"Сегодня наша задача – поднять престиж профессии педагога на новую высоту, привлечь к ней одарённую молодёжь, вооружить молодых специалистов испытанными методиками и новейшими технологиями, вдохновить на постоянное, каждодневное творчество, цель которого – человек и гражданин",– отмечает губернатор Самарской области Д.И. Азаров.
Есть такие педагоги, которые черпают свое вдохновение в творчестве. И одним из них является Елена Геннадьевна Абзалилова – талантливый хореограф и просто обаятельный человек. Мы встретились с ней, чтобы в доверительной беседе поговорить о том, что значит для нее ее работа.
– Елена Геннадьевна, давайте начнем интервью с небольшого рассказа о себе.
– Я и моя семья родом с Донбасса. И когда в 2014 году там начались всем известные печальные события, мы были вынуждены оттуда уехать. В Шигонском районе на тот момент жила моя бабушка. Сюда мы и перебрались. Почти три года оформляли гражданство, получив статус переселенцев. Мне очень хотелось работать тогда в сфере культуры, но мест не было. Я стала ходить в ДК с. Шигоны, чтобы петь в коллективе Татьяны Филипповны Кутчер. Потом, опять же, благодаря программе переселенцев меня взяли на 0,5 ставки аккомпаниатором. И завертелось. Устроилась на полную ставку и стала заведующей "Автоклубом". Спустя 4 года начала работать в музыкальной школе с. Шигоны уже как педагог по классу хореографии.
– Сколько же танцевальных групп Вы ведете?
– Веду 5 классов в музыкальной школе: это парная "классика" "Реверанс" и 4 группы "Ритмикс". Есть старшая группа в ДК с. Шигоны "Ритм" ( подростки от 13 лет и старше). Еще веду 2 в ЦВР, ну, и уроки танца у дошколят, приходящих в группы раннего развития.
– Елена Геннадьевна, Вы дипломированный специалист?
– У меня нет профильного хореографического образования, но есть множество курсов повышения квалификации по всем направлениям хореографии. И время пандемии, когда мы, преподаватели, не имели возможности проводить занятия с детьми, я потратила на обучение "онлайн". В следующем году завершаю обучение в Ульяновском государственном педагогическом университете им. Ульянова по специализации "педагог начальных классов".
– Почему выбрали именно это направление, а не что-то связанное с хореографией?
– По роду своей деятельности я очень много общаюсь с детьми, в основном, с учениками начальной школы, и те знания, которые мне сейчас дает университет, особенно в области психологии различных возрастных детских групп, мне и были нужны.
– Елена Геннадьевна, как Вы все успеваете?
– Бывают моменты, когда я чувствую, что все, устала. Морально истощена. В такие моменты к дальнейшему движению меня подталкивают мои воспитанники. Мы же не только репетируем движения и танцуем, мы еще и общаемся друг с другом. Иногда устраиваем занятия, на которых дети рисуют будущие костюмы, или устраиваем уроки импровизации. Энергию, энтузиазм, работоспособность, нередко и идеи я черпаю от них. Не скрываю, я очень требовательный и строгий педагог. Это объясняется тем, что я работаю с большими коллективами, где строгость является основным критерием дисциплины и взаимопонимания. Бывает, особенно в старшей группе, что мою очередную зарисовку они воспринимают в штыки. Разговариваем, разбираем, репетируем, раскладываем по полочкам. И дети приходят к пониманию, что да, этот номер заставляет их не только смотреться выигрышно на сцене, но и способствует их развитию. За годы работы, а это около 9 лет, от меня ушли 9-10 человек и то, в силу слабого здоровья или переезда. В основном только приходят и остаются.
Очень люблю заниматься с малышами-дошколятами. Они несут в себе такие лучики незамутненной радости, что даже усталость после трудового дня становится позитивной. Могу сейчас с уверенностью сказать, что моя профессия стала для меня призванием. Следуя за ним, я раскрыла в себе еще немало призваний.
– Каких же? Расскажите поподробней.
– Остановлюсь на главном. Я помню с детства, как моя бабушка шила. Тогда это занятие меня совершенно не привлекало. Но когда во взрослом возрасте я начала заниматься с детьми хореографией, то поняла, что огромная часть успеха номера зависит не только от мастерства исполнения, красивой музыки, но и от ярких костюмов. Как сейчас вспоминаю, что первые юбки я сшила в ночь на 8 марта. А их мне требовалось 27 штук. Вольно или невольно, но пришлось научиться шить. В изготовлении костюмов у меня нет ни профиля, ни курсов, ни дипломов. Есть только руки и желание, а теперь уже и накопленный опыт. И по этому поводу я собой немножечко горжусь. Смогла все сама. Я вообще такой человек, что если уж начинаю что-то, то отдаюсь этому делу всей душой.
– Как в семье относятся к вашей загруженности?
– Моя семья уже давно вовлечена в этот процесс. Супруг помогает с изготовлением декораций, дети Артем и Арина являются участниками коллектива и тоже помогают во всем. Понимают, что если мама занята в данный момент, значит так нужно для дела.
– Где черпаете идеи для будущих хореографических зарисовок?
– Многое беру из своих детских воспоминаний. В основном, вся моя хореография строится на музыке 80-90-х годов или мультфильмах.
Я меломан. Музыка со мной всегда и везде – дома, на работе, в машине, в пути. Бывает, услышишь композицию и понимаешь – "она самая!". И сразу думается, какой из групп подойдет, какими должны быть костюмы. Потом на ум приходят движения. Но все начинается с музыки.
А иногда, признаюсь, увидишь танец в Интернете и возьмешь его за основу. Стараюсь слепо не копировать, но есть такие номера, которые очень хочется достойно повторить и показать людям.
– Любой педагог скажет, что, работая с детьми, приходится взаимодействовать и с их родителями.
– Здесь мне, я считаю, очень повезло. Родители моих учеников понимают, что хореография "везет" за собой большой чемодан с костюмами. А понимая, складываются на ткани для них, откликаются на организационные просьбы.
У нас есть группы в социальных сетях и мы всегда "на связи". Положа руку на сердце, могу с уверенностью сказать, что конфликтов с родителями у меня не было. Были недоразумения между детьми в группах, которые быстро разрешились. Есть родители, которые оказывают нашим коллективам спонсорскую помощь. Я всем благодарна за вклад в наше общее дело.
– Хочется задать вопрос о пустующей нише взрослых хореографических номеров в концертных программах.
– В период до коронавируса у меня родилась такая идея создать взрослый коллектив, и уже практически был утвержден его состав, но два года изоляции свели ее на "нет". Но я думаю над этим вопросом. И скорее всего он появится на базе ДК с. Шигоны.
– Чтобы бы Вы хотели сказать от себя лично?
– Часто родители благодарят меня за удачные и красочные выступления детей. Я же не устаю им повторять, что это не только моя заслуга. Все ребята, которые у меня занимаются, большие трудяги и молодцы! Со старшей группы вообще семь потов сходит во время репетиций. Ведь что простят малышам в плане исполнения, с них спросится вдвойне. А еще группа "Ритм" – мой постоянный помощник за кулисами. Вывести малышей на танец, присмотреть, помочь переодеться – вот неполный перечень того, в чем состоит их помощь.
Не всем детям даны от природы хореографические способности. Не у всех есть чувство ритма и пластика, всему этому приходится учиться. Вся наша совместная работа видна на концертах. Она все время на виду. Мы участвуем во многих районных мероприятиях. Ездим выступать в г. Сызрань. Очень хотим выйти на новый для нас уровень областных и общероссийских конкурсов, но все упирается в финансы и в то, что группы моих юных танцоров немаленькие. А это транспорт, сопровождающие и т.д. Но мы постараемся что-нибудь придумать. И, если получится, непременно расскажем обо всем вам. А пока передаю мою любовь и уважение своим воспитанникам и их родителям, нам еще многое предстоит сделать вместе.
Ю. Вежда.
Фото А. Большедворова.