Новые вопросы
и пути их решения
В период массовых полевых работ остро вставал вопрос о присмотре за малыми детьми.
Протокол заседания № 8 от 08.05.1940 года исполкома Зеленцовского сельского совета.
Слушали: об организации детских яслей и площадок в колхозах.
Выступали: председатель Вежновского колхоза им. 9-е января Кривенков П.В., который говорил, что сейчас открыть ясли трудно, нет посуды, постельного белья и другого инвентаря, но все же в период массовых работ: в прополку, сенокос и жатву – ясли откроем.
Постановили: правлению Вежновского колхоза до 15 мая подобрать людей для обслуживания яслей, составить смету и обсудить на общем собрании, чтобы к 20 мая открыть детские ясли, создать условия по части покупки мануфактуры, решить вопрос с Вачским РИК и райпотребсоюзом об отпуске промтоваров и продуктов для яслей.
После начала войны, когда на фронтах шли грандиозные сражения, приходили похоронки, сельсовет продолжал заниматься вопросами образования, следил за состоянием школ, детских учреждений, торговлей, обеспечением продуктами и товарами первой необходимости и многими другими социально важными делами.
Исполком сельского совета постоянно обращал внимание на состояние красных уголков, изб-читален, говорил об их роли в воспитании политической грамотности, патриотизма, поднятии морального духа. Так, 17 октября 1943г. на заседании заслушивали руководителей колхозов о подготовке помещений к работе в зимний период. Выступающий Алясев П.В. заявил, что Зеленцовская изба-читальня не готова, хотя план составлен, но работа не ведется. Председатель Зеленцовского колхоза Ястребов отметил, что работа в последнее время ослабла: от библиотеки, купленной ещё в 30-е годы, ничего не осталось, такая же участь постигла и музыкальные инструменты. Учитель Зинцова З.П. говорила, что основной причиной недостаточной работы избы-читальни является отсутствие света. Представитель района Петров отметил слабую культмассовую работу среди населения в колхозах Зеленцовского сельсовета и потребовал в трехдневной срок провести ремонт помещений и с 6 октября включиться в работу: организовать художественную самодеятельность, различные кружки, провести смотр-конкурс художественной самодеятельности во всех поселениях, председателей колхозов обязать приобрести для них библиотеки и подготовить к работе в зимний период.
В Вежновском колхозе заведующей избой-читальней была назначена директор школы Уткина З.А. Она была эвакуирована из Ленинграда.
В это время в колхозах в разгар полевых работ катастрофически не хватает рабочих рук.
Мужчин призвали на фронт. Женщинам, старикам и подросткам приходилось выполнять чисто мужскую работу: пахать, готовить дрова, работать на конюшне, быть ездовыми при перевозке зерна в Вареж или в Павлово: машин не было. Правление Вежновского колхоза обратилось за помощью к школьникам. В результате была организована бригада по прополке посевов. Данную инициативу быстро подхватили в сельском совете. На заседании Зеленцовского сельского совета от 27. 06.1943 г. подняли вопрос об участии школ в прополочной кампании.
Слушали: Кузнецова О.И. агронома, который доложил активу о том, что Вежновская школа принимает активное участие в прополке, создана бригада из 25 детей. Зеленцовская и Алтуховская школы вообще не принимали участие в прополке.
Постановили: потребовать от заведующих школ Егорова и Фадеевой немедленно мобилизовать учеников во главе с учителями на прополку посевов в колхозах, создать бригады, повесить доски показателей, а лучших учеников и учителей показывать в боевых листках и в печати.
Итоги работы школ
за 1 четверть 1943 г.
На очередном заседании директор Зеленцовской школы Алясев Павел Васильевич отметил, что школа к новому учебному году была полностью подготовлена. В школе обучалось 264 человека, из них 143 ученика с 1 по 4 классы. Общая успеваемость по школе составляла 85,2 проц. В школе не организованы горячие завтраки для учащихся. Внешкольная работа организована недостаточно, действуют всего три кружка: драматический, хоровой, литературный. По классам проводится работа по подготовке к 26 – й годовщине Октября. Учитель Зеленцовской школы Зинцова З.П. доложила, что низкая успеваемость учеников из-за низкой посещаемости. Для приготовления завтраков в школе не хватает дров.
Заведующая Нершевской школой Сорокина А.Ф. объяснила низкую посещаемость школьников тем, что у детей нет обуви. Заведующая Горышовской школой жаловалась, что в школе к ремонту не приступали, отсюда плохая посещаемость и низкая успеваемость (77 проц.), в школе обучается 79 чел., нет дров и библиотеки, завтраки не готовятся.
Несмотря на военное положение, власти проявляли заботу о детях. Так, на внеочередном заседании сельского совета в начале июня 1944 года рассматривался вопрос о заготовке дров для школ к началу учебного года.
После окончания войны забота о школах стояла как приоритетная. Поколение советской страны 1940-х годов, благодаря долгой и упорной кампании по ликвидации безграмотности, освоило школьные азы. А поколение победителей, их дети и даже внуки, воспитанные советской школой сызмальства, получившие в большинстве своём прекрасное высшее образование, ставшее престижным, смогли выйти в космос, поднять целину, построить наукоёмкие производства, освоить сложнейшую технику, построить БАМ. Смогли смело вступить в мирное соревнование с прочими образованными народами.
Петр Брянов,
житель г.Павлово,
уроженец д. Вежново
Фото предоставлено автором