Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вачского района Нижегородской области

606150, Нижегородская область, Вачский район, р.п.Вача, ул. Советская 7
телефон: +7 (83173) 6-11-40
e-mail: vacha-gazeta@yandex.ru

Что имеем, тем гордимся

Совсем недавно, буквально в прошлом году, Нижний Новгород отмечал свое 800-летие. К памятной дате было опубликовано много разного материала по истории города.

Вачский район, входящий с конца 20-х годов прошлого века в Горьковскую, а сейчас в Нижегородскую область, тоже имеет свою не менее удивительную историю.

В своих публикациях на страницах "Вачской газеты" я расскажу историю наших сел и деревень. Как и почему называются те или иные речки, овраги, урочища. Думаю, что многим жителям Вачского района это будет интересно. А начну я свое повествование со своей малой родины – старинного села Арефино.

О погосте, купцах

и монетах

Впервые Арефино, а вернее, Зябликовский Погост, так раньше называлось село, упоминается с середины XVI века. Это был на тот момент самый большой населенный пункт на территории современного Вачского района. Свое название Зябликовский Погост получил не от наличия кладбища, как считают многие. Кладбище есть в любом селе. Слово погост имеет свою глубокую историю.

Так в 8-9 веках называлось средневековое укрепление, пограничная застава, на которой находился небольшой гарнизон. Всю зиму дружинники князя, а именно они входили в состав гарнизона, собирали дань с местного населения. Как правило, это были меха белки, куницы и других пушных зверей. Как только вставал твердый наст, а это было в середине марта, князь данной местности, у нас это был, видимо, муромский, начинал объезд своей территории. Это называлось съездить в гости или погостить. Отсюда и название этих населенных пунктов — погосты.

Располагались они, как правило, на расстоянии дневного перехода друг от друга, чтобы, выезжая с утра из одного погоста к вечеру успеть добраться до следующего. В наших дремучих муромских лесах ночью легко можно было заблудиться. Поэтому и расстояния рассчитывали на светлое время суток. Князь, объезжая погосты, собирал все то, что за зиму было накоплено его дружинниками. В конце марта- начале апреля караван князя возвращался в Муром и готовился к встрече с купцами. Как только вскрывалась река, к городу начинали подтягиваться купцы из разных стран. Многие слышали о торговом пути из варяг в греки. Но был еще и другой менее известный торговый путь – из варяг в персы, который и проходил через наши места.

С верховьев Оки к Мурому и окрестностям спускались европейские и скандинавские купцы, которые везли сюда оружие, украшения. А главное, звонкую монету, которая называлась общим словом — денарий. На Руси в то время практически не чеканилась своя монета, поэтому все торговые сделки совершались либо путем обмена, либо используя завезенную иностранную чеканную монету. Иностранные купцы покупали мех, мед, воск.

Расплачивались серебром, которое потом расходилось по Руси. Но была и более распространенная на Руси монета, чем денарий, под названием дерхем. Завозили ее персидские и другие восточные купцы. На Руси она называлась куна. Такое название, видимо, монета получила потому, что за нее покупалась ценная шкурка куницы. Чеканилась монета в Арабском халифате, которому тогда принадлежал практически весь Ближний Восток. Иногда разрешалось чеканить данную монету и государствам-сателлитам (прим. ред. формально независимое государство, находящееся под политическим и экономическим влиянием другого государства и пользующееся его протекционизмом на международной арене). Таким государством у нас на Волге являлась Волжская Булгария. Проведенной границы между Муромским княжеством и Волжской Булгарией, видимо, не существовало, но точно известно, что место слияния Оки и Волги, где сейчас стоит город Нижний Новгород, было территорией Волжкой Булгарии. И там находился город Абрамов, по другой версии — Ибрагимов.

В XIII веке, когда дружина владимирского князя Юрия Всеволодовича разбила мордовское войско в районе современных Щербинок, город Абрамов был переименован в Нижний Новгород. В свою очередь волжские булгары тоже нападали на территорию княжества и два раза штурмовали стены Мурома. Но воевали не всегда, чаще выгодно торговали. Вот купцы Волжской Булгарии и купцы Персидского государства и привозили в наши края знаменитые арабские дерхемы, на которые и покупали мед, воск, мех разных пушных зверей, особенно ценился мех куницы. Сюда привозили медную и серебряную посуду, украшения, шелк, восточное оружие.

На территории

Арефина

Но в дороге случалось разное. Многие купцы погибали от болезней, на них нападали разбойники. Поэтому при первой опасности торговые люди прятали свои ценности в землю, а потом по разным причинам не забирали их обратно. Так появлялись клады.

Один такой клад был найден в 80-х годах XIX столетия отцом знаменитого арефинского художника Петра Ивановича Целебровского. Вот как об этом пишет один из свидетелей данного события: "Священник Троицкой церки Зябликовского Погоста Иоанн Целебровский рассказывал, что на церковной земле, прилегающей к соседней деревне Платцово, вырыли глиняные горшки с тонкими серебряными монетами, величиной с русский полтинник, но с восточными надписями на них".

Дерхемы чеканились в VIII-IX веках. Из этого следует, что поселение на территории современного Арефина уже существовало. Об этом свидетельствуют и другие находки. Так, тракторист Н.Н. Данилов, работая на экскаваторе, раскопал курган в районе современного микрорайона Черемушки. Но до приезда официальных властей часть находок разграбили приезжие шабашники. Однако кое-что все же удалось сберечь. Так, бронзовая нагрудная пластина и боевой топор под названием щековик сейчас демонстрируются в Вачском историко-краеведческом музее.

По территории Арефина, а точнее, в нижней части села, протекает речка под непонятным названием Идома. В переводе с угро-финского на русский язык ее название означает зерновой ток (гумно). Видимо, сюда свозилось зерно для дальнейшей обработки. Известно также, что уже в более поздние времена на Идомке, так местные старожилы называли речку, имелась небольшая мельница.

О народности

мурома (прим.ред.ударение на второй слог)

Славянского, то есть русского населения в наших краях до VIII-IX веков практически не было. Проживало здесь угро-финское племя мурома. Собственно город Муром напоминает нам об этом народе. Это был основной, самый крупный город среднего течения Оки, впоследствии ставший княжеской столицей. Территория современного Вачского района полностью входила в состав Муромского княжества, и вплоть до XX века мы были муромские, то есть входили в состав Муромского уезда Владимирской губернии. Впоследствии, при территориальном делении начала 30-х годов, наш край вошел в состав Нижегородской (Горьковской) области. Народность мурома со II до начала X веков проживала на нашей территории. Слово мурома в переводе с угро-финского на русский язык означает живущие, а точнее, спрятавшиеся (мур, замуроваться, спрятаться) возле воды (ма — вода). Этнически мурома были близки к современной мордве. Все названия, которые давало местное население, а это практически названия всех рек, озер и небольших речек имеют угро-финское происхождение. Также некоторые населенные пункты, например, Вастрома, Сурск имеют муромские названия. Перевести все эти названия можно, имея русско-мордовский словарь, так как языки муромы и мордвы очень схожи. Ну, например, Вастрома переводится как мокрое место. Рядом с этой деревней до конца 70-х годов, находился населенный пункт, который называли Мокрец. Собственно вот эти две деревни имели одно и то же название, только одна — русское, а другая — угро-финское. Сурск, видимо, имеет свое происхождение от слово "суро", что в переводе на русский зык означает просо. Но на территории современного Вачского района проживала не только мурома. Об этом свидетельствуют курганы и другие, в том числе письменные доказательства пребывания народов той же угро-финской группы. В километре к юго-востоку от деревни Талынское, на левом берегу речки Медведовки, есть место, на котором некогда проживали черемисы. Это старинное название марийцев. Другое место жительства черемисов находится в полутора километрах от деревни Талынское, на правом берегу реки Кутры.

Курганы и Городище

Недалеко от этого места, в пойме той же речки Кутры и неподалеку от большой нижегородской дороги, возвышается курган у подошвы горы Сокол (согласно архивным документам). Сейчас, конечно, никакого кургана не сохранилось. Видимо, при строительстве дороги в конце 30-х годов курган сровняли. Но некоторым курганам "повезло" больше. В полукилометре от деревни Выборково, на юг по оврагу и суходольному ручью, есть курган по названием Горбещ. Он представляет собой рукотворное сооружение. Также имеется небольшой курган Каравашек в районе деревни Шамшелово. Кроме курганов, на территории Арефинского сельсовета есть и другие примечательные места. К югу от села Арефино, за большой нижегородской дорогой, за рекой Ружей возвышаются холмы Сорочий куст и Городищи. На первом издревне были игрища (гулянья) окрестных жителей, а на втором существовало когда-то поселение. На Городище были найдены старинные вещи, в частности, жителем деревни Турбенево Сорокиным был найден боевой топор народности мурома. Городищи есть и в черте районного поселка Вача и недалеко от Арефина, рядом с деревней Турбенево. Городищи — это бывшее поселение, уничтоженное либо какими-то природными катаклизмами (наводнением или пожаром), либо стертое с лица земли вражеским нашествием. То есть, стоял какой-то поселок, город, жил своей жизнью и из-за войны разрушился. Либо пришли захватчики и все вокруг сожгли, а жителей взяли в плен. Впоследствии на этом месте ничего не строили. Оно считалось в народе гибельным, и оно зарастало лесом. Как известно, современная Рязань — это не тот город, который штурмовали полчища Батыя и за которую жестоко бился легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат. Та Рязань находится в десятках километров от современного города, и там сейчас только развалины. Собственно и Вача была построена после того, как было уничтожено поселение, находящееся рядом. Даже современные Городищи все равно стоят немного в стороне от бывшего поселка, уничтоженного, видимо, монголо-татарским нашествием. Городищами и вачскими, и арефинскими интересовались такие известные владимирские историки, как В.Г. Добронравов и А.А. Титов. Они в середине 19 столетия искали здесь легендарный город Стародуб Воцкий (Вокский). Они приезжали в Арефино, беседовали со старожилами села на предмет нахождения большого города в окрестностях Арефина. По легенде, какой-то город находился на том месте, где сейчас расположено Турбеневское городище. Но площадь данных городищ не предполагала нахождения там крупного города. Поэтому предварительные выводы были такие, что Стародуб Воцкий находился, видимо, как и все средневековые города, где-то на берегу реки Оки, предположительно, где стоит гора Городина.

О целебных

источниках

Есть в нашей местности и целебные источники. Под Арефином, в самом начале речки Кутры, в пустоши бывшей деревни Арбузово, под кручей, есть святой источник Гремячий. Это родник с минеральной святой водой, который зимой не замерзает. Согласно архивным данным, примерно в 1870 году воду из данного источника брали на анализ и установили, что она обладает целебными свойствами. Также в лесу под названием Рябинки есть урочище Солёные ключи. Вода в родниках действительно немного солоноватая. Это свидетельствует о том, что в воде присутствуют какие-то минералы. Возможно у нас под боком существует огромное природное богатство, о котором мы даже не задумываемся. Есть источники с присутствием серебра, железа, йода, а есть те, где находится хорошая чистая вода, которая лечит. Я брал на анализ воду из святого епифановского источника и родника Сокол. Ни в том, ни в другом источниках в воде нет полезных минералов. Но тем не менее, по поверьям, вода излечивает от различных болезней. Возможно лечит не вода, а вера в чудесное исцеление ею.

Сергей ЛИПАТОВ,

житель с. Арефина

(Продолжение следует)

Автор: Вачская газета

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1024

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика