Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт г. Красный Кут (Краснокутский муниципальный район, Саратовская область)

Саратовская область, г. Красный Кут, пр.Победы, д.24, индекс: 413235
телефон: 8(84560) 5-54-26
e-mail: kv14@yandex.ru

Детство, опаленное войной

Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и те, кто оставались в тылу: старики, женщины, дети. Особенно поражает мужество и стойкость детей-подростков, которые в одночасье стали взрослыми…

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Ни для кого не является открытием тот факт, что дети внесли большой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Листая страницы газетных заметок, страницы книг, посвящённых детям-участникам событий этой войны, видишь, какое мужество и героизм проявляли они. Очень интересна информация на страницах газет. Особую роль играли районные газеты в годы войны. Они доносили до жителей сводки Совинформбюро, рассказывали о героическом подвиге своих земляков на фронтах, об ударном труде женщин, подростков и стариков, на плечи которых легли тяготы суровых военных лет в тылу. Перед нами, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не принуждал. Гордость испытываешь от знакомства с материалом о каждом из них. Как не восхищаться теми, кто в 10–15 лет считал себя бойцом и всеми правдами и неправдами добивался зачисления во фронтовую часть, в ряды партизанского отряда. Как не склонить голову перед целым поколением тружеников тыла, которые ковали своим трудом победу над врагом. Среди них большая армия подростков-школьников. Страницы военной газеты желтые, хрупкие, тонкие и вместе с тем такие сильные. Ведь они воодушевляли людей, делая их сильнее и увереннее, и даже самых малых газеты подталкивали на героический подвиг. По-моему, они были даже основной информацией в то нелегкое время. Они держали всех в курсе событий. Газета военной поры – это то, что можно читать бесконечно. В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. потребовала от общества безоглядного мужества, готовности сплотиться ради победы и сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: "Все для фронта, все для победы!" Это было поразительное "движение"! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их "призовут" взрослые, начали действовать с первых дней оккупации. В 1941-1942 годы численность молодежи на оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков составляла 6%, то в 1942 – 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. 27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, трудились они наравне со взрослыми, участвовали в соцсоревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. тонн стали, 570 тыс. тонн чугуна, выпустили 580 тыс. тонн проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков. Таким образом, мы видим, что велика роль школьников-подростков в создании слаженного военного хозяйства страны, выпускающего больше военной техники и вооружения, чем Германия и ее союзники вместе взятые. В первые месяцы войны из деревень ушли почти все мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота - коров, лошадей, быков - основной тягловой силы в деревне. Тяжело приходилось и подросткам - мальчишкам и девчонкам 11–15 лет, которые выполняли мужскую работу, заменяя отцов, братьев, ушедших на фронт. Их фронт был в колхозе. Это подтверждают заметки и статьи на страницах газеты "Сталинский путь" за 1943 год. Так, в №40 этой газеты (1 июля 1943 года) в статье "Школьники на полевых работах" написано: "Учащиеся нсш Госселекционной станции принимают активное участие в сельскохозяйственных работах. Основная масса школьников - 40 человек - организованы в звенья и работают на прополке. Своим трудом ребята помогают опытной станции вырастить богатый урожай". В этом же номере в статье "Дети пропололи 30 га пшеницы" написано: "В колхозе имени 8 марта работает 17 человек воспитанников Первомайского детского дома. Ребята работают дружно, за 2 дня они качественно пропололи 30 га пшеницы. Воспитанники Брандина, Косова, Дымченко, Ганзина, Черткова, Григорьева и др., даже самая маленькая – Валя Рагулина (9 лет) перевыполняют нормы, установленные для взрослых". Архивные материалы по колхозу "Герои труда" (1944 г.) очень ярко подтверждают, что школьники работали наравне со взрослыми. Так мы, подсчитав общее количество трудодней за год (1944) – 13728, видим, что дети в возрасте от 8 до 16 лет заработали 2805 трудодней. Не менее интересно то, что среди работавших было 80 человек взрослых, а 29 детей-школьников. Школьники в годы войны очень часто поддерживали или сами были инициаторами самых различных начинаний и дел, которые ставила перед ними жизнь. Так, в №20 от 28 марта 1943 года в статье "Комсомольцы, пионеры, школьники. В боевой поход за сбор семян" написано: "В ответ на обращение учащихся 13 средней школы Энгельса приступить к сбору семян овощебахчевых культур. Учащиеся средней школы №3 первые приступили к сбору семян. Уже собрано 83 кг картофеля и верхушек клубней и 5 кг других семян. Кабаржены Валя и Женя сдали 8200 гр. картофеля, Бурмистров сдал 2900 гр. семян сахарной свеклы". Очень интересно читать на страницах газеты информацию о Доске почета стахановцев сельского хозяйства 1943 года. Здесь рассказывается о лучших из лучших, о премировании передовиков весеннего сева, о перевыполнении норм выработки, хорошем качестве производственных работ и экономии горючего. Передовиков определяли комиссии и принимали постановления по оценке результатов социалистического соревнования на весеннем севе. Среди победителей мы видим и подростков. Так, в мае 1943 года И.Е. Трухман (16 лет) – тракторист, систематически выполняющий нормы на 180%, сэкономивший 76 кг горючего (Сталинский путь №32). Школе в годы войны приходилось очень тяжело, но она жила. И, как полагается, в мае заканчивался учебный год, и сдавали экзамены во всех школах Краснокутского района очень успешно (80–90% качества знаний). Так, в статье "Итоги первых дней испытаний в школах" написано: "…испытания по алгебре в 10 классе Первомайской школы. На выполнение работ 3 часа. Через 1 час 20 минут – работы все сданы и на "отлично". Четкие и точные ответы учеников, 5-7 минут длятся устные испытания, все тоже получают "отлично". Вспоминают о том, что не хватало учебников, не было чернил, бумаги, поэтому писали на амбарных и старых книгах между строк. Было холодно, голодно, особенно голодали большие семьи. Запасы продуктов, у кого они были на начало войны, закончились. Надо было спасать детей от голода. Школе дали гектар земли, учителя и учащиеся засеяли его ячменем и получили хороший урожай. Ячмень смололи и полученную муку заваривали. Этим питались и ученики, и учителя. В то же время в деревне голодали, но при всех трудностях дети в колхозе учились и даже развлекались, забывая по-детски обо всех неприятностях. На страницах газет мы читаем о том, как проходили смотры художественной самодеятельности. Так, в статье "Смотр художественной самодеятельности" Ю. Херсонский пишет: "В целях улучшения культурно-воспитательной работы среди железнодорожников, в конце февраля на станции Красный Кут будет проведен смотр художественной самодеятельности. На узле начата подготовка к смотру. Любители художественной самодеятельности готовят интересные репертуары. Участие в смотре примут многие железнодорожники, члены их семей и учащиеся ж/д школы №33. Работа по подготовке к смотру проходит на основе развернутых соревнований за подъем культурно-массовой работы на узле и за достойную встречу 25 годовщины Красной Армии. Лучшие участники смотра будут премированы". В канун Нового года, 23 декабря 1943 года, в Доме культуры художник Марков привел сцену в праздничный вид. Автор статьи М. Александров пишет: "Над авансценой – лозунг: "Смерть немецким захватчикам!" С волнением читаю строки в этой статье о победителях конкурса: "Большим успехом у зрителей пользовались учащиеся Логиновской школы. Тоня Гопиенко, ученица 9 класса, исполнила пластические танцы. Кирилов Николай на баяне исполнял две песни "Синий платочек" и "Раскинулось море широко". На сцену выходит семилетний Витя Непряхин – ученик 2 класса. Он бойко прочитал два стихотворения "Свинья в капкане" и "Великие луки". А как не удивляться информации из газеты за 27 мая. В РК ВЛКСМ обсуждаются итоги комсомольско-профсоюзного кросса. Комсомольцы считают очень важным отвечать за физическую подготовку молодежи…Краснокутские пионеры и школьники принимали активное участие в сборе средств на построение боевых самолетов, на восстановление городов. Так, в газете №4 под названием "Учащиеся фронту" пишут о том, что в фонд строительства боевых самолетов в школах собрано 57665 рублей. В статье отмечается: "Восьмилетние патриоты – ученик 1 класса Тонкошкур Н. (Рекорд НСШ) внес 300. 4 класс – Борисенко Мария – 100 рублей (Руднянская школа). 6 класс – Кремина Нина -120 рублей (Краснокутская средняя школа №3). По 100 рублей внесли многие школьники… Сейчас школьники вносят средства на строительство танковой колонны". В тылу, где не грохотали пушки, дети не воевали, но они физическим трудом помогали ковать победу над Германией. Превозмогая боль от кровяных мозолей, стиснув зубы, краснокутские школьники продолжали работать вместо ушедших на фронт взрослых. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Учащиеся не только всячески помогали фронту, но и готовились стать отличными бойцами Красной Армии. Так, в №22 11 апреля в статье Троценко пишет: "28 марта была организована тактическая игра "Бой за населенный пункт", в которой участвовало 170 человек, к этой игре готовились. Своими руками изготовили макеты, винтовки, гранаты, саперные лопаты. Провели учение в поле". Вот в таких тяжёлых условиях жили и работали дети военной поры. Самыми трогательными страницами газеты стали для меня письма школьников фронтовикам и в ответ им письма бойцов Красной Армии. Удивительное письмо написали на фронт ученики 2 класса: "Силами пионеров собраны утиль-сырьё, битое стекло, черный и цветной металл… Организовали сбор теплых вещей для бойцов. Лучшие комсомольцы уже вывязали 5 пар шерстяных чулок. Работа продолжается". А в ответ им пришло письмо с фронта: "Шлем вам боевой привет. Гордимся тем, что вы проникнуты заботой о бойцах Красной Армии. Своими скромными подарками помогаете укрепить мощь Красной Армии, вдохновляете нас на новые победы к окончательному разгрому врага. …Заверяем вас, что мы будем сильнее наносить удары по заклятому врагу…Уверены, что и вы добьётесь новых успехов, и ваш класс добьётся новых успехов в учебе, ваш класс будет одним из передовых классов. Будьте здоровы и счастливы, дорогие". Таким образом, мы видим, что помощь фронту труженики тыла - школьники оказывают самую разнообразную – от тяжелой работы на полях до смотров художественной самодеятельности. Какими только военными профессиями не овладели маленькие воины Великой Отечественной войны! Не перечесть. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества школьников военного времени, раскрыты их стремления и желания ни в чём не уступать дедам, отцам, матерям, старшим братьям и сёстрам в их борьбе с фашизмом и на фронте, и в тылу. Война - не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным делом. Из данных, содержащихся в различных источниках, можно с большей или меньшей долей вероятности вычислить, сколько же детей воевало рука об руку со взрослыми против гитлеровцев. Вообще удивительно, что цифру сражавшихся детей специально никто не подсчитывал, может быть, это не представлялось возможным. Мне удалось найти только одну официальную цифру - она "за весь Союз" и приведена в Большой советской энциклопедии: в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров - юных защитников Родины было награждено боевыми орденами и медалями. Не могу себе представить, что дети, такие же, как я, совершили такой подвиг. Просто удивляюсь, откуда у них брались силы работать в голоде и холоде, отправлять письма и посылки на фронт! Наше поколение о войне знает, в основном, из уроков истории, литературы и фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть, чему у них поучиться. Даже немного работая в архивах, я понял, как мало мы знаем о войне и как много можно о ней узнать, если работать с архивными документами. И тогда любовь к Родине, патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность станут очень понятными и близкими. А фраза "единство фронта и тыла" – как одного из источников Великой победы - будет всегда напоминать о едином подвиге русского народа.

Евгений Сон, ученик 9А класса МОУ сош №1

Автор: -

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2147

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика