Ежегодно, в последнее воскресенье октября в России отмечают День водителя. В этом году работники автомобильного транспорта будут принимать поздравления 25 октября.
В самом начале пути
Александр Михайлович родился 28 сентября 1946 года в деревне Протасово Краснозоренского района Орловской области. Вырос в простой деревенской семье, мама работала дояркой, а отец — пастухом.
— В своей деревне я закончил четыре класса, — начал свой рассказ Александр Минаков. — Правда, школы тогда не было, учились по домам. А вот уже с пятого по восьмой ходили пешком около семи километров в другой колхоз. Окончил школу, как тогда говорили, хорошистом, поступил в Новосильское СПТУ № 16 имени Сергея Тюленина. Получил удостоверение водителя, но были освоены и другие специальности, например, тракторист-слесарь третьего разряда. Это очень пригодилось и в профессии, и в жизни.
С 1963 по 1969 год Александр Михайлович работал в колхозе, управляя и трактором, и машиной. Перевозил со станции Красная Заря уголь, лес, кирпич и другие строительные материалы. Железной дороги еще тогда не было.
В 1968 году поступил на заочное отделение в Глазуновский сельскохозяйственный техникум, а через год принял решение переехать в Орёл:
— Не видел тогда никакой перспективы для жизни и для работы. В 1969 году уволился из колхоза и устроился в городе на автобазу № 4 "Центросельстройтранс" водителем, — продолжает Александр Минаков, — в Орле прожили почти 40 лет.
В кругу семьи
Свою вторую половину — Нину Николаевну — Александр Михайлович встретил в родной деревне, когда приехал туда на время отпуска в 1970 году.
— Второго мая мы познакомились, — говорит Нина Минакова, — а 30 октября уже поженились. Через неделю отпразднуем Золотой юбилей — 50 лет.
Полвека супруги в браке, рука об руку прошли вместе. Были и трудности, и много счастливых моментов. Вырастили сына и дочь, есть три внука.
До 2008 года семья жила в Орле, потом решили снова перебраться в деревню. Купили дом в селе Становой Колодезь и с тех пор живут здесь не тужат.
— Я все-таки больше люблю сельскую местность, — говорит Александр Михайлович. — Хотя и прожили столько лет в городе, всё равно деревенский уклад мне как-то понятнее, ближе. Здесь и работу нашёл по душе — водителем школьного автобуса.
Столько пройдено дорог
57 лет Александр Минаков водит автомобиль. Куда только не заносила его судьба?! Работу свою любил, однако ж и от любого другого дела никогда не отказывался.
— Не только "баранку" крутил, но и на стройке работал, — говорит он. — Строили школы, дома, детские сады, фермы. После землетрясения в Армении в 1988 году, два месяца был там, помогал ликвидировать последствия.
В 90-х ездил уже на дальние расстояния: Мурманск, Волгоград, Литва, Латвия, Эстония. Практически всё СНГ было пройдено, разные дороги исколесил.
— Случались и неприятности, — вспоминает Александр Михайлович. — Однажды был в рейсе, вез груз. Остановился на ночевку недалеко от Челябинска. Утром, как обычно осматривал машину, и обнаружил, что контейнер вскрыт, пломба сорвана. Товара украли на 750 миллионов рублей (до деноминации). Сразу сообщил в полицию и, к счастью, преступников достаточно быстро нашли, украденное вернули.
Много видел на своем веку Александр Минаков, разные люди, города и даже страны. Многое пережил, но никогда не отступал, не опускал руки. Надо было работать и кормить семью.
— Автомобили я любил всегда, считаю, что к ним нужно относиться как к живым людям: ухаживать, беречь, вовремя ремонтировать. Тогда и будет колёсный друг служить тебе верой и правдой. Первой собственной машиной были "жигули" 2107.
Почёт и уважение
За свой добросовестный труд Александр Михайлович получил множество почетных грамот, наград и благодарностей.
К примеру, в 1980 году ему была вручена грамота Министерства сельского хозяйства РСФСР, не каждому удавалось подобное заслужить. За время работы получал звание "Ударник коммунистического труда", отличительные знаки 1, 2, 3 степени "За работу без аварий", "Ударник (10-11) пятилетки", награждён значком "Почетный автотранспортник РФ".
В 1981 году по итогам безупречной работы ему была присвоена квалификация водителя 1-го класса, а в 1999 году он получил звание "Ветеран труда". Неоднократно его фотография украшала доску Почета автобазы № 4 города Орла.
Вот такой он, простой и скромный наш современник, человек за рулём, представитель одной из самых уважаемых и нужных профессий.