Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Ширинского района Республики Хакасия

Адрес редакции: 655200, Россия, Республика Хакасия, п. Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21.
телефон: +7 (390) 359-11-29
e-mail: shiravest@r-19.ru

Серебряный век учителя

Серебряный век учителя

8 марта прекрасная половина человечества отмечает Международный женский день, поздравления принимает и Надежда Николаевна Жабко - она больше 50 лет работает учителем, множество ширинцев помнят уроки русского языка и литературы в школе № 18.

Она родилась на станции Сон, позже переехала в Красноярск. Призвание педагога передалось от мамы – интеллигентной женщины с тремя образованиями, собравшей дома огромную библиотеку. В этом помогали и соседи – всем домом сдавали макулатуру, в те времена за это полагались талоны на приобретение книг. Видя перед собой такое собрание, Надя не могла не приобщиться к чтению. Джек Лондон, Джон Голсуорси, Библиотека Пионера, Омар Хайам. Одно из его рубаи особенно врезалось в память и стало своеобразным кредо в дальнейшей жизни:

Знайся только с достойными дружбы людьми,

С подлецами не знайся, себя не срами.

Если глупый лекарство подаст тебе – вылей,

Если мудрый нальет тебе яду – прими.

В старших классах раздумывала о будущей профессии – выбор стоял между журналистикой и преподаванием. Вопрос решился сам собой, когда родители не пустили в Иркутск – в те времена ближайший факультет журналистики находился именно там – слишком далеко.

С педагогикой тоже все сложилось не сразу – в первый год после окончания десятилетней школы поступить не получилось. Надежда Николаевна до сих пор помнит ошибку, из-за которой не хватило одного балла на экзамене по русскому языку.

– Назовите звуки в слове "чтобы".

– Ч, т, о, б, ы.

– Вы уверены?

– Ммм… да…

– На самом деле "ш, т, о, б, ы", приходите на следующий год…

Поначалу очень переживала, как же можно было так глупо засыпаться на вступительных, да еще вопрос далеко не самый сложный. Твердо решив поступать через год, пошла работать вожатой в ту самую школу, которую закончила. Сейчас Надежда Николаевна считает тот провал на экзамене подарком судьбы – кто знает, как смогла бы она общаться с учениками, если бы не опыт вожатой, именно он заложил умение находить общий язык с ребятами.

– Вожатская струнка сохраняется и по сей день, эта профессия дала мне очень многое.

С подопечными ходили в турпоходы, участвовали в фестивалях самодеятельности, стояли почетным караулом у Вечного огня – много всего, ведь на полторы тысячи учеников приходилось лишь двое вожатых, а ребят нужно было постоянно чем-то занимать. Одно из любимых воспоминаний – хореографический кружок, что вела Надежда, талантливая танцовщица. Одно время её даже пытались переманить в городской ансамбль, но девушка видела себя педагогом и потому не согласилась.

Год пролетел незаметно, Надя упрямо готовилась к поступлению и так случилось, что встретила свою первую и единственную любовь – Сергея. Встретились они на каникулах, когда оба оказались в Шира, с общими друзьями отправились в поход на озеро Иткуль, там познакомились и стали дружить. А через пару лет поженились – совсем скоро семейная пара отметит золотую свадьбу.

Когда муж закончил военную кафедру, его направили в воинскую часть и вместе с Надеждой они отправились в Мурманскую область. Институт она еще не закончила, а в местные вузы перевестись не получилось, поэтому следующие три года посвятила себя семье – родилась дочь Екатерина.

Вернувшись в Красноярск, Надежда Жабко восстановилась в институте и продолжила обучение. Больше всех предметов нравилась зарубежная литература – к ней учитель неравнодушна по сей день.

В 1977 году семья переехала в Шира – тогда в здании школы № 18 располагался интернат, где и стала работать молодая выпускница-педагог. С детдомовскими детьми было непросто, о выходных и праздниках можно смело забыть, подъем в 7 утра, отбой в 21.00 – на такой работе приходится жить. Но те, кто получил этот опыт, становятся педагогами с большой буквы.

Сейчас в восемнадцатой школе продолжают работать многие из тех, кто когда-то начинал преподавание в интернате – Сергей Петрович Михалёв, Нина Ивановна Динкель, Надежда Владимировна Сичулина, Наталья Ивановна Усачёва, Галина Николаевна Миняева. Но при всех проблемах с учебой своих подопечных Надежда Николаевна запомнила учеников той поры удивительно талантливыми и очень ценящими доброту. Доброта в дальнейшем стала её педагогическим принципом.

После интерната в образовательном учреждении организовали санаторную школу – установили медицинское оборудование, привозили ребятишек для оздоровления – кто-то из них проводил в санатории пару месяцев, кто и полгода. В таком режиме школа проработала еще около пяти лет, и только после этого началась ее история как основной общеобразовательной.

Самый первый класс, в котором педагог стала вести уроки – восьмой "А". Больше всего удивило, что даже на первых порах была хорошая дисциплина, при том, что строгой себя не считает и отношения с учениками старается поддерживать доброжелательным и разговаривать с ними на разные темы. Её принцип – быть с ребятами предельно честной, говорить как с взрослыми людьми – ложь и высокомерие всегда чувствуются и не приводят ни к чему хорошему. Проработав много лет, она видела немало случаев, когда молодые учителя, только пришедшие с института, не могут справиться с классом.

Надежда Жабко помнит свой самый первый выпуск 2001 года и каждого ученика поименно – Свету Бобину, Лёню Щипцова, Сергея Арасланова, Юлю Хомину, Настю Копнину, Лиду Лейман, братьев Селяниных и остальных – с этими ребятами она была с самого начала классным руководителем, видела, как они растут, развиваются, влюбляются, понемногу определяются со своими жизненными целями и принципами. Любовь Николаевна Голлайдо учила то поколение математике, Наталья Денисовна Михалёва, всегда обожавшая археологические экспедиции, была воспитателем и часто водила в походы.

Из школьной программы по литературе Надежда Николаевна любит уроки, посвященные "Преступлению и наказанию" – по этой книге среди 10-классников разгораются самые жаркие споры, ребята размышляют о поведении человека в сложных ситуациях, учатся аргументировать и отстаивать свое мнение. Ахматова, Блок, Булгаков, Достоевский – поэты и писатели, которые не оставляют равнодушными и современных школьников, хотя, чтобы заинтересовать их, нужно большое мастерство учителя. Причем не только она сподвигает ребят к чтению, порой и ученики советуют книжные новинки – так Надежда Николаевна познакомилась с сагой о Гарри Потере, иногда читает вслух для внука, это стало семейной традицией.

Учит и литературному мастерству, умению связно излагать свои мысли – это пригодится и в жизни, и в будущей профессии. Дома даже хранится особая тетрадь, где собраны лучшие работы учеников.

Как и всякий опытный учитель, может рассказать множество случаев из своей практики. Так, однажды её подопечные затерли в общешкольном расписании первые уроки – в школу на следующий день многие пришли с опозданием. Учителя провели целое расследование, опрашивая известных хулиганов. А оказалось, эту "диверсию" мастерски провели две девушки-отличницы, в которых внезапно проснулся дух авантюризма. Из школы их, к счастью для родителей, не исключили, но заслуженный нагоняй все же получили.

Профессия учителя предполагает работу не только с детьми, но и с их родителями. Надежда Николаевна проводила для них открытые уроки, чтобы наглядно показать, как занимается ребенок. Бывает и такое, что после ссоры одноклассников ругаться начинают и их родители – в этом случае педагог принимает роль модератора дискуссии, чтобы вместо обоюдных упреков прийти к разрешению ситуации. Чтобы сплотить родителей и детей между собой, старается задействовать их в мероприятиях, концертах. Во время поездок учеников на экскурсию в Абакан или Красноярск приглашает пап и мам в качестве сопровождающих – это идет на пользу.

Художественная самодеятельность в школе, как считает Надежда Николаевна, должна быть непременно – с ребятами ставят спектакли, организуют выставки и творческие вечера. К таким выступлениям старается привлекать и застенчивых учеников – это придает им уверенности в себе. Ведь учитель должен не только объяснять параграфы, но и поддерживать в ребенке лучшие качества, раскрыть его потенциал.

50 лет профессионального стажа – не шутка. Но все же не в годах Надежда Николаевна Жабко видит свое главное достижение – а в тех ребятах, что учились, на её глазах взрослели, находили свой путь в жизни. Именно их успехи составляют гордость учителя.

Автор: Артём ПЕТРОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 473

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика