гавани на Васильевском острове, а Василий еще проходил и обучение в школе минёров в г. Кронштадте. Днём они учились, а ночью ходили в дозор к Толбухину маяку. Находясь ночью в дозоре, моряки не ощущали страха, они больше вспоминали довоенную жизнь у себя на родине, и какие их матери пекли пироги. Чувство голода было сильнее чувства страха. В блокадном Ленинграде был голод.Распределением хлебной нормы среди экипажа катера занимался сам командир. Команда собиралась в большом кубрике, толщину куска хлеба, который являлся дневной нормой, замеряли ниткой. Когда вся буханка была порезана на куски по численности экипажа с учётом самого командира, подавалась команда: "Налетай". Дядя Вася в кубрике всегда забирался на верхнюю койку, и ему сверху было видно, какой из кусков чуть-чуть потолще других. И когда раздавалась команда, он хватал его. С открытием дороги по льду Ладоги, норму стали постепенно увеличивать, но всё равно, чтобы не возникло проблем с желудком, первое время им еды много не давали.
Рассказывая о военных годах, Василий Алексеевич упомянул и проводимом досуге. Молодость брала своё. Поэтому, придя из дальних походов, в увольнении моряки стремились сходить на танцы и первым долгом приводили свою форму в порядок. А для этого накрахмаленный кусочек тельняшки в виде треугольника, чуть больше выреза в форменке, крепили булавками к тельняшке, и создавалось впечатление, что вся тельняшка у них накрахмалена. На танцах он познакомился со своей будущей женой, бойцом ПВО Лидией Меркуловой. Во время войны Василий Коновалов был не раз ранен и контужен. От смерти, как говорили родные, его хранила молитва, которую ему вручила перед уходом на фронт его мама. Случаев погибнуть было много. В один из дней катер стоял у пирса, шла погрузка торпед. Василий Алексеевич с товарищем решил сойти на берег покурить. В это время в кубрик зашёл один из матросов и попросил у Василия разрешения прилечь на койку, так как у другого борта катера, где была подвешена его койка, шла погрузка, и скрип лебёдки мешал спать. Только они с другом сошли на пирс, как начался вражеский обстрел и один из снарядов угодил прямо в кубрик. Взрывной волной их отбросило на несколько метров, а матрос, который прилёг на чужую койку, погиб.
Наступила весна, и появилась возможность у торпедных катеров выходить в дальние походы на боевые задания. В Кронштадт, в школу минеров, за старшиной Коноваловым приехал командир, но начальник школы его не отпустил, не сданы ещё после учёбы экзамены. Катер ушёл в море и не вернулся, вся команда погибла.
Вячеслав Филатов, племянник В.А.Коновалова , вспоминал: "Мы с Василием Алексеевичем не один год летом в отпуске отдыхали на р. Ока. Там я обратил внимание на то, что в воду он заходит только по пояс. На мой вопрос к нему, почему он не заходит в воду глубже, он объяснил мне, чем это вызвано. Причиной была боязнь глубины, которая появилась у него после того, как в конце войны их катер был подбит и затонул, а он, измученный, еще сутки еле держался на воде. Его, почти без сознания, поднял на борт проходящий мимо военный корабль".
А вот еще один рассказ Василия Алексеевича о трагических случаях, в результате которых можно было поплатиться своей жизнью. На мостике флагманского корабля нёс вахту капитан 1-го ранга. Налёт вражеской авиации. Началась такая карусель, успевай только отбиваться от самолётов. В этот самый момент матрос с торпедного катера вёл обстрел из пулемёта и очередью прошил вахтенного офицера на флагманском корабле. Потом больше года велось следствие. В конце концов матроса оправдали.
Долго таскали и Василия Коновалова по следствиям после того, как его комсомольский билет затонул вместе с отсеком во время боя, билет лежал в кармане его бушлата. И когда второй раз был подбит катер и произошло то же самое, он стал нырять в тонущую часть судна за билетом до тех пор, пока его не достал. Родина высоко оценила своих защитников за их ратные дела, вручая им награды за их подвиги, которые порою были очень своевременны. Об одном из них Василий Алексеевич так вспоминал: "Шла высадка нашего десанта. Баржи, на которых были десантники, из-за глубины их осадки не могли вплотную подойти к берегу. Приходилось прыгать в воду и добираться до берега по шею в воде. Десант состоял из новобранцев, многие из них не могли даже плавать и поэтому не решались прыгать в воду. Произошла заминка, которая могла сорвать всю операцию. Видя это, один из моряков с соседнего катера прыгает в воду и устремляется к берегу, тем самым увлекая за собою остальных. Так была обеспечена своевременная высадка десанта и выполнена поставленная боевая задача. Спустя какое-то время этому моряку присваивают звание Героя Советского Союза.
А вот что писала газета "Красный Балтфлот" о самом Василии Коновалове.
"В сентябре 1943 года "морской охотник" выполнял обычное задание вблизи вражеских берегов. Батарея немцев открыла огонь, и один из вражеских снарядов попал в корабль, разорвавшись в районе бензоотсека. Часть краснофлотцев погибла, а вспыхнувший пожар угрожал катеру взрывом. Загорелись пары бензина, и пламя подбиралось к бензоцистернам, В этот критический момент Василий Коновалов самоотверженно бросился в пылающий отсек. Своим примером он увлёк ещё несколько краснофлотцев. Общими усилиями они предотвратили неминуемый взрыв и гибель судна".
Наконец закончилась война и пришла долгожданная Победа. В июне 1945 года главный старшина Василий Алексеевич Коновалов участвовал в Параде Победы в Москве на Красной площади в составе сводного полка четырех флотов.