Год педагога и наставника, объявленный Президентом, – значимое для всех педагогов событие. Думаю, что очень многие мои коллеги задавались вопросом, кто был их наставником, какую роль сыграл он в жизни и могут ли они сегодня тоже считать себя наставником.
Мне в этом плане очень повезло. На протяжении двадцати лет моим наставником был такой педагог, встречу с которым я пожелала бы каждому. Интеллектуальная и интеллигентная, понимающая и требовательная, заботливая и переживающая. Это Лидия Ивановна Волкова.
Впервые я увидела Лидию Ивановну в шесть лет, когда пришла в первый класс. Я, такая маленькая, желающая учиться только на "5", но совсем не уверенная в себе и боящаяся делать ошибки, что было для меня самым страшным.
Лидия Ивановна очень быстро развеяла все мои сомнения, она вселила в меня, впрочем, как и во всех учеников надежду на то, что каждый из нас может достичь того, чего хочет. С ней я почувствовала себя уверенно, она показала мне, на что я способна, что я могу, на что мне просто не надо обращать внимания. Я стала отличницей и уже после окончания начальной школы поняла, что главное - это не оценки в дневнике, а желание познавать новое, желание учиться.
Закончив Дзержинский педагогический колледж, я вернулась в свою школу. Лидия Ивановна была уже директором. И здесь, как наставник, она проявила другие свои качества. Убедила меня, что в 21-ом веке нужно постоянно развиваться, совершенствоваться, нужно постоянно учиться.
Наставник и отличается тем, что не фиксирует оценки в журнале, а даёт возможность всем совершенствоваться и развиваться. Лидия Ивановна создала для меня все условия, но поставила передо мной задачи, решить которые я могла только при постоянном профессиональном саморазвитии. Она никогда не требовала от меня невозможного, всегда оставляла право выбора, давала возможность оставаться собой. Именно Лидия Ивановна подтолкнула меня к решению получить ещё одну специальность. Я продолжила обучение и стала социальным педагогом, а затем – психологом-педагогом. Это были усилия не ради диплома, а необходимость, продиктованная временем.
Уважаемая Лидия Ивановна, как педагог, как учитель, я работала с Вами семь лет. Я благодарна Вам за то, что была в центре всего происходящего в школе. Вы доверяли мне самые сложные проекты и были уверены, что у меня все получится. Насколько интересна профессия педагога, я поняла после нескольких лет работы с Вами. Лидия Ивановна, вряд ли Вы тогда считали себя моим наставником. Вы выполняли свою работу! Но так увлекательно, так честно, так интересно, так творчески, что сегодня я могу сказать, что очень-очень многим в своей педагогической деятельности я обязана именно Вам.
Сегодня я заместитель директора по воспитательной работе в Арефинской средней школе. Боюсь ли я допускать ошибки? Да. Но я научилась их предотвращать и исправлять. Могу ли я быть наставником? Уверена, что могу, потому что имею такой опыт работы под Вашей опекой, под Вашим чутким руководством.
Лидия Ивановна, мы не работаем вместе уже много лет. Но Вы, как преданный профессии педагог, остались в образовании, а это значит - остались наставником. И всякий раз, когда мы встречаемся, Вы интересуетесь моими успехами, радуетесь за меня, если я не боюсь рискнуть, выйти за пределы своего комфорта.
Я никогда не забуду Ваш наказ, Наставник: "Никогда, никогда не сдаваться – что бы ни случилось".
Марина ВОЛКОВА,
заместитель директора
по воспитательной работе
Арефинской СОШ
Фотоматериалы
предоставлены автором