Наверное, это тот человек, который обладает глубоким умом и щедрым сердцем, досконально знает свой предмет и методику его преподавания, любит детей и старается гармонично развивать их, формируя готовность в каждом из них к взрослой, самостоятельной жизни. И все-таки важнейшая составляющая учительской профессии – открытая добру и познанию душа, душа как источник созидательной, преобразующей мир силы, как центр притяжения детских душ. Отдавая себя без остатка другим, щедро делясь опытом и знаниями, такие учителя отнюдь не беднеют душой, а, напротив, обогащаются еще больше опытом общения. Такова учитель русского языка и литературы МОУ сош №3 Шапиянова Галия Уахасовна. Говорить о масштабности ее личности легко. Легко потому, что она открыта к диалогу с каждым. Легко потому, что она умна и имеет четкие нравственные ориентиры, которые может отстоять. С ней интересно всем. Человек многогранный, она старается вложить всю свою душу, все знания, всю свою деятельностную любовь к детям в любое дело, которое одинаково важно для нее и ее учеников. Потому много лет работает школьная театральная студия "Закулисье" (ее любимое детище), ежемесячно выходит в школе газета "Большая переменка", проводятся экскурсии в школьном музее имени Героя Советского Союза Колоницкого. И это все связано с ее именем. Именно она стояла у истоков создания и музея, и театральной студии, и газеты. Ее инициативой и трудом обрели они свое право на существование. Г.У. Шапиянова – человек крылатой мечты. Но чтобы мечта воплотилась в жизнь, нужны не только эмоции. Необходимо видеть конечный результат каждого задуманного дела, четкую программу его исполнения, единомышленников. Надо, чтобы при этом ни на минуту не угасал интерес к задуманному. Вот здесь и раскрываются духовные кладовые Галии Уахасовны. Принцип "уважение + требовательность" срабатывает здесь безотказно потому, что интерес самой учительницы самый что ни на есть искренний, ее заинтересованность не показная, на час, а стойкая, истинная – на годы. И ученики охотно отзываются на каждое ее начинание, идут за ней. И оживают фундаментальные "педагогические догматы": педагогика сотрудничества реализуется в действии, а учитель, который "совершил открытие", незаметно становится для учеников лишь одним из них, первопроходцев. С чего же начинается формирование души ребенка, как пробуждает Галия Уахасовна у своих учеников интерес к окружающему миру во всех его бесчисленных проявлениях? Во-первых, она действительно верит в талантливость и неповторимость каждого своего ученика. Отсюда – бесчисленные тропинки на пути поиска "себя": знакомство с одноклассниками через родословную, анкетирование, игру, "мир увлечений", конкурсы, экскурсии. Главное для нее – вовлечь всех. А она только организует на общие дела, чтобы увидеть в новом какие-то едва заметные для других (а подчас и для самого ребенка) грани его души. Она великий мастер предугадывать и предчувствовать появление росточков нового в характерах своих воспитанников. Она умеет очаровать красотой рассвета, удивить неповторимостью узора снежинки, заставить вглядеться в многоцветную палитру красок осени. И дети запоминают на всю жизнь, как они, пятиклассники, стоят рядом с учителем под огромным заснеженным деревом и видят небо сквозь заснеженные ветви. Это удивительное чувство единения душ, общая радость открытия окрыляет. А учительница ведет детей от постижения глубин красоты природы к глубинам постижения красоты души человека. И здесь сцена становится главным аксессуаром для самовыражения. Все пережитое ранее ребенок незаметно для себя раскрывает в игре, где каждая новая роль обогащает духовно, где ты проживаешь на сцене чужую жизнь, и герой становится частью тебя, деля пополам груз своих радостей и печалей. Именно здесь, в театральной студии, приобретают дети бесценное качество "культуры эмоций", культуры общения. Это еще и школа становления, "мужания" чувств, когда ты сопереживаешь кому-то, ищешь способы помочь, защитить, понять другого. А пережить давние конкретные события, лучше узнать жизнь своих земляков в недавнем прошлом помогает музей. Здесь прошлое оживает, и дальнее становится близким. По-новому звучат известные в быту фамилии, реальнее и зримее – военные и мирные события. Наверное, именно в музее раскрывается во всей своей подлинной, возвышающей душу красоте подвиг во имя спасения человека. Но ведь Галия Уахасовна, начиная новое дело, учит еще и навыкам организации себя и тех, кто рядом с тобой, заставляет верить в силу собственного примера и собственных возможностей. Она делает главное – открывает в ученике лучшее, поднимает его авторитет, наделяет несокрушимой верой в собственные возможности. Г.У. Шапиянова формирует человека, который завтра выйдет из школы, чтобы самостоятельно найти свою дорогу в жизни, успешно пройти, незримо видя возле себя учительницу, от которой он всегда хотел и хочет получить одобрение. И он будет стараться жить достойно, чтобы не уронить высокое звание - "ученик Шапияновой".