Завершился XXVII Петербургский международный экономический форум. Для регионов России он становится местом сборки перспективных проектов, поскольку там заключают соглашения о сотрудничестве с федеральными ведомствами, ведущими образовательными учреждениями, крупным бизнесом. В предыдущем выпуске "ВК" уже писала о некоторых договоренностях, которых достигла Самарская область, теперь подводим итоги этой питерской работы.
Сергей Гвоздев
Большие планы
Врио губернатора Вячеслав Федорищев на стенде региона встретился с заместителем председателя Правительства России Дмитрием Чернышенко и полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе Игорем Комаровым. Им продемонстрировали предсерийную модификацию LADA Vesta с ручным управлением. Предполагается, что такие будут закупать для ветеранов специальной военной операции. Старт производства намечен на конец 2024 года.
По словам Чернышенко, можно запустить программу закупки адаптированных авто через госфонд "Защитники Отечества". В определенной степени это напоминает советскую практику.
- Мой дед был инвалидом войны, он как раз водил автомобили с ручным управлением. В Советском Союзе была система: нуждающимся ветеранам гарантированно предоставляли машины, через определенный срок меняли, - напомнил вице-премьер.
Он добавил, что нюансы обязательно надо обсудить с теми, кто будет водить такую машину, ведь им виднее, какая доработка необходима. Например, снабдить водительское сиденье поворотным механизмом, чтобы было удобно пересаживаться из инвалидной коляски.
- Обсуждаете тему с целевой группой, запускаете заказ на проработку через передовые инженерные школы, налаживаете производство, и гарантированный заказ будет, - сказал Чернышенко.
Федорищев отметил, что в Самарской области на базе вузов созданы "Передовые инженерные школы", которые могут заняться технической стороной темы совместно с АвтоВАЗом.
Вице-премьер обратил внимание главы региона на то, что необходима кооперация с другими субъектами Приволжского федерального округа по различным проектам и перспективным направлениям в экономике.
Врио губернатора пригласил вице-премьера в Самарскую область.
- Будем помогать, поддерживать. У нас на вас большие планы, - сказал Чернышенко.
Также стенд Самарской области посетила министр культуры России Ольга Любимова. Врио губернатора поблагодарил ее за поддержку региона и конкретно за помощь в открытии филиала Третьяковской галереи.
- Очень приятно встретиться здесь, на полях форума. У нас много планов. Открыто невероятной красоты здание филиала в Самаре. Дальше будет большой путь по интересным выставкам, образовательно-просветительским программам. Очень важно, что нам удалось вместе с регионом воплотить все это в жизнь, - сказала министр. - Надеюсь встретиться и обсудить реализацию всех наших планов уже в Самаре.
Игра по-крупному
Среди компаний, с которыми наш регион провел переговоры, были структуры всероссийского масштаба. С ними обсудили "долгоиграющие" проекты, участие в социальной деятельности.
Состоялась встреча врио губернатора Вячеслава Федорищева с генеральным директором "Газпром межрегионгаз" Сергеем Густовым. Обсудили, как идет развитие инфраструктуры, как подключают к "голубому топливу" промышленные и социальные объекты.
По словам Густова, уровень газификации в Самарской области превышает 94%, компания сконцентрирована на развитии и модернизации сети. Сейчас работают по программе, которая рассчитана на 2021-2025 годы. В общей сложности построят 11 межпоселковых газопроводов и внутрипоселковые сети в Волжском, Безенчукском, Красноярском и Сызранском районах, проведут техническое перевооружение 10 газораспределительных станций. Запланирована масса работ на более мелких объектах.
- Уровень газификации Самарской области выше, чем в среднем по стране, и основной акцент в программе сделан на строительстве и модернизации источников газоснабжения, - пояснил Густов. - Это позволит повысить надежность газоснабжения существующих потребителей и подключить к сетям новых. Рассчитываем на продолжение конструктивного взаимодействия с властями региона.
Еще одно направление сотрудничества - догазификация. В том числе строений в садовых некоммерческих товариществах. Всего же, как сообщил Густов, в Самарской области потенциальными, но еще не охваченными потребителями "голубого топлива" являются 28 тыс. домо¬владений.
- В регионе хороший уровень газификации, но, скажем честно, есть и вопросы. Благодарен за то, что мы предметно обсудили задачи, которые перед нами стоят, - отметил Федорищев. - "Газпром" - наш стратегический партнер. Эта встреча дает уверенность, что мы решим все проблемы и будем двигаться вперед. Промышленность будет развиваться опережающими темпами, есть большое количество заявок на подключение газа, поэтому будем работать при поддержке коллег.
Еще один крупный игрок - "Лукойл". Между ним и правительством Самарской области заключили дополнительное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее участие компании в создании благоприятных условий для повышения уровня жизни населения, развитии социальной сферы.
- Мы уже более 15 лет активно работаем с Самарской областью и регулярно обновляем направления этого взаимного сотрудничества. Сегодня обсуждали вопрос открытия новых участков добычи, получение лицензий, участие в строительстве дорожной инфраструктуры, - перечислил главный исполнительный директор "Лукойла" Вадим Воробьев.
По словам главы региона, эта компания тоже входит в число стратегических партнеров Самарской области.
- В наших интересах, чтобы компания больше работала на территории региона, ведь ее отчисления - это доходы бюджета, - отметил он. - Кроме привычных тем обговорили локализацию производства оборудования. У нефтедобытчиков большая потребность в импортозамещении, а наши машиностроители, самарские предприятия умеют и готовы это делать.
"Лукойл" вкладывается в социальную инфраструктуру. Например, в селе Кошки на деньги компании был построен физкультурно-оздоровительный центр. Нефтяники ежегодно проводят конкурс социальных и культурных проектов по номинациям "Экология", "Духовность и культура", "Спорт". "Ответный ход" областных властей - льготы для компании по налогам на имущество и на прибыль.
Химическая реакция
Серия встреч была нацелена на развитие химического кластера. Например, с председателем совета директоров АО "ЕвроХим" Игорем Нечаевым. Это международная компания по производству минеральных удобрений.
- Мы знаем Вячеслава Андреевича по работе в должности председателя правительства Тульской области. Там создан благоприятный инвестиционный климат, благодаря чему мы каждый год инвестировали в развитие наших предприятий десятки миллиардов рублей. Если этот опыт будет реализован в Самарской области, то, считаю, химическая отрасль региона станет лидером российской экономики, - сказал Нечаев. - Мы договорились, что будем помогать региону развиваться.
- В Самарской области сильная химическая промышленность, это базовая отрасль в экономике. У нас очень сильные предприятия "КуйбышевАзот" и "Тольяттиазот". Теперь появились намерения по партнерству с "ЕвроХимом", - отметил Федорищев.
Тему продолжили обсуждать с генеральным директором "Базовой химической компании "Уралхим" Дмитрием Коняевым. Говорили о привлечении дополнительных инвестиций, необходимых для развития "Тольяттиазота". Сейчас мощности завода позволяют обеспечить 20% спроса на аммиак на российском рынке и 11% - на мировом.
Вложения уже позволили выполнить ряд мероприятий, направленных на увеличение объемов отгрузки аммиака. Была модернизирована эстакада налива, смонтированы дополнительные наливные устройства, железнодорожный парк увеличили более чем на 1 000 цистерн. Стороны обговорили перспективное строительство четвертого агрегата по производству карбамида.
Также обсудили работу в социальном направлении - поддержку заводчан, участие в городских программах.
По системе
Проект компании "Иннопрактика" имеет отношение к агропрому. Она разрабатывает систему геномной селекции крупного рогатого скота молочного направления. Теперь - после подписания соглашения - помогать в разработке и пользоваться плодами этих исследований сможет Самарская область.
- До недавнего времени российские животноводы пользовались европейскими, американскими системами, которые стали недоступны. Мы генотипируем, фенотипируем огромное количество животных, собираем данные о качестве молока, которое они дают, и на базе этой информации создаем отечественную систему оценки племенной ценности. Используем собственные алгоритмы оценки животных, собственный софт, - пояснил заместитель исполнительного директора компании Владимир Авдеенко. - Проект уже охватывает более 10 регионов и вот теперь приходит в Самарскую область, где работал великий ученый Николай Вавилов, где очень развито сельское хозяйство. Не сомневаемся, что в губернии огромный потенциал для нашей работы.
Врио губернатора провел переговоры с первым заместителем генерального директора "Иннопрактики" Натальей Поповой.
- Внедрение современных технологий в животноводство позволит более точно и эффективно отбирать животных с необходимыми характеристиками, такими как высокая молочная продуктивность, устойчивость к заболеваниям и адаптивность к местным условиям. Программа геномной селекции обеспечит устойчивое развитие сельского хозяйства региона, - заверила она.
Перспектива с прицепом
Еще одно соглашение было подписано с компанией "Атлас Трейлер", созданной с китайским участием. Она намерена вложиться в проект по выпуску полуприцепов в Тольятти. Для этого инвестор выкупил площадку в буквальном смысле прогоревшего бизнеса - завода по выпуску дверей. Год назад предприятие уничтожил пожар.
Директор "Атлас Трейлер" Сергей Звонов сообщил, что будут созданы 700 рабочих мест.
- Запуск планируем в середине следующего года. Наладим полный цикл производства, - сказал он.
По оценке Федорищева, это крупный проект в хорошей степени готовности:
- Мы подписываем не рамочное соглашение, которое может реализоваться, а может и нет, это уже совершенно конкретная договоренность. Через год в Самарской области заработает еще один серьезный завод.
Грузы ответственности
С руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Андреем Тарасенко глава региона обсудил создание портово-логистического хаба.
В регионе есть аэропорт, крупные узловые станции железной дороги, автомобильные трассы федерального и международного значения, к которым скоро добавится дорога "Обход Тольятти" с мостом через Волгу. К этому "логистическому коктейлю" хотят добавить водные перевозки.
По словам руководителя агентства, в Приволжском федеральном округе отобрали тройку регионов - наш, Татарстан и Пермский край, где рассматривается возможность создания мощной портовой инфраструктуры, в которую будут интегрированы железнодорожные и автомобильные перевозки с выходом река-море.
- Мы заинтересованы в том, чтобы Самарская область объединила всю грузовую базу в один-два порта или построила хаб, который будет координировать движение грузов, -
сказал Тарасенко.
Федорищев сообщил, что в регионе уже разрабатывают соответствующий проект.
- Три порта, которые сейчас существуют в Самаре, Тольятти и Сызрани, недостаточно эффективны. Есть над чем работать. Самое главное, что необходимо, - хорошая модернизация и правильная концентрация на одном порте или строительство нового. Уже обсуждаем возможность его размещения вблизи особой экономической зоны "Тольятти", - рассказал врио губернатора. - Это будет существенным подспорьем для развития промышленности и всей экономики Самарской области, Приволжского федерального округа. Поэтому правительство региона сделает все возможное - подготовит проект, примет финансовое участие. Нам важно, чтобы Росморречфлот, играющий определяющую роль, вошел в состав рабочей группы для обсуждения темы.
Высокие отношения
Еще одна транспортная тема - развитие беспилотных авиационных систем. Здесь будут дружить регионами: Вячеслав Федорищев и губернатор Калужской области Владислав Шапша заключили соглашение о сотрудничестве в сфере создания БАС. Документ подписали в присутствии спецпредставителя Президента Российской Федерации по вопросам цифрового развития Дмитрия Пескова.
В Самарской области создают кластер, который должен охватить тему "от и до": разработку и производство комплектующих, сборку, испытания, сертификацию, сервисное и техническое обслуживание. В конце прошлого года компания "Транспорт будущего" запустила в Тольятти первый этап производства аппаратов.
Цель свежего соглашения - объединить усилия регионов, улучшить условия для производства, испытания, эксплуатации дронов.
- Эти компетенции есть в полной мере и в Калужской области, и в Самарской. Для нас очень важно обмениваться лучшими практиками. Надо объединить наши усилия, чтобы достигнуть результатов, о которых говорил Президент России, - сказал Шапша.
- Регионам надо сотрудничать, делиться наработками инженерных школ, использовать возможности промышленных предприятий. Поэтому была построена система, в которой создаются несколько центров по всей стране, - сказал Федорищев. - Производство, которое уже действует в Тольятти, будет масштабироваться в том числе по тем "лекалам", которые определены в национальном проекте, посвященном БАС, с учетом опыта Калужской области.
Новый формат
Соглашение в медицинской сфере заключили с Российскими железными дорогами. Как подчеркнула начальник Центральной дирекции здравоохранения РЖД Елена Жидкова, Самарская область - один из основных регионов для развития большой программы по демографии. Сейчас компания в своих медучреждениях развивает новый формат женских консультаций.
- Президент поставил важнейшую задачу народосбережения. Это невозможно делать без планового обновления медицинской инфраструктуры. В Самаре сильные врачи, хорошая школа, при этом необходимо новыми методами, новыми подходами идти вперед, - сказал Федорищев. - Подписание соглашения дает уверенность в том, что мы в этом важном направлении будем двигаться дальше.
Более100 млрд рублей составил общий объем соглашений, заключенных Самарской областью на ПМЭФ
По материалам газеты "Волжская коммуна".