Текущая экономическая ситуация, сложившаяся в стране и связанная с ростом цен на востребованную группу продуктов питания промышленного производства, создала определённую потребность среди покупателей на их альтернативные варианты, изготовленные местными сельхозтоваропроизводителями. Одним из таких товаров является подсолнечное масло, используемое домохозяйками на кухне для приготовления большинства блюд. В последние несколько месяцев цены на него поднялись примерно на треть. И это несмотря на то, что производство подсолнечника в 2020 году у отечественных аграриев близко к рекордным показателям. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ на сегодня по стране намолочено 13,3 млн тонн подсолнечника при урожайности 16 ц/га. Столь внушительные показатели валового сбора "семечек" по всем законам экономики не должны приводить к повышению цен, однако конъюнктура современного рынка диктует свои правила и рядовому покупателю приходится затрачивать всё больше собственных средств на покупку необходимых продуктов питания в целом и подсолнечного масла в частности, представленных на прилавках известных торговых сетей.
Выходом из сложившейся ситуации может послужить развитие промышленного производства, связанного с переработкой сельскохозяйственных культур, выращиваемых на полях местных растениеводческих хозяйств. Примерами таких производств могут быть мукомольные заводы, цеха по изготовлению макаронных изделий, маслозаводы и другие.
Масштабное производство подсолнечного масла было повсеместно развито на базе колхозов и совхозов в период развития Советского Союза. Маслобойно-жировая промышленность, включавшая производство растительных масел, маргаринов, майонезов, олифы и других продуктов, гидрогенизацию и расщепление жиров и т.д., превратилась в те годы в одну из крупнейших отраслей пищевой индустрии.
Имея хорошую себестоимость на рынке сельхозпродукции, подсолнечник продолжает пользоваться повышенной популярностью среди отечественных аграриев и в настоящее время. Однако, прежде всего, это касается продажи непосредственно семян как сырья. Успешный опыт повсеместного производства столь востребованного продукта на базе отдельно взятых хозяйств советского периода пока ещё не нашёл своего масштабного продолжения в наши дни. Пожалуй, одной из главных причин, тормозящих внедрение производственных линий по маслопереработке сегодня, является необходимость значительных финансовых вложений.
В Шигонском районе подсолнечник традиционно занимает значительную долю посевных площадей у сельскохозяйственных предприятий, занятых в отрасли растениеводства. Всего в прошлом году намолот этой масличной культуры составил 16616 т при урожайности 12,8 ц/га. Почти все хозяйства выращивают подсолнечник, и лишь некоторые из них на сегодня практикуют отжим масла. Причём в основном этот продукт местные фермеры производят лишь для собственных нужд либо для ограниченного круга людей в лице собственного штата работников. Одно из таких предприятий − ООО "АгроЭлит" из села Старый Тукшум.
Другое крупное сельхозпредприятие Шигонского района – ООО "Перспектива "КС" из села Муранка занимается реализацией подсолнечного масла собственного изготовления. Директор хозяйства Александр Иванович Касаткин сообщил о том, что подсолнечное масло производится, в первую очередь, с целью заготовки кормов для животноводческой фермы предприятия, как биологически активная добавка, включаемая в рацион свиней. Однако этот продукт присутствует и в магазинах собственной розничной сети. Стоимость натурального подсолнечного масла из Муранки на сегодня сопоставима с аналогами, реализуемыми в крупных торговых сетях.
В будущем году муранские фермеры намерены подать заявку для участия в государственной программе грантовой поддержки на 2022 год с целью дальнейшего развития предприятия. Как отметила заместитель председателя сельскохозяйственного потребительского перерабатывающе-сбытового кооператива "Перспективный" Антонина Петровна Касаткина, в настоящее время пока рассматриваются различные направления финансирования предприятий, входящих в его состав (в том числе и ООО "Перспектива "КС"). Не исключается и вариант с развитием более крупного производства подсолнечного масла для его последующей продажи.
Реализация подсолнечного масла, произведённого из семян, выращиваемых на родных полях, открывает возможности для развития отечественного растениеводства как в масштабах области, так и на уровне отдельно взятого района. Помимо прочего в крупномасштабном производстве подсолнечного масла, полученного из местных семечек, заложен большой экспортный потенциал. Этот товар традиционно востребован во всех странах мира и может найти своих покупателей как внутри России, так и за её пределами.
С. Буров. Фото А. Большедворова.