Усталый день заканчивался в начальной точке давно намеченного маршрута. Сначала были телефонные переговоры, определялись сроки путешествия. И вот на берегу Тенгри-коля, Божьего, а на современных картах Большого озера в Шарыповском районе поднимаем флаг "Меридиана", устанавливаем палатку, варим на газовой плитке уху. Вечерние сумерки углубляются хлынувшей с заката дождевой тучей, озеро теряет краски и мрачнеет с каждой минутой. Первые капли выбивают круги на воде, но ужин и ночлег в непогоду нестрашны, к привалу все готово. А древнее божество Вселенной тюркоязычных народов почти всей Центральной Азии Тенир (Тенгри) одаривает нас сюрпризно-красочным закатом. Сквозь полоску туч на другом берегу озера проникают сначала узкие лучи уходящего солнца, тут же разрыв заполняется багровым заревом, и вот через огромную чашу воды ложится прямо к лагерю солнечная дорога, как прямой знак благословления небес, условно говоря: Археологу, Географу и Журналисту. Таков состав нашей группы, решившей пройти по первой в истории исследований территории современной Хакасии части маршрута Даниила Готлиба Мессершмидта. Сложно представить, но именно в этих местах ученый побывал летом 1722 года. А в 2012 году в абаканском издательстве "Журналист" впервые почти за триста лет была напечатана книга "ДНЕВНИКИ. Томск – Абакан – Красноярск. 1721-1722" в переводе с немецкого языка. И самое прямое отношение к осуществлению мечты нескольких поколений историков имеет наш Археолог. Правда, похвалы в свой адрес он привычно отметает – сделал и сделал, да и речи об этом нет. Зато своим телефонным звонком в очередной раз удивляет. Сюда, почти за четыреста верст от дома, Археолог зазывает в гости однокурсника, с которым учился в шестидесятых годах прошлого века в Абаканском пединституте. Через считанные минуты учитель и краевед Михаил Санников присоединяется к нашей компании, стопроцентно готовый к беседам о маршруте. Дождь тем временем превращается в ливень, и мы перебираемся в палатку. Михаил откладывает в сторону фотоаппарат, без которого не может обходиться ни одного дня, и показывает подробнейшую географическую карту. "Ни чего себе, Мишка, какая у тебя карта?!" – к этому возгласу никакие комментарии не нужны. А Санников продолжает удивлять биолокационными познаниями, вытаскивает амулет на шерстяной веревочке и проверяет палатку на предмет благоприятного состояния места и существования здесь какой-либо аномалии. Испытания на аномалии прекращаются, потому что Журналист в попытке проверить результаты опыта своими руками попросту обрывает веревочку. Но все это случилось уже ближе к полуночи 11 июня 2014 года.
День первый
(11 июня 2014 года).
ЦИСТЫ, СТРЕЛКА, МЕНГИРЫ и ДАЙКА
А путешествие началось с выездом из Шира ровно в 11.00 часов. Первая запись в блокноте Журналиста гласит: "Вода в Фыркале.Часовня – Соленоозерное. Цисты. Стрелка. 54056′58″ с.ш., 89044′57″ з.д.". Дать кому-то для прочтения, вряд ли поймет. Расшифруем. В Фыркал заезжаем набрать из колонки воды. По словам Географа здесь едва ли не самая качественная вода в Ширинском районе, практически без всяких известковых примесей. В перестроечные годы Ширинская ПМК-7 "Мелиоводстроя" начала укладку труб для водовода Белый Июс – Фыркал – Целинное – Шира – Жемчужный. Строительство, так и не доведенное до ума и конечной цели, благополучно "крякнуло" вместе с мехколонной. А вода осталась.
Часовню или сторожевой казачий пост сегодня может увидеть каждый проезжающий мимо Соленоозерного. Правда, местные жители предпочитают называть село по-старинному и сохраненному до сих пор – Форпост. В 2014 году сельчане решили отметить 300-летие с момента образования казачьей станицы. Прямых ссылок на архивные документы мы не знаем, но местные власти утверждают, что передовой пост здесь появился в 1714 году (как раз время Мессершмидта и Петра Первого). Казаки были призваны на охрану добычи и вывоза соли из озера Тус. Об этом сохранились предания в семьях Кожуховских, Василовских, Катцыных и других потомков казаков. А еще в Соленоозерном бытуют самые противоречивые легенды о гражданской войне и борьбе Аркадия Голикова (Гайдара) с Иваном Соловьевым. Но это совсем другая история.
А вот о цистах можно рассказать подробнее. Цисты – это сооруженные из камней могилы своеобразной формы, относящиеся к Андроновской археологической культуре.
Во втором – начале первого тысячелетия до новой эры немалая доля истории связана с андроновцами, которые оставили впечатляющий след на просторах Сибири и Казахстана. Явились они на сцену молодым этносом, который мощным валом накатил на пространства евразийских степей и лесостепей. И в нашем случае, Хакасско-Минусинская котловина стала для них благоприятным местом для поселения на целые столетия. Многие причины обусловили взрывоподобный выход индоиранцев на историческую арену. Известия о дальних богатых землях, предания об ушедших на северо-восток предках – это, пожалуй, во-первых. Заметно повлиял на андроновскую культуру обмен идеями и вещами с тогдашними центрами цивилизации, заставил их обратить внимание на производящие отрасли, то есть скотоводство, земледелие и новые методы металлообработки. Более оседлый образ жизни повлиял на строительство жилья. В Европейской части подобную культуру археологи назвали срубной. Молодой этнос сделал по крайней мере два крупнейших открытия или изобретения. В Северной Евразии именно андроновцы начали выплавку руды, получая, например, медь в горных выработках и доводя ее до кондиций в земляных и каменных печах. Они же открыли секрет бронзы, дав начало одноименному веку. Андроновцы окончательно приручили лошадь, научившись запрягать ее в легкие боевые колесницы на двух колесах. Надо сказать, что знаменитые ассирийские, египетские и хеттские боевые упряжки гораздо моложе. А в сознание народа вошло понятие зависимости самой жизни от взаимодействия земных стихий и дальнейшее развитие культов Солнца и Огня, Воды и Земли. Конь и колесница становятся символами Солнца, а обычными украшениями становятся солярный знак, перекрещенный круг, шестилучевая розетка и свастика. Рождается общий индоевропейский миф о Солнечной упряжке.
В силу объективных причин андроновская культура еще требует тщательных археологических поисков и изучения. Например, открытые еще в двадцатых годах прошлого века поселения у Батеней, Копён и Усть – Ербы оказались на дне Красноярского водохранилища. Совсем немногое осталось от памятников около сел Сон и Знаменка. Перспективным представляется поиск объектов андроновской культуры в бассейне Черного Июса, на прибрежных террасах Белого Июса вблизи Трошкина, Ефремкина и станции Июс. Тщательного изучения заслуживают объекты у бывшего улуса Орак, Божьего озера. Сведения могут пополнить древние рудники и шлаковые отвалы Печищенского месторождения, а также на реке Карыш и у озера Иткуль ("чудские копи" близ улуса Корчик, знаменитая "Палласова яма" и прочие).
Открытие нового археологического объекта состоялось в 2011 году. В правом борту трассы за поворотом на озеро Тус в части песчаного карьера археологи под руководством кандидата исторических наук Александра Поселянина из Хакасского госуниверситета обнаружили могильник из 15 курганов андроновской и карасукской культур ХIV – ХIII – VIII веков до новой эры. Внутри оград из установленных на ребро и вкопанных в землю плит девонского песчаника прослеживались плиты и камни надмогильных сооружений. А под ними в осыпи карьера как раз и находились каменные ящики – цисты. В отличие от других цисты складывались из плашмя уложенных камней и накрывались крышками из больших плит. У других народов такого не было. Редкое и уникальное открытие. Могильник Соленоозерный-V внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. В учетной карте от 25 сентября 2011 года есть подпись и Археолога.
Следующая точка маршрута у стрелки, то есть у места слияния двух рек – Белого и Черного Июсов. Это за огородами деревни Малый Сютик в Орджоникидзевском районе. Отсюда начинает путь к Северному Ледовитому океану река Чулым.
21 июля 1722 года Д.Г. Мессершмидт записывает в дневнике: "…в 7 часов утра в очень хорошую погоду я отправился в путь, через чистую степь до слияния рек Черного и Белого Июсов, которого я достиг в 8 ½ часов… От этого слияния начинается река Чулым, сначала она течет почти на север, но очень скоро поворачивает все больше на восток, с востока на юг, и возле Трифонова или Нового села, расположенного на Енисее, … так что Чулым находится в 4-5 старых верстах от реки Енисей. Здесь они совсем легко могут быть соединены. Выгодно или нет, это соединение Енисея и Оби при помощи Чулыма, возможно будет обсуждаться в другое время".
Вот о чем думал Даниил Готлиб у стрелки.
Мы обсуждать такой проект не стали, сделали сек-сек (обряд почитания священного места), сфотографировались, отследили географические координаты и отправились дальше. Мимо Копьева, Учума, через Ужур и Парную уже к Божьему озеру.
Недалеко от Парной, в лесопосадках у ЛЭП, Археолог показывает древнюю каменную стелу. Несколько лет назад он с известным в Красноярье и Хакасии исследователем древностей Сергеем Краснолуцким изучал эту территорию. Вот целенаправленно и нашли памятник истории, а без знатока этот менгир вряд ли увидишь. Хотя ленточки – чалома, повязанные вокруг камня, говорят об его известности и чувствах почтения к седой старине у народа. А с Краснолуцким связана еще одна история поисков стелы времен Окуневской эпохи (начало третьего тысячелетия до новой эры) в этом же районе у села Большое Озеро. Судя по количеству чалома, повязанных на ограждении, людей здесь бывает гораздо больше. Правда, ничего удивительного в этом нет, рядом дорога, ведущая к озерам и туристическим базам отдыха.
А мы отправляемся в поход к Малому и Круглому озерам, которые соединены водопадом высотой метров в тридцать. Натоптанная тропинка ведет по гребню невысокой горы. Географ определяет координаты и высоту в 485 метров над уровнем моря. Он то и дело уходит вверх – вниз, по сторонам, возвращается – и все по-новой. Интерес у специалиста к этому месту особый. Потому что гребень представляет собой дайку. После целой лекции выясняется, что дайка – это такое пластинообразное геологическое тело большой протяженности, образованное в глубине миллионов лет магматическими расплавами. Ну, и так далее. Как говорят мужики в этих случаях, без бутылки не разберешься. Или без специального образования. Дилетанты вроде Журналиста видят длинную каменную гряду, очень интересную для фотосъемки, если включить фантазию.
Впечатляют и озера, не говоря о водопаде. От одной красоты задохнешься. И сразу понимаешь, что человек просто не мог не поселиться в этих благодатных местах. И за свидетельствами далеко ходить не надо, они встречаются на каждом шагу. Самое современное – это аншлаг "Озеро Круглое" с объявлением, что есть платная зона отдыха со стоимостью услуг 30 рублей с человека, а также с мангалами, дровами и напитками. А очень древнее свидетельство – это окуневская стела с названием Тигер-тас Обаа на берегу Малого озера, которая по преданиям дарует бездетным супругам детей, стоит только женщине совершить у менгира священный обряд. Еще одна легенда связана с Круглым озером, хакасы называли его Келин-голь, то есть Невесткино озеро. Сюжет довольно распространен. Владыка решает подобрать сыну невесту, а у той есть суженый. Любимого парня тайно убивают слуги хана и бросают тело волкам, а девушку насильно везут к жениху. Свадебный поезд останавливается у озера. После пира молодые идут к шаманке погадать на будущее. Та поглядела на пару и сказала, что лежит между ними кровавый след. Невестка поняла, что случилось с любимым, и бросилась в озеро. Только вода всколыхнулась. Отсюда и название. Такая вот печальная сказка на ночь. Но о ней мы еще не знали, а про вечер первого дня уже рассказано.
Фото автора, (Продолжение в следующих номерах)