Родилась она в Пудоже. Училась в школе №2. После 11 класса поступила в педагогический институт в Петрозаводске, после его окончания вернулась на свою Родину - в Пудож, где и работает уже 23 года.
- Расскажите, кем мечтали стать? Сбылась ли Ваша мечта?
- В детстве я мечтала стать врачом. Но потом поняла, что эта профессия не для меня. Когда я заканчивала 9 класс, узнала, что в педагогическом институте идет набор на курсы по подготовке к поступлению на филологический факультет с изучением финского языка. Мне очень захотелось стать учителем финского языка, поэтому я поступила на заочные курсы и параллельно ходила на кружок финского языка в Пудоже, который вела Таисия Александровна Александрова. Мне очень нравилось совмещать эти занятия, и я уже представляла себя учителем финского языка. Но моим мечтам не суждено было сбыться: прием на эту специальность отменили, а просто учителем русского языка и литературы я быть не захотела.
Из оставшихся интересных для меня специальностей я выбрала дошкольный факультет и стала учиться по не совсем понятной тогда для меня специальности - "Дошкольная педагогика и психология". Учиться было сложно, но интересно.
Частично во время учебы исполнилась моя детская мечта. На 2 курсе мы прошли обучение по программе "Педиатрия" и на 3 курсе по программе "Медицина". Во время обучения я впитывала в себя всю полезную информацию, понимая, что это мне пригодится в жизни. Также была возможность получить дополнительную специализацию. Я очень любила вязать, поэтому выбрала - "Методист по художественному труду". И здесь научилась новым технологиям в вязании, вышивке и ткачестве.
После окончания вуза вернулась в родной Пудож, в родную школу, где отработала 2 года психологом. Затем много лет была профконсультантом в республиканской школе профессионального самоопределения молодежи (филиал был в Пудоже). Позднее она была реорганизована в Карельский региональный Центр молодежи. И я стала специалистом по работе с молодежью.
В 2002 году меня пригласили работать по совместительству в Дом детского творчества - вести кружки для подростков. И вот так работа стала для меня образом жизни, без которой я уже много лет не могу представить себя.
- Может быть, Вы расскажете о каких-то важных событиях из Вашей профессиональной деятельности?
-Думаю, в Пудоже знают, что я с 2009 года руковожу волонтерским отрядом "Лига добра", через который за 11 лет прошло много ребят. Иногда я слышу упрёки: мол, легче всего работать с успешными детьми и подростками. Так вот я хочу развеять этот миф: большинство моих воспитанников и волонтеров - это ребята из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, многие приходят в наш отряд с непростым характером. И чтобы они почувствовали себя комфортно, адаптировались, на это порой уходит несколько месяцев, но оно того стоит. Практически у каждого волонтера "Лиги добра" большое количество грамот, благодарственных писем. Ребята ежегодно являются призерами и победителями различных всероссийских, республиканских и международных конкурсов. Десять волонтеров "Лиги добра" в разные годы (с 2009 по 2017 г.) отмечены знаком активиста "Молодец" Министерства РК по делам молодежи. Девять наших активистов получили республиканскую премию Министерства образования Республики Карелия "За особые успехи в общественной деятельности" (с 2009 по 2018 г.). Семь волонтеров награждены знаком общественного признания "Помогаю по-доброму" КРОМО "Карельский Центр развития добровольчества". И все эти награды ребята заслужили. Они с большой самоотдачей занимаются общественной деятельностью, помогая в организации и проведении различных мероприятий и проектов.
Самое важное для меня в профессиональной деятельности - чтобы мои воспитанники, мои волонтеры становились хорошими людьми. Чтобы они развивались, самосовершенствовались, применяя с пользой те знания, которые я в них вложила, умения и навыки, которые они развили благодаря участию в наших молодежных и общественных мероприятиях.
- Можно сказать, что ребятам повезло, что рядом с ними есть такой старший товарищ. В любое время года, на любом мероприятии пудожане видят ваших волонтеров. А были ли у Вас такие наставники в детстве, которые серьезно повлияли на Ваше становление?
- К счастью, на моём пути всегда были такие люди. Я хотела бы поблагодарить тех, кто повлиял на моё развитие как личности в школьные годы. Конечно же, это учителя, которые в разные годы были моими классными руководителями: Егорова Надежда Анатольевна, Булышкина Елена Николаевна, Лашинина Татьяна Ивановна и Бондарева Ольга Георгиевна. Они всегда умели найти ко мне подход, умели похвалить и грамотно пожурить.
Отдельные слова благодарности я хочу сказать Островской Ларисе Евдокимовне, которая на протяжении 10 школьных лет (со 2 по 11 класс) была для меня не только педагогом в Доме творчества, научившим меня вязать, но и моим наставником. С ней я могла обсудить свои личные проблемы, она всегда мне помогала, направляла меня. Когда я пришла на работу в Дом детского творчества, я также чувствовала ее внимание и поддержку.
- Людмила Александровна, я знаю, что часто ребята делятся с педагогом своими личными переживаниями, проблемами в семье. А что для Вас семья?
- Моя семья в данный момент - это мои, уже взрослые, два сына. Они всегда были для меня главным в жизни. Возможно, кто-то скажет, что я слишком часто уезжала в командировки, оставляя сыновей на своих родителей, но мои дети никогда не были беспризорниками. Вместе с моими родителями они ездили в лес за ягодами и грибами, круглый год на рыбалку, учились походной жизни, любить и ценить природу, впитывали с малых лет жизненные уроки старшего поколения.
Когда дети подросли, я стала брать их с собой в командировки - в подростковые лагеря и на молодежные форумы, где они получали полезный социальный опыт, знакомились с интересными людьми. Мои сыновья, Никита и Иван, уже с детства не боялись трудностей, умеют готовить, даже "изобретают" собственные блюда. Оба моих сына занимаются со мной волонтерской деятельностью, им нравится быть полезными для окружающих.
- Чему главному учили сыновей? Всегда ли они соглашались с Вами?
-Своих сыновей я всегда учила честности, самостоятельности, навыкам самообслуживания. Я категорически против бытующего мнения о том, что в семье все обязанности по дому лежат на женщине. Считаю, что каждый мужчина должен уметь варить, стирать, заштопать дырку на одежде, мыть посуду и убирать квартиру. И этими навыками владеют мои сыновья.
Что касается моего авторитета, то я никогда не решала ничего за них. Профессию себе каждый выбирал самостоятельно. Никита любит животных - и он закончил зоотехнический факультет ПетрГУ, стал кинологом. Долго искал работу по специальности и по душе, трудился на временных работах, стоял на учёте в Центре занятости... В данный момент работает в зоомагазине г. Пудожа, и эта работа ему нравится. Знания, полученные во время учёбы в вузе, ему очень пригодились здесь. Иван с детства тяготел к технике, поэтому он выучился на тракториста, получил водительские права категории "В" и "С", отслужил в армии, сейчас находится в процессе поиска работы (к сожалению, найти работу по специальности, не имея опыта, очень сложно).
Всегда ли они соглашаются со мной? Любое важное решение, касающееся нашей семьи, мы принимаем совместно, будь то поездка в отпуск, покупка бытовой техники или ремонт в квартире. Мы советуемся друг с другом, помогаем друг другу в решении бытовых проблем. Я никогда не навязываю им своё мнение, но предлагаю варианты решения, а они уже сами думают, как поступить.
- Пудож - Ваша родина, здесь живете уже много лет. Не было желания уехать?
- Куда бы я ни ездила: в командировку, в гости или в отпуск, - я всегда с радостью возвращаюсь в Пудож. Когда я училась в педагогическом институте, у меня была возможность остаться после его окончания жить и работать в Петрозаводске, но я сказала: "Хочу домой". Меня угнетают большие шумные города. А в Пудоже тихо, спокойно, всё находится в шаговой доступности. Здесь легко дышится. И мои дети вернулись сюда. Как в песне: "Здесь моя работа, здесь моя семья"
-Чем Вы занимаетесь в свободное время?
-В школьные годы я очень любила кататься на лыжах, мы с подругами каждые выходные ездили, даже в морозы, в поля на лыжах - нам это очень нравилось. Всегда, сколько себя помню, много времени проводила на свежем воздухе, играя с друзьями в подвижные игры. Еще мне нравилось ходить в городской тир - стрелять из пневматической винтовки. Видимо, поэтому я очень люблю смотреть по телевизору соревнования по биатлону, которые как раз включают в себя лыжи и стрельбу. Мне нравятся такие красивые виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание и все виды плавания. Очень уважаю и детей, и взрослых, которые ведут здоровый и активный образ жизни, проводят свое свободное время не лёжа на диване с гаджетом в руках, а гуляют с друзьями, ходят в пешие и лыжные походы, катаются на коньках, а летом активно плавают. Я тоже предпочитаю прогулки, если позволяет время.
- Что бы Вы сказали о нынешней молодежи?
- Многие взрослые склонны говорить о том, что современная молодежь плохая, невоспитанная, жестокая. У меня в таком случае встречный вопрос : а не вы ли, уважаемые взрослые, вырастили и воспитали "такую" молодежь?
Молодежь, с которой мне приходится сталкиваться в жизни, в том числе по работе, конечно, разная. Встречаются очень воспитанные и хорошие ребята. С теми же, кто имеет свойство вести себя недостойно, можно и нужно работать. Они не сами стали такими, такими их сделали окружающие люди. Например, родители, которые либо не занимались воспитанием своих детей, либо позволяли детям распущенность и вседозволенность. Если родители в присутствии ребенка бросают мусор на улице, то и он будет поступать точно так же. Если родители грубо разговаривают с окружающими, то и дети будут вести себя таким же образом. Знаю случаи, когда родители покупают своим детям сигареты вместо того, чтобы воспитывать в ребенке стремление к здоровому образу жизни.
С детьми и молодежью нужно работать, воспитывая их на собственных положительных примерах. Необходимо стимулировать развитие в подрастающем поколении полезных навыков, которые каждому пригодятся в жизни: готовить пищу, мыть посуду, стирать, мыть полы, помогать ближнему. Ведь если в семье мама "крутится как белка в колесе", а папа живет по принципу "я устал на работе, поэтому ты мне принеси-подай", то и дети, скорее всего, будут вести себя так же, как это делает папа. Если родители боятся доверить ребенку мыть посуду или самостоятельно приготовить пищу, то из такого ребенка тоже вырастет не приспособленный ни к чему "потребитель", ожидающий, что всё за него сделает кто-то другой. Могу привести примеры из реальной жизни.
В одной семье мама 18-летней дочери постоянно говорит, что её дочь всё умеет делать, но при этом самостоятельно девушка без напоминания ничего не делает: ни обед приготовить, пока родители на работе, ни посуду вымыть, ни уборку сделать. Другой пример: девушка во время болезни родителей не только готовит для всей семьи, но и ухаживает за престарелой бабушкой, содержит в чистоте квартиру. Ее родители всегда поощряли самостоятельность дочери, давая ей понять, что во взрослой жизни ей придется рассчитывать на себя.
Я несколько лет назад проходила обучение по проекту "Позитивное развитие молодежи". Основная суть его состояла в том, что в первую очередь надо работать с ребятами, которые могут оказаться в плохой компании, чтобы не допустить их падения. Ведь вытащить человека из "ямы" гораздо сложнее, чем предотвратить беду. Но почему-то многие школьные учителя предпочитают работать только с талантливыми детьми - с теми, кому учеба и так хорошо дается. С теми, у кого все хорошо в семье, кто не проявляет признаков агрессии по отношению к окружающим.
В большинстве классов дети не умеют дружить, завидуют, дерутся, не уважают учителей, срывают уроки. Необходимо научить ребят быть в коллективе, но не нравоучениями, а в совместных походах, субботниках, проводя тренинги на сплочение коллектива, чтобы дать им возможность в неформальной обстановке больше узнать друг о друге, подружить ребят между собой, дать возможность каждому проявить свои лучшие качества. И вот тогда у нас будет воспитанная молодежь, готовая прийти на помощь другим, уважающая тех, кто находится рядом, умеющая трудиться.
- Есть ли у Вас девиз в жизни?
- Мой девиз: "В жизни все победы начинаются с победы над самим собой!". Только двигаясь вперед, получая новые знания и навыки и применяя их на практике, человек может быть успешен в жизни. Не устаю это повторять своим воспитанникам.