Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

431670, Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с Большое Игнатово, ул Советская, 38
телефон: +7 (83442) 2-10-70, 2-11-41
e-mail: woshodbi@moris.ru

Был первым в космосе Гагарин..

Николай Александрович Качалов прислал в редакцию нашей газеты интересный материал, посвященный Международному дню полета человека в космос.

Наш земляк, уроженец поселка Кермаловка, кандидат экономических наук Николай Александрович Качалов в настоящее время является директором Музея космонавтики Технологического университета г. Королев.

Первым открыл дорогу в космическое пространство морской летчик – истребитель Северного флота, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, получивший в полете звание майора. 12 апреля на корабле "Восток" он впервые совершил орбитальный полет, длившийся 108 минут. Юрий Гагарин навсегда вписал свое имя в мировую историю как человек, первым сделавший шаг в опасный для всего живого космос и увидевший из него нашу планету. Это событие не может не вызывать гордости за мужество и выдержку нашего космонавта, отечественную науку, великих конструкторов и специалистов, талантливых создателей космической техники и средств обеспечения полета.

Выдающийся исследователь, ученый-самоучка и изобретатель, основоположник отечественной теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, основоположник отечественной практической космонавтики, великий конструктор, руководитель ОКБ-1, академик Сергей Павлович Королев, теоретик отечественной космонавтики, светило советской науки Мстислав Всеволодович Келдыш обеспечили эффективное развитие советской космической науки и техники, и первенство в освоении космического пространства в тяжелейший период послевоенного времени, победу в противоборстве с американцами. Это стало бесспорным триумфом.

Этот короткий орбитальный рейс имел огромнейшее значение для мировой науки. Не многие и сегодня отдают себе отчет в том, как это было сложно сделать и каких это требовало усилий от страны и всех причастных к данному событию.

Создание ракеты-носителя "Восток" и корабля-спутника "Восток-1", космодрома в пустыне Тюра-Там, после полета Гагарина "Байконур", наземных станций управления, связи и слежения, подготовка к необычному полету человека — это результат титанического труда ученых, конструкторов, специалистов и рабочих сотен предприятий и организаций страны в условиях строжайшей секретности, тяжелейшего послевоенного времени и холодной войны с США всего через 16 лет после окончания Второй мировой войны. Тысячи городов и населенных пунктов, предприятий и организаций были разрушены. И в этих условиях создание ракет, кораблей, полет в Космос?

4 октября 1957 года в Советском Союзе запущен и выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 первый спутник Земли, "Спутник-1". Всего через 12 лет после страшной войны страна стала первой в космосе, опередив сверхдержаву США! Было положено начало практического освоения космоса. Затем последовали запуски других спутников, в том числе с живыми существами и наконец 12 апреля 1961 года осуществлен успешный полет в космическое пространство представителя нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. Королев не отдал первенства в освоении космоса американцам до конца своих дней.

Некоторым кажется, что Гагарин ничего особенного не сделал. Казалось бы, что особенного: все создано, сел, полетел, приземлился. Весь полет 108 минут. Но!

Первые претенденты

Все было не так просто. Немногие знали, что на самом деле пришлось испытать и пережить Юрию Алексеевичу. В начале лета 1959 года для отбора кандидатов в космонавты медики парами разъехались по воинским частям. Просмотрели почти 3 500 медицинских книжек летчиков. Королев именно летчиков хотел видеть среди претендентов на полет, как более подготовленные к нему. Исходя из технических параметров создаваемого космического корабля Королев определил антропометрические параметры будущих космонавтов: рост — не более 170-175см, вес — 70–72 кг, возраст — не старше 30 лет, при безупречном состоянии здоровья, высокой психической устойчивости, общей выносливости организма, задатках воли, трудолюбия и любознательности, летной успеваемости, желании летать на ракетных летательных аппаратах. То есть, речь шла о лучших из лучших. В итоге отобрали 357 человек для беседы, после которой 53 отказались, 74-х отклонили по медицинским показателям. Число претендентов сократилось до 255 человек. Осенью 1959 года их начали группами вызывать в Москву для более детального обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦНИАГ) в Сокольниках. 7 марта 1960 года – 63 года назад был сформирован 1-й отряд космонавтов ВВС №1. Почти все они были лётчиками-истребителями со средним образованием и все дети войны. Из них в последующем отобрали шесть первых кандидатов в космонавты: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский.

Им предстоял старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. Поэтому шла усиленная подготовка на грани возможного. Отряд понес потери.

Не прошел испытания на центрифуге Анатолий Карташов, за 19 дней до полета Гагарина при испытаниях в сурдобарокамере получил не совместимые с жизнью ожоги Валентин Бондаренко. Из 7 кораблей-спутников, запущенных в космос перед полетом первого космонавта только 3 приземлились относительно нормально, в том числе с манекеном и собаками на борту. Все это так или иначе действовало на психику первых претендентов на полет.

Подготовка к полету

Вся подготовка к первому полету человека проводилась в спешке. Американцы наступали на пятки. Была поставлена задача, любой ценой обогнать их. Из-за нехватки времени не успели разработать систему аварийного спасения для старта и посадки, не была создана система мягкой посадки и пришлось применять катапультирование и отдельный спуск космонавта на парашюте. Для облегчения веса корабля из него убрали второй тормоз,

В то время не было уверенности в надежности ракеты, корабля, систем связи и управления, как и вообще в том, что человек может нормально существовать и работать в космосе.

Выполнение задачи поручили тогда еще мало кому известному 27-летнему военному лётчику лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину. Дублером назначили 25-летнего Германа Степановича Титова.

По словам Елены Гагариной – старшей дочери Гагарина, Сергей Королёв полагал, что шансов у Юрия Гагарина вернуться домой совсем не 100, а меньше 50, поскольку количество ситуаций во время полета, в результате которых космонавт мог погибнуть, было очень большим.

И как же при этом рисковал первый космонавт!

И дополнительные трудности не заставили себя ждать.

Взвешивание в скафандре накануне полета 11 апреля показало вес, превышающий установленный на 14 кг. Королев дал команду срезать с корабля лишние кабели, систему аварийного подрыва, сняли некоторые датчики системы терморегулирования. 12 апреля перед стартом, после посадки Гагарина в корабль неплотно закрылся за ним люк и не сработал контакт датчика катапультирования при спуске. За 10 минут открутили 32 гайки, сняли люк, устранили неисправность и поставили вновь.

Летит в космические дали

В 09:07 по московскому ракета-носитель "Восток" стартовала с человеком на борту. Все шло нормально, но при отделении корабля-спутника от ракеты-носителя отказала система радиоуправления и выключение двигателя третьей ступени произошло с запозданием, корабль уже находился в космосе. Это привело к тому, что реальная высота орбиты превышала расчетную на 100 км. и, если при этом не сработает тормозная система корабль может вернуться на Землю через 20-50 суток. Это неминуемая гибель космонавта. При сходе корабля с орбиты его тормозной двигатель выключился раньше и не выдал нужный импульс для разделения спускаемого аппарата и приборного отсека. Приборный отсек остался связанным со спускаемым аппаратом пучком кабелей и это привело к хаотичному движению корабля. Гагарин описывал это так: "…Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения".

Разделение произошло на 10 минут позже, после того, как перегорели кабели. Гагарин, сохранял хладнокровие. Спуск корабля "Восток", проходил по баллистической траектории, и космонавт испытывал десятикратные перегрузки. При этом температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов.

Находясь в плотных слоях атмосферы, Гагарин увидел наползающие на иллюминатор языки пламени, слышалось угрожающее потрескивание. Он прокричал: "Я горю! Прощайте, товарищи". Это длилось секунды, потом все прекратилось. Сейчас это явление повторяется всегда.

Возвращение на Землю

На высоте 7 км. Гагарин катапультировался и спускался на парашюте. Спускаемый аппарат спускался на парашюте отдельно. Но и здесь подстерегала очередная опасность. После катапультирования не открылся атмосферный клапан скафандра. Открывающий его тросик затерялся в складках скафандра. Юрий смог его с трудом найти с помощью расположенного на рукаве зеркальца и открыл клапан. Дальше еще испытание. Схема спуска предусматривала 2 парашюта основной и запасной. Сначала запасной не раскрылся и повис, а через некоторое время полураскрылся и затруднил спуск. Его несло спиной к направлению над Волгой, кишащей льдом. Приземление на воду могло оказаться смертельным. На высоте 30 метров дуновением ветра его развернуло по ветру, и он смог - управляя стропами, приземлиться на берегу. Гагарин приземлился недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области. Капсула спускаемого аппарата приземлилась отдельно. Это не полный перечень проблем, с которыми столкнулся космонавт в полете. Но и он показывает, каким мужеством и выдержкой, психологической устойчивостью надо обладать, чтобы справиться с грузом чередующихся экстремальных ситуаций.

В мир космоса

Вот об этом и не только мы будем говорить с посетителями Музея космонавтики Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова 12 апреля. Интересные текстовые и видеоматериалы расположены на сайте нашего Виртуального музея космонавтики: https://virtualcosmos.ru/. Желающие могут с удовольствием окунуться мир космоса и космонавтики, узнать много интересного и познавательного.

Королев сегодня самый большой наукоград России, столица отечественной космонавтики. Здесь расположены ведущие предприятия ракетно-космической отрасли, являющиеся крупнейшими в своих областях конструкторскими и научно-производственными объединениями. Каждая десятая улица центральной части города носит название, связанное с космосом. Город пропитан космосом.

Николай Качалов

Автор: Марина Моисеева

По этой теме: День космонавтики

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 674

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика