История первая
Кинотеатр "Сампо", или земля Калевалы
История учит тому, что она ничему не учит. И в первую очередь эта основополагающая истина относится к русским Иванам, Ивановым и Ванькам Жуковым, не помнящим своего исторического родства, своего исторического прошлого. И всё потому, что они жили и живут и учат жить своих детей, внуков и правнуков не прошлым и даже не настоящим, а будущим. И даже сформулировали для такой ускоренной и перестроечной жизни призывы, которые стали девизом в их жизни: "Время - вперёд!", "Наш адрес (не конкретные дом, не улица, не город, не село, не деревня,..а) - Советский Союз!", "Россия, вперёд!", "Нас не догонишь!..".
Образование - начальное, среднее и высшее - они подменили словообразованием, словесностью, словоблудием, славословием. И воспитывают они, в том числе и подрастающее поколение подростков, молодёжи, молодых и молодожёнов не трудом, не трудолюбием, а тоже словом, словесностью. Любовью не к труду, а к слову.
Культ личности, культ героя, культ кумира, которых сами же по своей простоте душевной и обожествляют, раболепствуют перед ними и потом сами же страдают от этого раболепия, от этой рабской привычки, зависимости любить, влюбляться и постоянно быть, находиться в неуравновешенном и подвешенном состоянии влюблённости.
Вот такие очень невесёлые, я бы даже сказал, грустные, печальные мысли навеяла мне статья коллеги Ольги Фёдоровны Малышевой, опубликованная в республиканской газете "ТВР-Панорама" от 4 октября 2017 года. Название у данной газетной статьи символическое, если не сказать - мистическое, "Жизнь после жизни".
Естественно, уже по заголовку сразу легко можно сделать вывод о том, что в статье идёт речь о двух пластах исторической жизни, которую автор делит на две жизни, на две составные части.
Первая жизнь - старая, советская, большевистская, хлам, сегодня многими, особенно молодыми, уже хорошо забытая и даже проклятая.
Вторая жизнь - новая, российская, демократическая, прозападная, проевропейская, проамериканская. Между ними водоразделом, водоворотом проходят две главные исторические даты:1917 год и 1990 год.
Последняя дата в народе называется "лихими девяностыми",отголоски которой и сегодня ещё раздаются в нашей жизни. Об этом и в статье О.Ф. Малышевой.
Не буди лихо, пока оно тихо и мирно сопит в свои сопелки! Для полноты исторической "картины не маслом" здесь не хватает ещё одной очень важной исторической даты, которая впоследствии и привела к "лихим девяностым", к распаду Советского Союза, то есть к окончанию "холодной войны","северной войны"... Имеется в виду смерть Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова и вошествие на красный царский трон, престол в дорогой и золотой столице Москва его преемника, колхозного комбайнёра из Ставропольского края М.С.Горбачёва. Именно с фамилией этого советского человека и советского коммуниста-генсека весь как бы цивилизованный мир обогатился новым русским интерсловом - перестройка, которое не требовало перевода на иностранные языки. Как и советское слово "спутник".
Газетная статья О.Ф. Малышевой "Жизнь после жизни", несмотря на всю мистичность её заглавия, тоже о перестройке, но в прямом, утилитарном и приземлённом смысле данного слова. Иначе говоря, о прозе жизни, в которой, кроме государственной политики, религии, искусства… нужно есть, одеваться, иметь крышу над головой и т.д. и т.п.
Кстати, об этом же и советский художественный фильм кинорежиссёра М.М.Козакова "Покровские ворота". Но какая большая разница, даже непроходимая пропасть, между газетной статьёй и игровым фильмом. Это как Восток и Запад.
Если в советском художественном фильме мы хорошо видим и проникаемся нескрываемой грустью и озабоченностью автора по поводу перестройки и прощания с безвозвратным прошлым, то вот "этого главного и нужного авторского волшебного элемента светлой грусти, светлой печали нет в газетной статье. А без этого нет и смысла и цели, ради которых и нужно было бы браться за перо. И всё потому, что М.М. Козаков воистину ценит и живёт воспоминаниями яркого и богатого прошлого. И художник как бы спрашивает себя, а заодно и своих зрителей, а куда уходит детство? Юность? Отрочество? Зрелость? Куда уходит прошлое, история, старая жизнь, составной живой частью которой является и моя жизнь? Моя судьба? И не торопится ли кто-то и по причине известной только ему быстрее отправить прошлое на слом, на свалку истории, на обочину истории? А что останется от неё в наследство? На память? Какой след, какой отпечаток мы сохраним нашим детям, внукам, правнукам? Потомкам, наконец, перед всеми которыми мы, живущие на земле сегодня, сейчас, в настоящее время должны быть ответственны, а не уподобляться неразумным детям, а тем более животным.
Да и перед животными иным животноводам, ветеринарам, зоотехникам, скотникам иногда бывает стыдно за свое безответственное поведение,бесшабашность и бесхозяйственность.
После прочтения газетной статьи "Жизнь после жизни" на душе остался какой-то неприятный осадок, чувство беспокойства и тревоги, неудовлетворённости, недосказанности. И чтобы как-то загладить расстроенность чувств, я обратился к истории, к прошлому, к литературному творчеству К.Г. Паустовского, жизнь которого очень тесно была связана с севером, с Карелией. Не случайно и свой сборник писатель назвал "Северные повести", куда вошли повести "Судьба Шарля Лонсевиля", "Озёрный фронт", очерки "Онежский завод", "Страна за Онегой".
Вот бы и О.Ф. Малышевой, прежде чем начать машинально, по привычке, по инерции водить пером, тоже взять в руки избранный томик К.Г. Паустовского. Перечитать, например, очерк "Онежский завод". Поразмышлять. Задуматься над ним. К чему он призывает? Что требует сегодня от современного журналиста и публициста? То ли он делает и пишет? И то ли мы делаем? Так ли мы живём, как надо жить? Правильно ли мы живём? Шагаем ли в ногу со временем или опять, по привычке, стараемся бежать впереди паровоза, запрягать телегу впереди лошади?
Мы же ведь не просто "старые стены" здания Онежского тракторного завода разрушаем, уничтожаем! Мы же свою историю собственными руками разрушаем! Своими же собственными руками губим своё материальное историческое прошлое! Наше историческое культурное наследие. Ликвидируем исторические памятники, корни, которым цены нет!
Неужели петрозаводчанам мало того, что бездумно и равнодушно сравняли с землёй такой исторический и культурный памятник, как кинотеатр с символическим названием "Сампо"?
Недорого ли "Сампо" менять на "свечку", для которой легко можно было найти и другое подобающее ей место. Не продешевили ли в погоне за житейским и обыденным комфортом и уютом с тёплым туалетом?
Не уподобляемся ли и мы все глупому и жадному попу из знаменитой литературной сказки "О попе и его работнике Балде",которого сам автор А.С. Пушкин жестоко, но справедливо укорял, упрекал и осуждал: "Не гнался бы ты, поп, за дешевизной!".
А прочитав очерк К.Г. Паустовского "Онежский завод", О.Ф.Малышева, смотришь, и наткнулась бы случайно на личное литературное завещание писателя, оставленное потомкам. Нам с вами, Иванам, Ивановым, Ванькам Жуковым, не помнящим своего кровного родства. "Всё от сердца делать надо…", "Мы - потомки Пушкина, и с нас это спросится"...
Я живу в городе Пудож, который находится рядом с бывшей старинной деревней Москва, но сердце и душа у меня болят и за Петрозаводск, за Ленинград, за Тверь, за Киев, за Дамаск. И болят по одной только простой человечной причине, что чужого горя не бывает!
А за Петрозаводск я переживаю вдвойне. Там у меня учится в начальной школе внучка. И я не хочу, чтобы она и другие школьники России учили историю только по учебникам, которые, как известно из практики, искажают реальную историю, переписывают её в угоду живому и мёртвому батюшке-государю, императору, монарху, царю…или Генеральному секретарю ЦК КПСС...
История вторая
Кинотеатр "Октябрь", или Человек с бульвара капуцинов
2017 год для Бориса Павловича Фофанова и его супруги Галины Ивановны Фофановой/при рождении - Хуовинен/ - особенный и памятный. Они отпраздновали бриллиантовую свадьбу. Почетная, и, я бы даже добавил, - завидная юбилейная дата для счастливой семейной жизни семейной пары.
Не каждому посчастливится даже дожить до такого почтенного возраста, а тем более в таком долгом счастливом семейном браке.
И в чем же залог их семейного счастья?
Вот об этом моё повествование. Моя вторая история.
Если кто из вас внимательно перечитывал газетные заметки, статьи, брошюры Бориса Павловича, то, наверное, обратил внимание на такой очень примечательный факт, что его родословная берет свое начало на селе. И что особенно важно отметить, он этого не стыдится, не скрывает, а, наоборот, даже гордится и призывает своим заразительным примером гордиться своими русскими народными корнями соотечественников, земляков.
И что особенно важно здесь отметить, на базе своего родного дома, а точнее, родительского дома, отчего дома, сделал культурно-духовный центр Пудожского района. Да и как ещё мог поступить настоящий советский русский работник культуры в национальной Республике Карелия. На земле Калевалы.
Таким образом, Борис Павлович своим личным гражданским примером, почином создал прецедент - превратить старинный, даже древний и былинный город Пудож в историческо- духовный культурный центр в Карелии и в целом на Северо-Западе.
Как-то я побывал у Фофановых в гостях и поразился тому обилию исторических документов, материалов, литературы, которые хранятся у них в квартире. Практически они уже начинают выживать хозяев из квартиры.
И я вспомнил, что когда -то точно так же по своей собственной инициативе, с такого же "домашнего" музея начинал и энтузиаст Александр Федотович Кораблёв. Прошло много лет, эта личная домашняя "инициатива" развивалась и крепла, её заметили и поддержали местные власти. Наконец, она постепенно и уверенно превратилась в прекрасный Пудожский районный краеведческий музей. Он стал яркой достопримечательностью не только города Пудож, но и района и даже, я не ошибусь, республики, которым пудожане по праву и искренне гордятся.
К слову сказать, на Руси подобные "инициативы" общественных энтузиастов и подвижников стали уже доброй традицией. Многие ныне существующие социальные и культурные объекты зарождались именно в домашних условиях.
И яркий тому показательный пример - МХАТ, который стал государственным и российским достоянием только благодаря энтузиастам К.С. Станиславскому и В.И.Немировичу-Данченко. И этот художественный и академический театр стал не только украшением столицы первого в мире социалистического государства, но и символом, приметой нашего великого советского времени. Советской эпохи. Слава об этом высокопрофессиональном коллективе прокатилась не только по Западной Европе, но и по всему миру.
А разве московский театр "Современник" не "домашняя заготовка" О.Н.Ефремова?
И таких примеров можно привести немало.
Естественно, бОльшая часть архивных материалов, документов, которые собрали за длительное время в семье Фофановых, связана с кино, ибо это главная составная часть их семейного счастья. Они шли навстречу к нему и своей судьбе с двух противоположных берегов Онежского озера.
Галина Ивановна родилась в Петрозаводске, в семье военного. Борис Павлович - в Усть-Колоде Пудожского района, в крестьянской семье. Галина Ивановна закончила училище киномехаников. Борис Павлович самостоятельно, на практике, шёл к профессии киномеханика. А местом их первой встречи и знакомства стал Пудожский городской кинотеатр "Октябрь", который и связал их семейную жизнь в крепкий семейный морской узел.
На этом семейном узле вскоре образовались узелочки - дочки Наташа, Елена, Марина и сын Павел. Сегодня эти узелки густо разветвляются на семейном древе внуками и правнуками. Вот ещё одна важная составляющая часть их семейного счастья и благополучия, скрепляющая их крепко в единое целое и дружное кино - семейство.
Символично, что Пудожский городской кинотеатр отметил бы в 2017 году 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, поскольку был назван в честь этого великого мирового события. Но благодаря равнодушию и попустительству чиновничьих властей, этого, к сожалению, не случилось.
Ровесником Великого Октября является моя мама, Насонова Анастасия Васильевна, первая в Пудожском районе женщина-киномеханик. Вместе с папой, Насоновым Алексеем Тимофеевичем, она всю свою трудовую жизнь проработала в кинотеатре с символическим названием "Октябрь". Они сыграли немалую роль в знакомстве семейной пары Фофановых и в становлении этой молодой семьи. Регистрация их бракосочетания шумно и весело отмечалась в доме моих родителей в далёком 1957 году. Потом свадьба переместилась на малую родину жениха.
Кино стало для Фофановых, особенно для Бориса Павловича, не только трудовой профессией, а и образом жизни, смыслом жизни. Судьбой.
Чем иначе можно объяснить тот факт, что Борис Павлович по собственной инициативе организовал и руководил киностудией "Юность" на базе Пудожского детского дома. И то, что дочери Фофановых стали именно работниками культуры, тоже говорит за это. А Наташа даже работала на месте отца - директором кинотеатра "Октябрь". Они на деле видели, как родители по-настоящему увлечены искусством, кино, духовной культурой. И это, естественно, не могло оставить их равнодушными при выборе ими главного дела в своей жизни.
Галина Ивановна вынуждена была уйти из кино по семейным обстоятельствам.
Я пришел в кино позже Бориса Павловича и некоторое время работал под его началом. Это было… даже страшно сказать - в прошлом веке! В 1963 году! И на работу меня, тогда еще совсем мальчишку, принимала Лидия Тимофеевна Гашкова.
Я не буду художественно приукрашивать трудовую биографию Бориса Павловича. Работа есть работа, а на ней, как известно, всякое бывает. Все мы - живые люди, и не всегда нам удается прожить жизнь набело.
В 2012 году Б.П. Фофанову был юбилей. К сожалению, отмечали его не на прямом рабочем месте юбиляра, в родном кинотеатре "Октябрь", там в это время шла бойкая торговля, а в Пудожском районном краеведческом музее имени А.Ф.Кораблева. С основателем музея юбиляра многое тесно связывало. Он даже учился у него в вечерней школе, всячески помогал ему в становлении Пудожского краеведческого музея.
Б.П.Фофанов по профессии не учитель истории, но энтузиазму, с каким он относится к сохранению истории, памятников истории, исторических фактов, документов, материалов, литературы, мог бы позавидовать любой даже самый заядлый историк и краевед. Чтобы убедиться в этом, достаточно только побывать в Пудожском краеведческом музее, где хранятся его многочисленные экспонаты. Сам Борис Павлович здесь частый гость. Активно участвует в проводимых музеем мероприятиях.
К сожалению, нет больше дороги руководителю киностудии "Юность" Б.П.Фофанову в знакомое, родное здание бывшего детского дома имени А.М.Логинова. Юбиляр символически назвал его в очередной своей брошюре "Дом у дороги". /А когда - то в одной центральной советской газете Пудожскому детскому дому посвятили статью под названием "Дом над Онегой"/. Именно с директором детского дома Алексеем Михайловичем Логиновым Борис Павлович и организовал детскую киностудию, у которой даже не карельская, а всесоюзная фильмография. Всесоюзная известность. Со своей киностудией Б.П.Фофанов объездил всю советскую страну.
Кстати, слово "первый" очень характерно для жизни и творческой биографии Б.П.Фофанова. Первая детская киностудия… Первый детский кинотеатр… Первый в стране и даже в мире кинотеатр на УЖД… Первая книга… Первая встреча пудожских кинозрителей с артистами театра и кино… Первая роль в телевизионном кинофильме "Шестеро вышли в путь". Первая профессиональная киносъемочная группа на натурных съемках в Пудоже. Первая рыбалка с артистами советского театра и кино…
Как и полагается в таких парадных случаях, юбиляру сказали много теплых слов, в том числе местная власть, подарили подарки. Но самым лучшим подарком Б.П.Фофанову и тем, с кем он начинал первые шаги в кино, с кем потом продолжал служить важнейшему из всех искусств, был бы МУЗЕЙ КИНО в кинотеатре "Октябрь". Тем более, что в Пудоже еще сохранился частный дом, где жили родители известного и популярного советского и русского актера театра и кино Михаила Боярского, дедушка и бабушка Елизаветы Боярской.
В здании бывшего Пудожского райкома КПСС мог бы разместиться филиал Пудожского районного краеведческого музея, который бы рассказывал об истории партийного и комсомольского строительства в Пудожском районе и Карелии. О становлении республиканской и районной партийных и комсомольских организаций.
В Кривцах филиал Пудожского районного краеведческого музея мог бы рассказывать об истории становления лесной промышленности в районе и на северо-западе.
И так далее...
Пока же мы только наблюдаем, как на наших глазах из лесопромышленного центра Карелии исторический и древний город Пудож стремительно превращается в торгашеский город. Видимо, пытается тягаться с Петрозаводском. А торгашество никогда не являлось признаком культуры и просветительства.
Странно, что на православной Руси не понимают таких самых элементарных и простых вещей. Достаточно хотя бы вспомнить, как сам Христос боролся с торгашами…
Нет, я не против торговли. Это даже хорошо, что в городе появилось немало современных цивилизованных торговых точек. Строятся новые… Я только против духа западного потребительства, которое искусственно и повсеместно сегодня насаждается, заполонил весь, право, славный мир и добрался даже до нашего "медвежьего" угла.
Я против вещизма, шмоток, жалким и презренным рабом которого сегодня становится человек. Я решительно против гоголевского плюшкинизма.
Много вы видели в День города Пудожа книжных прилавков? Книжных развалов? Сколько сегодня в городе торговых точек, где можно купить спиртные напитки? А сколько в Пудоже книжных магазинов? Сравните! Счёт в пользу чего и кого? И куда это нас ведёт: в тёмное прошлое или светлое будущее?
Пудож - древний былинный край. Сказочный край. Песенный край… Поэтический край. Художественный край.
Пудож - далекий и близкий…
Пудож очень далеко,
Если ехать низко.
Если ехать высоко,
Пудож очень близко.
Я упомянул 2012 год. Он особенный и памятный не только в биографии одного человека - Б.П. Фофанова, но и в целом всей великой Российской страны. В 2012 году исполнилось 200 лет со дня Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Часть поверженных французов оказалась и на северной Пудожской земле. Об этом свидетельствуют и фонды нашего Пудожского районного краеведческого музея. Завоевателям и угнетателям - нет! Просветителям - да!
Добро пожаловать! Добро пожаловать, человек с бульвара капуцинов!
В 2015 году исполнилось 70 лет со дня другой Великой Победы великого советского народа, родословная которого берет свое новое историческое начало в Октябре 1917 года.
Чванливой, кичливой и чопорной старушке Европе надо бы об этом помнить, как и о том, что именно Русь спасла ее от монголо-татарского иго.
А главное, нам самим об этом забывать нельзя. Не забывать о своих народных корнях. Истоках. И брать пример в этом и учиться надо у счастливой супружеской четы Фофановых.
И не оплевывать свою историю в угоду так называемой цивилизованной Европе, Новому и Старому Свету. Историю наших отцов, дедов…
Историю наших великих славянских предков. Историю наших древних русских корней.
Не быть Иванами, не помнящими своего родства…