СТАТЬ ПИЛОТОМ ВЕРТОЛЁТА
В преддверии памятной даты мы пообщались с ветераном войны в Афганистане, боевым офицером, майором авиационных войск в отставке, а ныне жителем села Шигоны Владимиром Валерьевичем Щербаковым.
Родился Владимир Валерьевич в отдалённом посёлке Юркино республики Марий Эл. Там прошли его детство и юность. После окончания средней школы молодой человек решил осуществить свою давнюю мечту – связать свою судьбу с небом и получить образование пилота вертолёта. Для этого он пытался поступить в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (СВВАУЛ), однако первая попытка оказалась неудачной. После этого Владимира призвали на срочную военную службу, которую он проходил в воинской части Ленинградской области. В учебной части обучался на специалиста по вертолётам и двигателям, после чего, отслужив несколько месяцев, успешно поступил в вертолётное училище в Сызрани, которое окончил в октябре 1974 года и получил звание лейтенанта. Далее молодой офицер в течение пяти лет проходил военную службу на территории Монголии, относившейся к Забайкальскому военному округу. Затем в течение нескольких месяцев с 1979 года служил в Одесском военном округе на территории Украины. Оттуда весной 1980 года Владимир Валерьевич и был командирован в Афганистан.
ПРИКРЫВАЯ СВОИХ С ВОЗДУХА
Эскадрилья вертолётчиков 335-го отдельного боевого вертолётного полка (ОБВП), в которой проходил службу лейтенант Щербаков, дислоцировалась на севере Афганистана в 60 километрах от границы с Советским Союзом в районе города Кундуз. Всего, по словам ветерана, в расположении их эскадрильи находились 20 вертолётов. Всю свою службу Владимир Валерьевич провёл за бортом ударного вертолёта МИ-24. Эта боевая машина, которую в армии называли "крокодил", была одной из основных ударных сил советской авиации. В задачи вертолётчиков входила огневая поддержка с воздуха нашей пехоты во время проведения различных боевых операций, сопровождение колонн техники, осуществляющих доставку боеприпасов, топлива, продовольствия и других грузов. Также боевые вертолёты были незаменимы в условиях войны в гористой местности Афганистана. С их помощью выполнялись вылеты и поражение выявленных мест расположения моджахедов, их огневых точек, проводилось наблюдение за местностью, патрулирование дорог и нефтепровода, подвергавшихся многочисленным атакам и диверсиям противника.
"Как правило, на боевые вылеты мы отправлялись в паре с другим вертолётом, но иногда при выполнении более масштабных задач в нашу группу входило до 5 вертолётов. Работа велась очень интенсивная. Приходилось совершать ежедневно до нескольких вылетов, продолжительность каждого из них составляла от 20 до 40 минут. Полёты производили на предельно малой высоте (около 15 метров), чтобы врагу было сложнее быстро навести на нас оружие. Не летали только в дни, когда дул "афганец" − так мы называли пыльные бури, которые периодически там случались, и из-за плохой видимости все вылеты отменялись. Экипаж боевого вертолёта, как правило, состоял из трёх человек – лётчик, штурман и бортовой техник. Я во время полёта осуществлял пуски неуправляемых ракет и вёл огонь из пушек калибром 23 мм. Штурман, помимо ориентирования на местности, отвечал за стрельбу из крупнокалиберного пулемёта (12,7 мм), отличавшегося скорострельностью в 5000 выстрелов в минуту, а бортовой техник вёл стрельбу из ручного пулемёта", − рассказывает Владимир Валерьевич.
БОЕВАЯ РАБОТА С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Сопровождение и прикрытие с воздуха колонн грузовиков и различных единиц военной техники, снабжающих наши войска горючим, продовольствием на всей территории Афганистана, были одними из важнейших задач вертолётного полка, в котором служил Владимир Валерьевич. По его воспоминаниям, колонны регулярно подвергались атакам моджахедов, которые, ведя тактику партизанской войны, устраивали засады в горах и внезапно открывали огонь из-за укрытий, где умели хорошо маскироваться. Особо значимыми мишенями для них были бензовозы с топливом, "охоту" на которых душманы вели постоянно с использованием различного огнестрельного оружия (пулемёты, гранатомёты, автоматы), поэтому от вертолётной авиации зависело очень многое.
Армейский быт, особенно в первые месяцы войны в Афганистане, как вспоминает В.В. Щербаков, отличался "спартанскими" условиями. Жили в первое время в палатках, питались из полевой кухни. Главные трудности были связаны с водой, привоз которой осуществляли с помощью специальных комбинированных поливомоечных машин (КПМ-1) из Кундуза.
За время службы у вертолётчиков в Афганистане нередко случались и потери. За первый год, по воспоминаниям Владимира Валерьевича, в их эскадрилье погиб один экипаж и были потеряны 8 вертолётов. Помимо повреждений, которые получали машины во время боевых действий, зачастую происходили отказы техники по причине экстремальной жары, большой запылённости и песчаных бурь. Дважды за его практику работы лётчиком происходили отказы техники. У вертолёта, на котором летал Владимир Валерьевич, однажды отказал двигатель почти сразу после начала полёта. Тогда удалось благополучно посадить машину на близлежащем хлопковом поле, а впоследствии буквально на следующий день после замены двигателя вертолёт была восстановлен и на нём вновь стали осуществлять полёты. А в другом случае экстренную посадку пришлось совершать на небольшом плато в горах, откуда эвакуировать неисправную боевую единицу уже не представлялось возможным.
Одним из значимых событий службы, которое врезалось в память ветерана, стала однажды спецоперация в районе Кундуза. Кишлак, в котором по данным разведки скрывался крупный отряд моджахедов, наш десант собирался окружить, высадившись у одного из подступов к нему. Боевая пара вертолётов, одним из которых управлял Владимир Валерьевич, контролировала выход в близлежащее горное ущелье с другой стороны населённого пункта. Вдруг во время патрулирования вертолётчики заметили всадника на коне, который, выскочив из ущелья, стремительно помчался в горы. Началось преследование. Догнав и уничтожив его огнём, вертолётная группа вернулась на место своего наблюдения. А там, в долине, за время их кратковременного отсутствия появилась большая группа врагов, насчитывавшая до полутора сотен боевиков. Моджахеды, как оказалось, за счёт этого отвлекающего манёвра их наездника пытались выйти из окружения. Однако, вовремя заметив врагов, наша пара боевых вертолётов полностью их ликвидировала, спася тем самым нашу пехоту от возможных потерь.
ЗАВЕРШЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И РАБОТА НА "ГРАЖДАНКЕ"
Всего Владимир Валерьевич Щербаков дважды проходил службу в Афганистане: с апреля 1980 года по сентябрь 1981 года и затем ровно год отслужил с сентября 1985 года и по сентябрь 1986 года, совершив в общей сложности около трёх тысяч налёт часов. За мужество, проявленное в ходе несения боевой службы, дважды был награждён орденом Красной Звезды. После Афганистана В.В. Щербаков служил ещё несколько лет на территории Восточной Германии, а затем в Ленинградской области, уйдя в отставку в 1994 году в звании майора. После завершения военной службы ветеран ещё 17 лет работал в охранной организации одного из отделений "Сбербанка" в Санкт-Петербурге.
Несколько лет ветеран войны в Афганистане Владимир Валерьевич Щербаков проживает в Шигонах. Будучи пенсионером, он оказывает посильную поддержку нашим бойцам, воюющим на Донбассе, осуществляя денежные переводы, участвует в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию школьников, которые вот уже на протяжении многих лет проводятся в Шигонском районе. Они посвящены сохранению памяти о наших военнослужащих, воевавших на территории Афганистана, Чечни и участвовавших в других локальных военных конфликтах.
С. Буров.
Фото из личного архива В. Щербакова.