На вопрос: "Куда ездили за грибами?", многие из моих знакомых отвечают: "За Митино". И это, пожалуй, самое основное, чем на нынешний, 2020 год, известна деревня — грибы да ягоды.
Мы приехали в Митино в один из прохладных летних июльских дней, которые "стояли" на прошлой неделе. Накануне здесь, как ,впрочем, и по всей дороге, по которой пролегал наш путь, прошёл дождь. Дорога от Вачи пролегала по Казакову мимо храма, затем снова направо, по улице Октябрьской. В конце Казакова закончился асфальт, и началась защебененная дорога. Пока ехали по ней (примерно пять километров), мы не встретили ни одного путника или машины. Даже не верилось, что когда-то по этой, некогда заасфальтированной дороге, проезжали машины, которые увозили из митинского производственного цеха ножи, даже мачете — длинный, тонкий с широким лезвием нож, который изготавливался для экспорта на Кубу. Тогда в Митине всё было по-другому...
Немного истории
Читая "Муромское заочье" Е.С. Макарова, главу XIV "Описание приходов и церквей", выясняем, что в последней четверти семнадцатого столетия (1675 —1700 годы) приселок Митино был государевым пашенным селом. Там располагалась деревянная Спасская церковь. По данным 1645 года, на церковной земле был двор попа Лаврентия Максимова. "В присёлке Митине 17 дворов, в них жило людей 18, братьев двое, детей 22, племянников двое, внучат 14, пасынков двое, зятей один, а всего 51 человек. Захребетников один и один двор крестьянский пустой".
Кроме присёлка Митина, в состав прихода, по показаниям окладных книг 1676 года, входили: деревня Пылаевка (один двор крестьянский, один бобыльский), деревня Брагин Починок (восемь дворов крестьянских), деревня Каменка (девять дворов крестьянских, один бобыльский), деревня Олферова (пять дворов крестьянских, три бобыльских), деревня Гаврилов Починок (она же Ганино, 15 дворов крестьянских, два бобыльских).
Деревянная церковь в Митине существовала до 1837 года. В это же время в селе началось строительство каменного храма. Трапеза была построена и освящена в 1837 году, построение главного храма затянулось до 1861 года, а освящен он был в 1862 году. Престолов в новом храме было два: главный в честь Спаса Нерукотворного образа, а в трапезе теплой во имя святой мученицы Параскевы. В приход, кроме села Митина, входили деревени: Каменка, Сухарево, Терпишка, Ганино, Красново.
В 1891 году в Митине уже действовала церковно-приходская школа, в 1896 году в ней училось 25 учеников. В конце XIX — начале XX веков село входило в состав Казаковской волости Муромского уезда Владимирской губернии. В 1859 году в селе числилось 40 дворов, в 1905 году — 59.
С 1929 года село являлось центром Митинского сельсовета Вачского района Горьковского края, позднее вошло в составе Казаковского сельсовета. Тогда же в Митине образовался колхоз, действовала Митинско-Красненская артель. В советское время в селе появилась восьмилетняя школа, был построен сельский клуб (позже сгорел), почтовое отделение, магазин, медпункт, сберкасса. Храм был разрушен и, как было часто в то время, на его месте возвели новый клуб.
Позже артель была присоединена к беляйковскому заводу "Звезда". На 70-80-е годы прошлого столетия пришёлся "расцвет" производства в Митине. Из "Звезды" сюда привозились заготовки ножей, в том числе огромных мачете. И уже отсюда, из Митина, уезжали готовые изделия, отправляющиеся в самые разные точки СССР и даже на экспорт. В 90-х годах, после того как беляйковская "Звезда" прекратила своё существование, производственный цех в Митине стал цехом №20 завода "Труд". Здесь стали выпускаться ножевые столовые приборы "Поварская тройка". Впрочем, это производство здесь просуществовало недолго. Вскоре прекратила своё существование Митинская восьмилетка, славившаяся многие годы своими педагогами. В этой школе в разные годы преподавали Раиса Васильевна Горская, Прасковья Ивановна Шоронова, Пелагея Степановна и Николай Васильевич Никифоровы, Александра Васильевна Доронина и другие педагоги, которые давали своим ученикам глубокие и прочные знания. Затем закрыли цех, дольше всех "продержалась" ферма — она прекратила своё существование семь лет назад.
Здесь воздух чист и нету
интернета...
По данным Казаковской сельской администрации, число жителей деревни уменьшается. К примеру, за последние 50 лет эти цифры выглядят следующим образом: в 1970 году здесь было зарегистрировано 357 человек, в 2009 — 35 человек, в настоящее время — 22 человека. Жители говорят, что зимой здесь остается семь домов, в которых проживают 13 человек. И сразу отмечают, что зимой к ним проехать лучше, чем в распутицу: дороги сельская администрация чистит регулярно и качественно. Также отмечают они и то, что в деревне есть фонари. Но, воспользовавшись тем, что к ним приехала районная пресса, просят установить им еще пару фонарей по улице Новая линия. С местными жителями, большинство из которых дачники (проживают, как они сами говорят, "от снега до снега"), мы встретились в центре села, у памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Здесь же расположен магазин, куда два раза в неделю приезжает продавец Вачского райпо Вера Ивановна Мулихова. Она уже на протяжении 15 лет обслуживает жителей Митина и Краснова продуктами питания, а потому знает все их радости и горести. Вера Ивановна привозит свежий хлеб, а также продукты по заказу населения. Чуть в низинке, за памятником, стоит здание сельского клуба, перестроенное из той самой каменной церкви, разрушенной при советской власти. Жительница села самого почтенного возраста Лидия Ивановна Гроздова хорошо помнит это печальное событие, как ломали церковь, как увозили батюшку в чёрной повозке, после чего его больше никто никогда не видел... Сейчас в этом здании располагается фельдшерский пункт, куда постоянно, причём уже в течение 38 лет, приезжает фельдшер Юлия Александровна Павлова. О своём фельдшере жители Митина отзываются с добротой. Юлия Александровна знает всё о здоровье своих подопечных, ведь в свой приезд она обязательно посетит каждый дом, поинтересуется здоровьем, пропишет необходимые лекарства, привезёт то, что необходимо. Жители с удовольствием беседуют со мной о своём житье-бытье, рассказывая о хорошем и плохом, о прошлом и настоящем. К слову сказать, практически все проживающие "от снега до снега" всё равно считают себя местными. Ведь подавляющее большинство из них — дети, вернувшиеся в родительские дома. Кто-то вышел на пенсию, и как минимум полгода живёт на своей малой родине, а кто работает, тот каждые выходные спешит сюда.
– Самая большая проблема у нас – это дорога, – в один голос заявляют мне жители Митина. – Нашу главную дорогу защебенили, но её постоянно разбивают лесовозы. А по самой деревне щебёнка только местами. Особенно проблемный участок — на самом въезде в деревню. Даже скорая, приехавшая недавно в сырую погоду, отказалась въезжать в деревню.
Также проблемой в деревне является плохие сигналы цифрового телевидения и сотовой связи и, соответственно, интернета. Причём эти неполадки начались сравнительно недавно — в последний год. Впрочем, к отсутствию интернета здесь основная масса населения относится более-менее спокойно. Но вот то, что даже новости нормально посмотреть невозможно, а также проблема найти место, чтобы дозвониться до той же скорой помощи — это уже беспокоит действительно всех. Правда, на такой случай в деревне есть таксофон, который находится в рабочем состоянии, но подойти к нему можно только пробравшись через высокую траву. Жалуются они и на службу, обеспечивающую их газовыми баллонами: мало того, что только с начала этого года баллон с газом подорожал уже два раза, так еще и хватает его только на три недели, при условии экономного использования одним человеком.
Конечно, всё это, и, главное, отсутствие работы, не может не сказаться на убыли населения. Самая "молодая" семья, Сергей Дмитриевич и Валентина Ивановна Черноносовы дольше всех из работающего населения задержались с деревне. У них четверо детей, которые закончили обучение и, естественно, остались в городах. Этой весной и Валентина Ивановна уехала работать в Нижний Новгород. Буквально недавно продали корову, а потому и хозяин Сергей Дмитриевич тоже устраивается в городе: до пенсии нужно где-то работать и на что-то жить...
Местных детишек здесь уже нет, не за кем посылать школьный автобус. Однако в летнюю пору деревню всё же наполняют детские голоса, и она оживает. У Елены Михайловны и Виктора Ивановича Ивановых, к примеру, проживающих напротив магазина, пятеро внуков. Мы застали в деревне двоих — Дарью и Кристину. И если одиннадцатилетняя Даша гостит здесь периодами, то восьмилетняя Кристина живёт всё лето. По словам девочек, им здесь очень нравится: лучше, чем в городе, можно гулять сколько хочешь, дышать свежим воздухом. Кристина деловито рассуждает: "Я здесь помогаю бабушке, гуляю, читаю книги, смотрю телевизор, когда показывает. Был бы здесь интернет, и мальчишки были бы здесь чаще (так они называет своих братьев). Ведь когда все приезжают, здесь нам очень весело. Но им нужен интернет". Также Даша от лица других детишек просит построить хоть небольшую детскую площадку.
Старожилы о жизни и деревне
Однако сами жители отмечают, что не так всё плохо в их деревне, и многие уезжать отсюда не только не собираются, а наоборот — возвращаются на постоянное место жительства. Вера Павловна Шаблыкина, которой в этом году исполнилось 78 лет, всю свою жизнь прожила в Митине. Здесь она родилась, училась в Митинской восьмилетней школе, помнит деревню совсем другой — живой, энергичной, со множеством детских голосов, всеми атрибутами жизни, такими, как клуб, почта, а также большой конюшней, телятником, свинарником, работающим цехом... Сорок лет своей жизни она посвятила именно производству. Работала упаковщицей, присаживала ручки к ножам. Здесь же вышла замуж, родилась дочь. Одним словом, жизнь кипела. "Село у нас большое, красивое. Ведь когда-то это был центр Митинского сельского совета. Все бы остались в деревне, если была бы работа. А так, как приехали к нам из Астрахани обучаться делать большие ножи, мы их научили, так и стало у нас всё закрываться", – сетует она. У Веры Павловны ухоженный дом, есть несколько ульев с пчёлами. Огород помогает обустраивать дочь Татьяна и зять Андрей, которые все выходные проводят в деревне.
Старейшей жительнице деревни Лидии Ивановне Гроздовой идёт девяносто четвёртый год. Она не только находится в здравом уме, отлично помнит всю свою жизнь, но и каждое утро начинает с чтения. Читает утреннюю молитву и три Акафиста, молится за здравие всех живущих родных и упокой усопших близких. Она — это целая эпоха села, а затем деревни Митино. Побывать в деревне и не зайти к ней было бы преступлением. И вот мы у неё в гостях. Лидия Ивановна встретила меня присказками и прибаутками: "Опоздала на базар", "Я знала, да забыла", и, получив, наконец от неё "Проходи — подешевело", мы начали беседу.
"Было село и гуляли весело...", "Ты заигрывай товарищ, иди по-порядочку...", "С начала и до кончала ходили с гармошкой, народу полно, все ганински и каменски ходили сюда в Митино гулять", – так с прибаутками и частушками начала мне рассказ о своей нелегкой жизни Лидия Ивановна. Помнит она, как разрушали церковь, как строилась школа. Митино было крупным центром для всех окрестных деревень.
Родилась она в деревне Коллектив Новая жизнь, которая располагалась здесь, неподалёку от Митина, между Красновом и Чеванином. В деревне было 12 домов. Её отец, Кириллов Иван Миронович, был священником, служил в Митинской церкви. Лидия Ивановна была одной из семерых детей в семье священнослужителя. Два брата — Константин и Василий — погибли во время войны.
Всю свою жизнь, с ранних лет, она жила честно и благородно. Награждена медалью "Ветеран труда", является труженицей тыла. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 14 лет. Лидия Ивановна в это время работала на торфболоте, было очень голодно, а работа была тяжёлая. "Хлеба не было досыта. В столовую сходим — только отметимся. Молодость была, поэтому и выжили...", – вспоминает она.
До войны она ходила в Митино учиться. Учились тогда в доме учительницы Раисы Васильевны Горской, которая свой дом отдала под школу. Кстати, Раиса Васильевна Горская – это женщина – легенда, истинная патриотка своего родного края, внесшая огромный вклад в развитие образования Вачского района. О ней неоднократно писала районная газета.
Лидия Ивановна смогла отучиться неполных четыре класса: 12 февраля её отправили к родственникам в Берёзовку нянчиться. Когда ей было 13 лет, пошла работать в колхоз. После войны, в 19 лет, её просватали за Бориса Николаевича Гроздова. К слову сказать, именно этот бравый парень ей приснился во время святочных гаданий. Вместе они работали на лесозаготовках, затем Борис пришёл работать сюда кузнецом к частнику. А затем уже в артель. Борис Николаевич Гроздов был первым кузнецом на производстве, его фотография не покидала Доску почёта в артели. О нём в газете "Ленинский путь" Р.В.Горская писала: "Самый лучший в деревне Гроздов Борис Николаевич".
Лидия Ивановна много лет проработала на ферме. Супруги стали строить дом в Митине, родилось четверо детей. Первый мальчик умер от коклюша в три месяца. Еще двоих детей Лидия Ивановна тоже потеряла очень рано: дочери было 32 года, а сыну 47 лет.... У дочери Надежды остались две маленькие дочки, которых пришлось растить и ставить на ноги. Еще один сын, Василий, сейчас живёт в Арзамасе. Так и прошли эти годы жизни – в труде, горестях, радостях. "Жизнь сложная, часто было тяжело и горько, но прожита честно и благородно", – подводит итог Лидия Ивановна.
Есть и совершенно "новые" жители, не имеющие корней с нашим районом. Таисия Георгиевна Морозова долгие годы жила в Чечне. Её сын, проживающий в Нижнем Новгороде, купил в Митине дачу. Приехавшая на некоторое время к нему в гости Таисия Георгиевна почувствовала, по её словам, прилив сил, "все болячки отступили". Поняв, что это место даёт ей здоровье, она в 2016 году купила здесь дом и с тех пор живёт здесь постоянно, занимается обустройством дома. Единственное, к чему не может привыкнуть, так это к длинной зиме.
Дачницы Валентина Александровна Дудкина и Фаина Васильевна Волкова также уже "вросли" в деревню, к тому же для Фаины Васильевны здесь родина. Сначала она вернулась в родительский дом вместе со своим супругом, а потом еще трое его братьев тоже купили здесь дома. Так постепенно, с начала двухтысячных улица Новая линия стала в разговоре называться улицей Волковых. Валентина Александровна проживает здесь "от снега до снега", как и все, сажает огород, цветы, вместе с зятем занимаются пчеловодством — есть у них несколько ульев, чтобы обеспечивать себя вкусным натуральным продуктом.
Фаина Васильевна пока работает, но каждый выходной спешит из города в Митино. Здесь они вместе с супругом создали уютный оазис, попав в который, я ощутила себя Гердой из "Снежной королевы" в саду Волшебницы, где останавливается время. Здесь обустроены мельница, плетень, горки, прудик, мостик, беседки. Всё это во множестве многолетних и однолетних цветов. Просто глаз не оторвать от этой красоты, созданной трудами рук и души!
Есть возле Митина родник с вкусной, прозрачной водой, которая, по утверждению местных жителей, является целебной. А Лидия Ивановна из уст очевидицы еще в отрочестве слышала историю о том, как женщина видела в роднике купающегося младенца Христа.
Да, много воды утекло из кристального родника, многое он видел и пережил за свою, уже точно можно утверждать, более чем столетнюю историю. Когда-то его окружало множество деревень, жизнь била ключом, рождались дети, творилась история...
Печально, что зарастает родной край, покрывается ухабами некогда оживлённая дорога, исчезают с лица земли деревни, вместо того, чтобы расти и процветать... Но хорошо, что есть люди, которые любят деревню не на расстоянии из дальних городов, куда уехали за лучшей жизнью, а те, кто остался здесь или вернулся, кто любит Митино за его леса, красивые пруды, чистый воздух, грибные и ягодные места и кто старается чем может облагораживать родную деревню. И как радуют взоры вновь распаханные земли сельскохозяйственного назначения, которые снова вводятся в оборот. И надеемся, что Митино будет жить!
Фотоматериал автора
Комментарий главы Казаковского сельского совета П.М. Иванова:
"Мы знаем о состоянии дороги в Митине. Часть проблемных участков была защебенена в прошлом году. В этом году мы планируем провести работы по выравниванию ранее защебененных участков, а также провести щебенение въезда в деревню. Постоянно следим за подъездом к пруду, дабы в любое время года обеспечить беспрепятственный забор воды в случае пожара. Фонари в деревне установлены и функционируют до крайнего дома, в котором люди проживают круглый год. Работа по замене ламп ДРЛ на светодиодные на территории поселения будет проводиться поздней осенью. В деревне установим еще фонарь, если в этом будет необходимость".