Около 4600 человек было убито и ранено. Среди них было много женщин и детей. Почему в отличие от царской семьи эти женщины и дети не являются святыми? Я вижу в этом двойной подход к историческим событиям. Результатом ненависти, а потом и расстрела царя и его семьи являются, в том числе,
и эти события 1905 года. Активное участие в революционных выступлениях приняло население
и нашего района.
Арест вачских
учителей
После получения известия о расстреле рабочих в Санкт-Петербурге рабочие и служащие кондратовских фабрик в Ваче устроили демонстрацию протеста и гражданскую панихиду по павшим в Кровавое воскресенье. Подготовкой и проведением демонстрации руководили фрезеровщик И.Н. Весков, рабочий П.Н. Личнов, учителя фабричного училища П.И. Ремизов и А.И. Чупров. Учитель А.И. Чупров вел также нелегальную переписку с революционерами из городов Муром, Владимир и вместе с учителями – П.И. Ремизовым и Ю.К. Раковым – активно участвовал в профессиональном учительском движении, усилившемся с весны 1905 года. В течение 1905 года в уездах Владимирской губернии шла организация федераций учительского союза. В ноябре этого же года одновременно состоялось несколько учительских съездов в разных местах губернии, в том числе и в Ваче. Здесь собрались 35 учителей. Организаторами были П.И. Ремизов и А.И. Чупров. Собрание проходило конспиративно. Но из доноса в полицию одного из присутствующих на собрании стало известно, что учителя Вачи и окружающих селений учредили Союз учителей Вачи и присоединились к всероссийскому съезду учителей.
Пятнадцатого ноября 1905 года П.И. Ремизов и Ю.К. Раков организовали манифестацию учеников местного училища и с двумя знаменами несколько раз прошли по улицам Вачи. По приказу губернатора П.И. Ремизов и А.И. Чупров были арестованы, но расследование дела было прекращено. Учителей Вачи поддержал инспектор народных училищ Муромского уезда Шапошников, давший о них благоприятный отзыв. Двадцать четвертого ноября 1905 года учителя были освобождены.
Во исполнение повеления свыше об "очистке" деревни от революционных элементов губернское жандармское управление по предложению губернатора в декабре 1905 года составило секретный список лиц, замеченных в подстрекательстве и агитации крестьян и рабочих. В этом списке значились П.И. Ремизов, Ю.К. Раков, крестьяне из с.Казаково – И.С. Евтеев, И.И. Сорокин-Демагин и др.
Пятнадцатого января 1906 года за противоправительственную деятельность были арестованы вачские учителя: С.В. Зиновьев, П.И.Ремизов, А.И.Чупров и крестьяне А.В. Ермаков и Г.И. Семенов. Они обвинялись в том, что "принимали участие в собраниях фабричных рабочих и крестьян....словесно возбуждали население удалить насильственным образом фабричную полицию, не сдавать ей квартиры, жандармов встречать и угощать кольями, вербовать по деревням население на ниспровержение государственного строя".(источник: Владимирский облпартархив,ф14,оп.5, е.х.1563).
После ареста заключенных направили во Владимирское губернское исправительное отделение и освободили лишь через полгода, кроме А.И.Чупрова, который был сослан в Сибирь. За революционную работу были сосланы на север И.Н. Весков (погиб в ссылке), П.Н. Личнов, П.Ф. Евтеев и М.А. Железнов.
Волнения
против царизма
Распространенными формами борьбы против царизма были митинги и собрания, которые проводились среди крестьянского населения. Так, 31 июля 1905 года крестьянин из Вачи Евстратов на митинге призывал не платить податей. Обсудив этот вопрос, крестьяне составили петицию в Губернское управление по крестьянским делам с запросом о выкупных платежах со времени отмены крепостного права.
Осенью 1905 года в лесочке "городок", недалеко от Вачи и Казакова, состоялся очередной митинг, на котором было много народа из всех окрестных деревень и сел. Третьего сентября 1905 года в секретном донесении начальника Нижегородского жандармского управления в департамент полиции о сходке крестьян Горбатовского уезда сообщалось, что 16 августа 1905 года в лесу около деревни Зеленцово была сходка, на которой присутствовало около 200 крестьян из Панина, Зеленцова, Нершева, Алтухова, Горнева, Горышова, Вачи и др. селений. На этой сходке ораторы говорили о народном представительстве в Государственной Думе и о других волнующих крестьян проблемах. Также была составлена петиция царю, в которой выдвигались политические требования.
Активное участие в революционных событиях принимали крестьяне из с. Казаково. Так, И.Демагин призывал к захвату помещичьих земель и распределению их среди крестья, а также к неповиновению власти и неуплате повинностей.
Седьмого ноября 1905 года казаковские крестьяне составили петицию, в которой требовали отменить выкупные платежи и все косвенные налоги, заменив их прямыми прогрессивными доходными налогами, уничтожить сословия и уравнять всех перед законом, упразднить должность земских начальников, ввести общеобязательное народное образование за государственный счет, передать в собственность крестьянам все земли.
Земскому начальству на сходе крестьяне кричали: "Раз мы составили требования-утверждений никаких не нужно от вас".
От волостного старшины А. Трошина они потребовали удалить силой из села земского начальника. А когда казаковские кустари подали губернатору прошение о разрешении организовать в селе кустарную артель металлистов, то получили категоричный отказ. Губернатор в резолюции на прошение написал, что "за принадлежность к левым партиям и за революционные выступления запретить открытие артели казаковцам".
В Пертове 5 декабря 1905 года на крестьянском митинге учитель Е.Н. Успенская выступила с разъяснением царских манифестов от 17 октября и 3 ноября и предложила запретить помещикам рубить лес, так как вся земля без выкупа должна принадлежать крестьянам. Пертовские крестьяне составили требование, в котором вместе с крестьянами села Казаково поддержали предложения учителя. Это была первая революция в России. Или как писал В.И. Ленин: "Генеральная репетиция".
Волнения
в Арефинской волости
А вот что происходило во время Великой Октябрьской социалистической революции в Арефинской волости. В 1917 году из Мурома в волость прибыл красногвардейский отряд. Временное волостное правление было распущено. Власть перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Первым председателем волостного исполнительного комитета был И.М. Хорошев, заведующим отделом народного образования И.В. Шурков, военным руководителем Ф.Н. Стрелин.
В годы Гражданской войны подавляющее большинство мужского населения было на фронте. Житель д.Озябликово И.И. Миронов был командиром эскадрона, участвовал в разгроме белогвардейских отрядов атамана Антонова, А.И. Баландин в Гражданскую войну был командиром пулеметного взвода (погиб в Великую Отечественную войну). Из коммунистов и комсомольцев добровольцами ушли на фронт во время Гражданской войны Г.Батраков, Н. Модонов, братья Овченковы.
Арефинская партийная организация оформилась 17 октября 1918 года. Её организаторами были И.М.Хорошев, И.В. Шурков, Ф.Н.Стрелин. В момент создания организации в партию вступили 14 человек, а к концу года в ней было 27 коммунистов. Организация называлась "Арефинская волостная ячейка сочувствующих партии большевиков".После мобилизации на фронт в июле 1919 года в ячейке осталось три коммуниста и четыре сочувствующих.
Сначала сельские Советы были в каждой деревне. Избирались они открытым голосованием на деревенском сходе. Была тогда и так называемая группа лишенцев. Представители этой группы лишались права голосовать и быть избранными в советские органы власти. К этой группе относились торговцы, церковные служители и те, кто содержал наемных рабочих. Комсомольцы и коммунисты 30-х годов прошлого века активно участвовали в организации колхозов, были передовиками производства. Многих из них посылали на учебу. Партийные организации создавались по территориальному признаку при сельских Советах.
В 30-х годах в состав арефинской парторганизации входили все коммунисты артелей "Первая пятилетка", "Труженик", "Пищепродукт", "Шапочная артель", колхоз "Садовод", работники сельпо, учителя школ, врачи, работники сельского Совета и другие коммунисты.
После революции, начиная с 20-х годов, стала быстро развиваться культурно-массовая работа среди населения. Первый народный дом был открыт в 1922 году. А когда он сгорел, то второй нардом был открыт в доме бывшей почты. Когда же сгорело и это здание, то в бывшем купеческом доме Назарова открыли культурное учреждение. Сейчас в нем находится Арефинский ДК. В нем были организованы хоровой и драматический кружки. Очень часто в учреждении культуры ставили спектакли классиков: Островского "Бедность не порок", Гоголя "Ревизор" и др. Активное участие в самодеятельности принимали учителя, работники почты и др.жители села.
Сергей Липатов,
с. Арефино
Фото из архива автора