Одна из таких фотографий не так давно побывала в моих руках. На ней я увидела женщин, одетых в монашеские одеяния, и стоящую рядом с ними девочку с четками. К этому фото прилагалось небольшое сопроводительное письмо, написанное рукой Натальи Михайловны Никитченко (ныне жительницы с. Шигоны), и все это предназначалось для передачи в храм с. Муранки. Конечно я не смогла пройти мимо такой интересной темы, не поделившись ею с вами, уточнив некоторые детали непростой жизненной истории этой девочки у Натальи Михайловны.
Екатерина появилась на свет в обыкновенной крестьянской многодетной семье, в которой вместе с ней росли еще 7 детей: 3 девочки и 4 мальчика. Их мать умерла рано. Отец привел в семью другую жену, оказавшуюся настоящей классической злобной мачехой.
"Бабушка рассказывала, – вспоминает Наталья Михайловна, – что эта женщина морила их голодом и била. Дети росли сами по себе, совсем заброшенные. Глядя на безрадостную картину их жизни, родственники начали разбирать их по домам. Кого-то забрали дяди и тети, а 6-летнюю Катю взяли на воспитание монахини, жившие в начале XX века в миру в с. Муранка. Они опекали девочку, а потом и повзрослевшую девушку вплоть до ее замужества.
Среди монахинь, воспитывавших Катю, тоже были женщины разного склада характера. Одна была доброй, отзывчивой, щедрой на ласку, вторая же строгой и скупой. Понимая, что девочка быстро растет и вскоре вступит в пору девичества, добрая монахиня начала собирать для нее приданое, которое вышло богатым. "Если я умру раньше, ты, пожалуйста, Катеньке отдай все ей причитающееся", – просила неоднократно она свою сестру по вере. Так случилось, что, когда Екатерина выходила замуж, в живых этой монахини уже не было, и приданое, скопленное ею для воспитанницы, вторая монахиня так и не отдала. Через некоторое время дом, в котором она жила, сгорел, с ним сгорело и накопленное для Кати добро, которым так никто и не смог воспользоваться".
Как бы там ни было, а свое детство Екатерина Степановна Касаткина всегда вспоминала с теплом и благодарностью, ведь она не только была одета, обута, сыта и обласкана, но и получила прекрасное по тем временам образование. Монахини научили ее читать и писать как на русском языке, так и на старославянском. И даже те годы, когда вера в бога стала делом порицательным, она сохранила ее до самого своего конца.
"Невестой Екатерина была пусть и небогатой, но щедро одаренной природной красотой, – продолжила свой рассказ Наталья Михайловна. – Девушка унаследовала фамильные родовые касаткинские черты. Она обладала выразительными темными глазами и густыми волосами цвета воронова крыла. Замуж моя бабушка вышла удачно, войдя в крепко стоящую на ногах семью Тюповых.
Моему деду Ивану Васильевичу Тюпову довелось стать участником сразу нескольких войн. Он воевал в Первой мировой, где был награжден двумя "Крестами". К сожалению, когда он был жив, мы, его внуки, были еще маленькими и он не успел нам рассказать о своих подвигах и за что он получил свои награды, но кое-что из его рассказов нам запомнилось. Например, про то, как наш дед заболел тифом, свирепствовавшем в начале прошлого столетия повсеместно. Болел он тогда так сильно, что однажды потерял сознание и его сочли умершим. Вместе с телами других людей он был погружен на телегу, и его повезли хоронить. Спасло нашего деда то, что шедший рядом односельчанин, с которым его вместе призвали на войну из Муранки, прощаясь перед тем, как закопать яму, заметил, что он моргает. Так, благодаря другу, нашего Ивана Васильевича вытащили из братской могилы и отправили на долечивание в госпиталь, где его поставили на ноги. Вместе с этим другом, фамилию которого я не знаю, он не только прошел дорогами Первой мировой войны, но и в годы Гражданской сражался в отряде Чапаева.
Наш героический дед прошел и Финскую войну, а во время Великой Отечественной его поставили руководить колхозом им. Пушкина в с. Муранка. Должность эта была не только ответственная, но и по тем временам очень опасная. Приходилось отчитываться за каждый колосок и обдумывать каждое сказанное слово. Но наш Иван Васильевич Тюпов с возложенными на него обязанностями прекрасно справился, потому что человеком он был ответственным, честным и образованным. Казалось бы, крестьянин по сути, из села только и выезжавший, что на войну, однако обладающий цепкой памятью и недюжинным умом.
Вспоминается, что дедушка очень увлекался садоводством и у него был один из самых больших и завидных садов в селе, в котором росли сортовые деревья и кустарники и даже был виноград. Для 60-х годов это было настоящее чудо. Немало книг по садоводству им было собрано для собственной библиотеки.
Уважительно относилась к книгам и наша бабушка. Парадокс, но у супруги председателя колхоза была собрана своя библиотека, большая часть книг в которой носила церковный характер и печаталась на старославянском языке. Я хорошо помню, что научилась читать рано, и тогда бабуля начала учить меня старославянскому языку. А еще мы, ее внуки, с замиранием сердца и большим предвкушением ждали того момента, когда она почитает нам о чудесах, которые происходили с верующими людьми. Для нас такие истории были поинтереснее иных сказок.
И дедушка, и бабушка обладали твердым, упрямым и честным характером, присущим многим муранцам. Если они во что-то верили, что-то решали для себя, считали правильным, то шли к своей цели, невзирая на препятствия.
В 30-е годы село Муранка (кстати, одним из последних) осталось без церкви, и соседки приходили к нашей бабушке, чтобы та почитала им молитвы, каноны, жития святых. Все это хранилось в избытке в ее библиотеке. Надо отметить, что ни один из ее односельчан не написал на нее доноса.
Вот так и жили вместе два человека, один – строитель коммунизма, другая – глубоко верующая душа, но они гармонично дополняли друг друга. Деда Ивана очень уважали в селе, охотно шли к нему за советом и помощью, и он никогда никому в них не отказывал. Двери дома семьи Тюповых всегда были открыты для земляков. В браке у Ивана Васильевича и Екатерины Степановны родились 12 детей, из них выжили только 5 ребят: Павел, Валентин, Мария, Антонина и Нина, которые подарили нашим дедушке и бабушке 12 внуков. Антонина Ивановна Тюпова (Божедомова), выйдя замуж, стала моей мамой", – завершила свой рассказ Наталья Михайловна Никитченко.
Сейчас потомки этой замечательной семьи разлетелись кто куда. Их можно встретить и в Саратовской, и в Самарской области, и, конечно, в Шигонском районе. В некоторых из них нет-нет да и проглянут фамильные касаткинские черты – черный волос да поражающий своей глубиной темный взгляд.
Наши уважаемые читатели, коллектив редакции газеты "Время" будет очень рад, если вы захотите поделиться с нами историями о своих предках, подкрепив их старыми фотографиями. Ведь только у того народа, что помнит свое прошлое, есть будущее. Так давайте писать летопись родного края вместе.
Ю. Вежда.
Фото предоставлено Н.М. Никитченко.