Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вачского района Нижегородской области

606150, Нижегородская область, Вачский район, р.п.Вача, ул. Советская 7
телефон: +7 (83173) 6-11-40
e-mail: vacha-gazeta@yandex.ru

Милый сердцу уголок

Рассказ о деревне Застава глазами потомка местной жительницы.

Прогулка

по Заставе

Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Тенденция переселяться из деревень в города наблюдалась во все времена. Это происходит во всём мире, но в России особенно быстрыми темпами. Российские деревни исчезают чуть ли не ежедневно. Оставшиеся старики доживают в своих домах или переезжают в город к детям, что постепенно уменьшает численность населения, пока деревня не опустеет совсем. К таким населенным пунктам относится и деревня Застава Вачского района. Мои корни именно из этой деревни. Здесь провела раннее детство моя бабушка Шутова (Босова) Лариса Владимировна. С ранних моих лет мне бабушка рассказывала о своем детстве, вспоминала свою бабушку, я часто слышал про деревню Застава. Повзрослев, я заинтересовался этой темой, захотел как можно больше узнать об истоках деревни и о том, что с ней стало. Мое исследование строится на воспоминаниях и рассказах бывших жителей деревни Застава: моей бабушки Ларисы Владимировны Шутовой, её мамы Веры Васильевны Босовой, моей прабабушки, уроженки этой деревни, ныне проживающей в соседнем селе Чулково, нашей родственницы по линии бабушки Галины Леонтьевны Босовой.

31 октября 2021 года, в погожий осенний день мы с моей мамой Ксенией и бабушкой Ларисой решили съездить в деревню Застава. Проложив маршрут в навигаторе, я увидел, что деревня находится в 45 километрах от нашего города Павлово, в соседнем Вачском районе, расположена близ села Чулково, деревень Шедрино и Звягино. Поскольку деревня нежилая, прямой дороги до нее нет. Бабушка рассказала, что там и раньше была только проселочная дорога, а сейчас и она заросла. Нам пришлось оставить машину, не доезжая деревни Шедрино и подниматься вверх.

Несмотря на ясный и солнечный день, картина увиденного получилась унылой. В деревне сохранилось порядка десяти полуразрушенных домов. Только один дом крепкий. Бабушка говорит, что сюда до сих пор летом приезжает дачник из города. Мрачная картина: деревня - призрак. Трудно поверить, что когда-то здесь жили люди. Ни одной живой души, одни развалины, буйно растёт трава, гуляет ветер и царствует… тишина. Заглянув внутрь разрушенных домов, можно увидеть остатки жизни: одежда, предметы мебели, сундуки. "А вот и бабулин дом…" - показывает бабушка. И мы подходим ближе. Такие же полуразвалины, обвалившаяся крыша, заколоченные окна, выломанная входная дверь. Немного жутко, но мы заходим внутрь и нам становится еще более грустно: видны следы вандалистических действий. Бабушкин дом и дворовые постройки (точнее то, что от этого осталось) стоят примерно в десятке метров от окраины горы. А вот вид с горы впечатляющий! Деревня стоит на возвышенности. "Вот под горой деревня Шедрино, а там вдалеке - Красно…" - показывает бабушка. И действительно, практически у линии горизонта виднеется церковь села Красно. Справа лес, внизу справа от деревни Шедрино прудик. Красиво!

Мы еще немного погуляли по деревне, сходили на "зады". Всю деревню можно обойти минут за пятнадцать, она просматривается от начала до конца. Пора возвращаться обратно к оставленной машине. Нам нужно еще заехать к тете Гале Босовой в Чулково, чтобы послушать её рассказы - воспоминания о деревне. И обязательно на чулковское кладбище, на могилку к прапрабабушке Лидии, которая умерла 31 января 1996 года в возрасте 83 лет и покоится рядом со своей родной Заставой, где прошла её молодость, трудовой путь и счастливая старость.

Откуда пошло

название деревни

Прабабушка Вера рассказывала, что, по существующей легенде, название деревни "Застава" уходит глубоко в старину. Связано оно с нашествием монголо-татар. Деревня стоит на высокой горе. В те давние времена, когда монголо-татары совершали разорительные набеги на деревни и села на Руси, не было никаких способов оповещения об их приближении. Поэтому на возвышенностях наблюдатели разжигали костры. Их видели и принимали как сигнал о приближающейся опасности, прятали припасы и уходили в леса. При этом здесь еще был отряд, способный на какое-то время удержать чужаков. Деревня как бы служила заслоном для врагов, заставой. А в соседней деревне Звягино, находившейся примерно в одном километре, завидя дым костров, звонили в колокола, оповещая всех об опасности. Это были основные предположения, откуда пошло название Застава, которые основаны только на воспоминаниях старожилов.

Жизнь деревни

в период с 1930 по 1960 годы

Моя прапрабабушка Лидия родилась 15 марта 1913 года в деревне Соловьево Вачского района. В 1932-33 году (точных данных нет) она вышла замуж за Босова Сергея 1910 года рождения, уроженца деревни Застава и переехала жить к мужу. Там родились сыновья: 21 января 1934 года Володя и 12 апреля1940 года Гера. Они жили простой, но мирной счастливой жизнью: обустраивали дом, растили детей, много трудились.

До войны деревня была больше: два порядка, примерно 35 дворов. Несколько раз случались пожары. Однажды сгорел целый порядок, который называли Новой линией. Осталось только два двора, где впоследствии расположился ток (открытое хранилище зерна под соломенной крышей). Остался в деревне один порядок – две линии домов, смотрящих друг на друга, разделенных широкой грунтовой дорогой. Такой она стала в 50-е годы прошлого века и до самого своего "заката". Дома в деревне были небольшими, хотя семьи в них проживали немаленькие. Мебели в домах почти не было: стол, сундук, лавки. Каждая семья имела очень большой огород, который был основным источником пропитания. В нашей деревне никогда не было предприятий, магазинов, школ, медпунктов. Все эти блага цивилизации находились в соседних деревнях, и жителям Заставы приходилось ходить туда.

Из воспоминаний бабушки Ларисы: "Стоит деревня в очень живописном месте, на высокой горе, в окружении лесов. Местность тут холмистая, поэтому леса все в оврагах. А сколько там грибов и ягод! Бывало, в лесу спустишься в овраг, смотришь наверх, а вся гора покрыта спелой земляникой. Так лес и называли – Красные горы. Народ в деревне всегда много трудился. Все держали кур и домашний скот. Из 19 домов стадо деревенское было внушительное: 14 коров, 5 коз, телята. Кто-то еще и овец держал, но они в стаде не паслись, а просто ходили за деревней, на "задах" и щипали траву, которой вокруг было много. Летом в обед женщины ходили на стойло, куда пастухи пригоняли стадо, чтобы хозяйки могли подоить коров. Старались подогнать коров поближе к деревне, чтобы женщинам ближе и легче было возвращаться домой по жаре с тяжелыми дойницами молока. А вечером ребятишки с горбушкой хлеба шли встречать из стада своих коров-коз. За хозяйкой они и без хлеба пойдут, а вот ребенок, попробуй, приведи их домой! Корову поили, давали ей поесть, а потом доили. Сами делали творог, сметану, даже сливочное и топленое масло. Ничего вкуснее не было ни тогда, ни потом! Пекли пироги, хлеб, а чаще — пресняки (из теста без дрожжей). Пироги были с луком и яйцом, с капустой, с яблоками, с щавелем и ягодами. Еще в печи варили щи, каши, тушили картошку, затапливали молоко. Всё было очень вкусно. Русскую печку смело можно назвать величайшим изобретением человека. Так вкусно нигде больше не получится приготовить еду. А еще она обогревала дом, лечила своим теплом при простуде, служила спальным местом. И если русская баня сегодня ещё не редкость, то русская печка стала экзотикой. А жаль! Вместе с ней ушла из жизни такая вкусная, а, главное, здоровая еда.

Летом делали окрошку, квас на которую тоже готовили сами. Деревня жила в основном натуральным хозяйством. В магазине покупали только соль, сахар, растительное масло, спички, мыло. В Заставе не было местного магазина, и жители ходили в магазин в соседнее Щедрино. Работал магазин не каждый день. Собирались по несколько человек и вместе шли за покупками. Брали покупки и на тех, кто сам не мог пойти, а что-то надо было купить срочно. И хотя на обратном пути тяжело было нести сумки в гору, никто никому никогда не отказывал, все помогали друг другу. Не было в деревне ни машин, ни тракторов, а только конный двор с четырьмя лошадьми, которых берегли. Пахали на них огороды, возили дрова из леса и зерно на мельницу в Красно молоть муку. Зерно получали за трудодни".

По данным Википедии, "В 1940-х годах в Заставе был колхоз имени 2-й пятилетки". Бабушка Лидия (моя прапрабабушка) была бригадиром колхозной бригады, а бригада была на целых три деревни (Застава, Звягино и Курмыш). Каждый день с вечера она обходила все избы и раздавала указания, что нужно делать на завтра: полоть брюкву, ворошить сено, сушить зерно. Те, кто не мог выйти, – предупреждали. Бабушка вела тетрадь, в которой были записаны поименно колхозники из подведомственной ей бригады. Это был журнал бригадира. За каждый выход человеку ставили палочку – один трудодень. Потом на колхозном собрании по итогам собранного урожая давали за каждый трудодень определенное количество зерна, картошки, сена и немного денег. Работали много и охотно, всем хотелось заработать до зимы. Зимой работы в колхозе было меньше.

Иван Швецов, 14 лет

г.Павлово

Фото автора

(Продолжение в следующих номерах "ВГ")

Автор: Вачская газета

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 789

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика