В декабре концертная программа Бешпагирского дома культуры обещает быть насыщенной спектаклями, концертами. К ним готовятся не только худрук, музыканты и артисты, но и мастерица, шьющая десятки сценических костюмов.
Говорят, что театр (в случае с сельским ДК — сцена) начинается с вешалки. Для Веры Богачковой так и есть. Она костюмер.
В гардеробной Дома культуры — около 1200 костюмов, бессчётное количество головных уборов, аксессуаров и пар обуви.
За кулисы наша героиня попала случайно.
— Можно сказать, что моя первая профессия связана со швейным производством. Так что ничего удивительного в том, что я здесь работаю, нет. Сказали, что есть место, а мне была нужна работа, и я пошла, - рассказывает собеседница.
Она строго следит за порядком в святая святых ДК. Ведь костюмам в спектаклях отводится очень важная роль.
В Доме культуры действуют 11 творческих объединений. Среди них есть и театральная группа, и детские танцевальные коллективы. И, конечно же, основной репертуар так или иначе связан с фольклором.
К примеру, артистки из самого взрослого и уважаемого бешпагирского хора "Родничок" исполняют песни а капелла в казачьих "парочках" — костюмах, состоящих из жакета и платья. Конечно, это не те наряды из сатина, бархата и атласа, в которых ходили наши предки в XIX веке, а, скорее, одежда, стилизованная под эпоху и определённую местность. Тем не менее при пошиве учитываются цветовая гамма, орнамент…
Чтобы костюмы выглядели максимально аутентично, в мастерской Веры Богачковой даже старинные фотографии развешаны. На них наши прапрабабушки и прапрадедушки в своей повседневной одежде.
— Так проще понять, какой покрой нужен, чтобы смоделировать наряд, — объясняет костюмер.
В гардеробе с огромными вешалками ничего не должно потеряться или испортиться.
Как такового пошивочного цеха здесь нет: лишь у окна стоит раскроечный столик, а в углу швейная машинка. Вот и всё нехитрое снаряжение, на котором наша героиня умудряется за неделю одеть с десяток человек.
— Сейчас готовится очередной номер. Обмеряю артистов прямо на репетициях. А потом иду наверх и шью. Труднее всего приходится, конечно, во время концерта, — говорит Вера Богачкова. — Попробуйте за несколько минут переодеть дюжину малышей. Да и взрослым иногда приходится с этим помогать. У меня есть инструкция по переодеванию: что за чем брать, кто за кем бежит. Ботинки, рубашки... Всё в чётком порядке.
К слову, в гардеробной сохранились настоящие шедевры — наряды с ручной вышивкой и росписью. Ещё 60-х годов прошлого века — времени, когда был построен сам Дом культуры.
Научиться профессии костюмера нельзя: каких-то специальных курсов нет, и "корочку" соответствующую нигде не дадут. Работа же эта одна из практически незаметных для зрителя, но очень важных и нужных для любого очага культуры.
Именно в руках этого человека рождаются неповторимые, уникальные костюмы для артистов разного жанра. И часть успеха творческого коллектива принадлежит, несомненно, создателю сценических нарядов.