В нашем районе есть примеры школ, в которых уже успешно выстроена система педагогического наставничества. Сегодня мы расскажем о результатах работы системы наставничества в Явасской средней общеобразовательной школе. Получается, у нас сегодня, пусть и неформальное, но открытие Года педагога и наставника. Традициям наставничества здесь следуют с 2007 года, с приходом нового директора Л.С.Михайловой. По словам Лидии Сергеевны, в их педагогическом коллективе принято помогать молодому учителю сообща, без назиданий, не критикуя, давать понять молодому педагогу, что все у него получится.
В 2021-2022 учебном году в педагогический коллектив МБОУ "Явасская СОШ" влилось шесть молодых и малоопытных специалистов. Институт наставничества, по мнению директора школы, позволяет решать задачи профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в педагогическом коллективе и закрепления педагогических кадров. Да и достойных педагогов, совмещающих в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний, по –настоящему творческое и душевное отношение к процессу обучения, в данном коллективе достаточно. Словом, есть у кого учиться.
Казакова Галина Николаевна 40 лет работает учителем иностранного (английского) языка в МБОУ "Явасская СОШ". Родилась в поселке Явас. В 1975 году окончила Явасскую среднюю школу с золотой медалью. В 1980 г. окончила факультет иностранных языков МГПИ им.Евсевьева и была направлена на работу по распределению в Ардатовский район. В 1983 году вернулась в родной поселок. Педагогический стаж: 42 года. Имеет высшую квалификационную категорию, "Ветеран труда". Отличник Народного просвещения Российской Федерации.
Галина Николаевна принимает участие в методической работе на школьном и муниципальном уровне. Выступает с докладами, проводит открытые уроки. Участвует в декадах лингвистических наук, ведет кружок английского языка для старшеклассников. Пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учеников и их родителей. Является классным руководителем кадетского класса. Под её руководством учащиеся ежегодно участвуют и становятся призерами и победителями на школьных, муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Её воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.
Считает, что наставничество ускоряет процесс вхождения начинающего учителя – молодого специалиста в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.
- Галина Николаевна, молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. Возможно ли это через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения?
- Ещё А.С.Макаренко говорил: "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…". Именно совместная деятельность наставника и молодого педагога способствует адаптации и закреплению специалиста в трудовом коллективе.
- Вы не один год становитесь наставником для молодых учителей. Расскажите, что лично Вы вкладываете в понятие "наставничество".
- Наставничество, на мой взгляд, – это постоянный диалог и является двусторонним процессом. Можно сказать – педагогический дуэт. Здесь должна быть обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, безусловно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт. В первые дни самостоятельной работы очень важно не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, достаточно интересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями.
- Вы руководствуетесь каким-то планом в этой работе?
- По сути, в каждом конкретном случае это некий индивидуальный план сопровождения. Он определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога.
- Какие формы работы Вы применяете в процессе наставничества?
- В своей работе с молодым педагогом я стремлюсь применять формы взаимодействия, развивающие деловую коммуникацию, способность принимать решения, личное лидерство, умение формулировать цели, задачи и прочее. Молодому педагогу в самом начале пути важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить успешную коммуникацию с коллегами, учащимися и их родителями. Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов является участие в конкурсном движении.
- Приведите пример из практики наставничества.
- В 2021 году я была педагогом-наставником молодого специалиста Сураевой Анастасии Сергеевны. Надо сказать, молодой педагог сразу включилась в работу. Как результат нашей совместной деятельности - Анастасия Сергеевна принимала участие в заседаниях межшкольного и школьного объединений учителей иностранных языков, в подготовке открытых уроков и мероприятий, проводимых в рамках декады иностранных языков: 2019 г. - "Средства массовой информации" (9б класс), 2020 г.- " Дружба, любовь… приносит ли это счастье?" (10б класс), а также в воспитательной работе обучающихся 6 в класса. Кроме этого, молодой педагог выступила с открытым уроком на районном онлайн-семинаре "Второй иностранный язык: аргументы и факты". Её ученики стали успешными участниками во всероссийской акции "Тотальный диктант", проводимой Институтом Гёте.
- Это замечательные успехи Вашего подопечного, а для Вас наставничество имеет какую-то, как принято говорить, обратную сторону медали?
- Конечно. Для меня наставничество – это тоже стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы. Наставничество помогло мне, опытному педагогу, ощутить свой вклад в процесс профессиональной адаптации молодого учителя, удовольствие от общения с молодым специалистом, породило стремление к самосовершенствованию.
-Каковы по- Вашему критерии, указывающие на то, что молодой специалист прошел уроки наставничества?
- Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями обучающихся, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Вот за такого педагога уже можно не беспокоиться.
- 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Каким Вы сегодня видите наставничество?
В настоящее время, в условиях повышения требований к профессионализму педагога перед наставником встает задача – помочь молодому специалисту приобрести такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития отечественного образования.
Самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть готовым вести за собой.
-Галина Николаевна, успехов Вам на педагогическом поприще и спасибо за беседу.