Потом в садике, после в школе, кому-то посчастливилось обучаться в техникуме или университете. Мы всегда учимся. Мир обучает нас каждую секунду, предоставляя возможность осознать то или иное событие. Процесс обучения с усвоением жизненного опыта идёт и без нашего контроля. Осознанно или неосознанно мы учимся жизни.
Поговорим про оценки. В школе не очень было приятно притащить двойку по невыученному уроку и получить нагоняй от родителей. В университете за несданный зачёт или экзамен вполне можно было быть в списке на отчисление. Вся наша деятельность подвергается оценке. В школе от "кола до пятёрки", в профессиональном образовательном учреждении "сдал, не сдал, хорошо, удовлетворительно", на работе выполнил поставленную задачу или нет, и если выполнил, то насколько эффективно. Всему придаётся оценочная характеристика: хорошо, плохо, много, мало, качественно и безалаберно. Всему в нашем мире есть противопоставление.
Эта игра в оценки забирается в наше Эго и оттуда ведёт оценочный контроль происходящего. Мы настолько сильно заигрываемся в расстановке оценок, что теряем реальное видение вещей. Мы оцениваем, как одеты сами и окружающие, оцениваем уровень дохода и наши расходы, оцениваем людей по уму и способностям. Придавая всему окрас, который носит всегда лишь абстрактный взгляд на вещи, мы разделяем мир на хорошо и плохо. Почему абстрактный? Причина кроется в относительности оценки. Думаем, что реально оцениваем ход вещей, а по сути надеваем на них мантию своего личного мнения. Мнения, состоящего из оценочной характеристики. Вспомните, что никто не желал получить двойку в школе, а пятёрка была солидной похвалой для школьника.
Заигравшись в оценки, мы начинаем ставить оценку вообще всему в этом мире, в итоге и самому миру тоже. Пример: "Была на отдыхе в Египте. Ой… лучше бы не ездила, отель на двойку, обслуживание ещё хуже. Море и пляж, конечно, на четвёрку, но это не сильно скрасило мой отдых". Ещё один: "Вот эта машина хороша! Мощь, стиль, эргономика. Стоит, конечно, дорого, но шикарная, зараза! Не то, что моё корыто, что сборка, что мотор до тройки едва дотягивают". Примеров множество.
Да, оценочная характеристика в образовательной системе необходима, дабы показать эффективность обучения. Эффективность обучения в жизни имеет смысл. Ведь эффективное развитие - это прогресс, а неэффективное чаще ведёт к регрессу или смене принципов обучения. Предаваясь этой игре, мы ошибочно применяем схему оценочного восприятия мира на всё окружающее.
Предлагаю взять паузу и расслабиться. Природа не оценивает нас по принципу: Васе - пять, ведь у него семья и много денег, а вот Пете - двойка, так как он в жизни не определился ещё, и у него даже девушки нет. Это их темп развития и жизни, а мы стремимся впихнуть их в свои абстрактные понятия, навешивая ярлыки с пятёрками или двойками за неверно усвоенный урок жизни.
Оценивать погоду за то, что та мало даёт солнечных дней или вообще заливает урожаи, тоже не имеет смысла. Выводы надо делать и развивать, к примеру, принцип посадки урожайных культур, но говорить дождю: "Ты получаешь двойку за засушливое лето, негодник!", не кажется ли вам сие
занятие нездоровым отношением к жизни? Оцениваем качество своего нового смартфона на пять, забывая о том, что технический прогресс заставит изменить своё решение через пару лет и сказать, что это барахло устарело, и лишь тройки с плюсом достоин этот аппарат.
Мы оцениваем и оценены сами, словно находимся на экзамене. Да, действительно, жизнь - экзамен, но она не ставит оценок, а лишь даёт нам понять, развиваемся мы или деградируем. Почувствовать мы можем это от уровня счастья в нашей жизни, от радости, что испытываем мы день ото дня, или от печали и грусти пребывающих в серости будних дней.
Оценка в данном случае не что иное, как отношение. Мир построен на отношениях людей и на отношении людей к чему-либо. Опять вернулись к противопоставлению объектов наблюдения или событий. Хорошее и плохое, новое и старое, модное и винтажное - эти понятия абстрактны. Меряем мир абстрактными понятиями и придаём ту оценочную характеристику, какая нам угодна или выгодна. И получается, что предмет или событие, о котором мы говорим, имеет потенциал с оценкой ноль. Событие и предмет просто есть, а мы уже придаём этому абстрактные понятия своих убеждений и взглядов.
Может, баста? Может, хватит играть в учителей, которые оценивают нерадивый мир то тройкой, то пятёркой? Принятие происходящего - первый шаг для признания того, что оценочная характеристика слаба перед самой жизнью. Даже мой рассказ об оценке ваш разум попытается оценить по шкале от одного до пяти, окрасив его в палитру вашего восприятия. Рассказ уже написан, и он есть, он может нравиться или не нравиться, здесь спорить никто не будет. В первом случае, если он понравится и позволит взглянуть на вещи более трезво без оценок, то поставленная цель достигнута. Если не понравится, то, значит, мне как автору надо расти и развиваться, а рассказ можно стереть, вырвать из книги, сделать, что угодно. Честно, мне всё равно! Равно как принятие меня, так и полное непринятие. Абстрактной оценки нет, а есть лишь иллюзия вашего оценочного мнения.
Проснитесь, дорогие читатели, от наваждения оценочного сна. Встряхнитесь и ободритесь, вас никто не оценивает, научитесь и вы делать это. Мнимое мнение кого-либо о вас либо о предмете обсуждения - это всего лишь мнение. Личный опыт покажет вам эффективность сделанного действия или сказанного слова. Учитесь у жизни эффективно, зарабатывая бесценный опыт, забыв про оценку. Время оценок прошло, пришла пора сдачи экзаменов на эффективность. Эффективность нашего общего роста и развития, а оно может быть и с ошибками. Много ошибок - много опыта, а много опыта - это эффективное развитие.