Если окунуться в историю так лет на пятьсот-шестьсот назад, когда территория Вачского района была покрыта сплошными лесами и только кое-где расположились небольшие селения, когда голубой лентой среди этих темных непроходимых лесов протекала величавая река Ока и несла свои воды к Волге, пойменные луга и леса были наполнены в изобилии зверьем и дичью, пчелами, а река Ока – рыбой. Возможно, именно тогда и появились здесь первые люди, а, возможно, в годы правления Петра I переселили сюда несколько семей старообрядцев – поморцев из Архангельска, с них и началось наше село Польцо.
Повернуть время невозможно, и мы думаем, что у нас все еще впереди. Проходят годы, история села пишется уже другим поколением. Изыскания о развитии Польца собирались несколько лет из разных источников, а теперь они предлагаются читателям нашей любимой районной газеты.
Из прошлых лет
Когда появились первые переселенцы села, об этом рассказать нам из жителей уже никто не может. Иногда сельчане-старожилы вспоминают что-то из истории и передают из уст в уста, но не всегда их слова подтверждаются архивными данными. Единственное, что сохранилось из воспоминаний в семье детей рода Сениных, эта запись в ученической тетради матери учителя начальной Польцовской школы Анны Яковлевны Сениной: "История села Польцо записана Сениной Анной Яковлевной со слов старейшей жительницы Исаевой Прасковьи Никитичны, прожившей 103 года. Писала до 1996 года.
На месте нашего села был в стародавние времена лес, да и вся округа была занята лесом. Среди леса была поляна. Вот на эту поляну и сослали неблагонадежных жителей. Они обосновали поселение среди леса на поляне и дали деревне название Польцо - в переводе как небольшое поле, отвоеванное у леса.
Доказательством тому, что здесь некогда был лес, служат следующие обстоятельства. Однажды трактористы совхоза пахали поле между Польцом и Горами. Из земли выкорчевывали пни огромной величины. Да и в долу росли огромные деревья, а сейчас выросли уже новые, молодые. Вдоль речки Большой Кутры, по берегу, можно встретить такие же огромные пни и корни деревьев.
Проходили годы. Сначала построилась улица Курмыш, затем Улица, по протяженности более километра каждая. Была улица Подгорная, которая располагалась ниже церкви. Сейчас её уже нет. В 1920 году начала строиться Новая Линия, в 1929 году улица Пятилетка, названная в честь 1-й пятилетки (1929-1932гг.)".
Впервые деревня Польцо упоминается в 1676 году в окладных книгах Рязанской епархии, еще тогда входившая в состав Зяблицкого прихода, где в ней стояло 34 крестьянских двора и один бобыльский (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии сост. В. Добронравов, 1897г.), а в "Ведомостях Муромского округа" за 1797 год упоминается, что в Польце на тот год было уже три кузницы, но жители от хлебопашества не отходили. Влияние крепостной системы в России отражалось на сельском хозяйстве. Огромные пространства возделанных земель принадлежали помещикам и казне. Они закреплялись за царями и их правительствами, за государственными и губернскими чиновниками различных рангов, военными лицами всяких чинов, дворянами и священнослужителями. Число их в течение разных столетий менялось в зависимости от различных обстоятельств.
С 1771 по 1795 год деревней Польцо владели статский советник, вице-президент коллегии государственной коммерции Николай Иванович Неплюев с женой Аграфеной Александровной (это была их вотчинная деревня). После смерти Аграфены Александровны деревня Польцо в 1795 году перешла по наследству ее сыну, премьер - майору Дмитрию Николаевичу Неплюеву (Е. Макаров, Муромское Заочье. Стр.172-174).
История перехода села от одного хозяина к другому документально не всегда подтверждена, известно только то, что к концу XVIII столетия огромные земли (в том числе и деревня Польцо) перешли в руки крупного феодала Александра Львовича Нарышкина, ими он владел до 1815 года. Дальше деревню Польцо выкупила графиня Екатерина Васильевна Литта. И этому есть подтверждение.
При уточнении нового расписания Губернским Правлением 04 декабря 1828 года были определены новые почтовые станции для этапов и разъездов членов земского суда. Также число лошадей на них и селения, приписанные к станциям (между Муромом и Нижним Новгородом) для отправления подводной повинности. Здесь же было указано количество душ, расстояния от станции, и кому принадлежат крестьяне и селения. В соответствии с этим документом, графине Е.В. Литта вменили в обязанность выделение из деревни Польцо крестьян мужского пола к подводной повинности, где максимальное расстояние между почтовыми станциями составляло - 30 верст, а минимальное – 5 верст (Е. Макаров, Муромское Заочье. Стр. 157).
После смерти графини в 1829 году деревня Польцо (206 душ мужского пола) перешла по наследству дочери от первого брака, вдове, княгине Екатерине Павловне Багратион (урожденной графине Скавронской), жене известного полководца П.И. Багратиона, проживавшей в Париже. Денег на проживание ей не хватало, и она полученное в наследство имение закладывала в 1830 и 1838 годах. За несвоевременный возврат долгов за имение (в том числе и Польцо), оно перешло Владимирской Палате Госимуществ (Е. Макаров, Муромское Заочье. Стр.178).
В связи с реформой отмены крепостного права в 1861 году, крестьяне стали собственниками на выкупе и могли выкупить свои земельные наделы, но у большинства такой возможности не было. Взяв землю в собственность, они платили выкуп за землю казенной палате вплоть до революционных событий 1905-1907гг. (районный музей, записи В.А. Воробьева).
В книге Николая Гавриловича Добрынкина "Сто лет назад и теперь" за 1897 год деревня Польцо описывается так: "Деревня Польцо, ныне село, при генеральном межевании существовало 50 дворов, 147 мужчин, 148 женщин, всего 295 душ (на 1797 год). В примечании сказано, что она у "оврага безымянного, на правой же" поместье Аграфены Александровны Неплюевой". По последним сведениям, в Польце 158 дворов, 341 мужчин,346 женщин, всего 687 душ. Последняя вотчиница и владелица села княгиня Багратион.
В недавнее время построена каменная церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы; открыто земское училище для мальчиков, которых было в 1896 году 80 человек.
В Польце 101 кузница; здесь считаются лучшими ковали (кузнецы), преимущественно вилок и столовых ножей, хотя выковывают и лезвия ножей. При деревне ветряная мукомольная мельница. Многие из крестьян занимаются конно-извозной торговлей, но за всем тем не оставляют и хлебопашества.
В конце XIX - начале XX веков"казенная деревня Польцо при пруде" входила в состав Арефинской волости Муромского уезда Владимирской губернии. В 1859 году в деревне числилось 85 дворов с числом жителей 353 человека мужского пола и 374 женского пола.
По данным "Материалов оценки земель Владимирской губернии" на 1889 год деревня Польцо Муромского уезда казенная: расстояние от уездного города – 60 верст, дворов – 204, населения мужского пола – 569, женского – 572, всего 1141. На 1905 год в селе -161 двор, и проживало 1130 человек, а в 1926 году – 268 дворов и 1365 человек.
Административно-территориальное деление
Советское государство получило в наследство от царской России административно-территориальное деление, которое существовало 150 лет.
В 1918 - 1920 годах административно- территориальные преобразования были стихийными, по воле населения, исходившего из своих местных интересов, что привело к значительному и не всегда оправданному росту административных единиц (сельсоветов). С окончанием гражданской войны и переходом к мирной жизни этот процесс начал упорядочиваться. Повсеместно ввелось краевое, областное и районное деление. 10 июня 1929 года, при переименовании Владимирской губернии во Владимирскую область, часть селений (в том числе и Польцо) перешли в Муромский округ Нижегородского края. Позднее, 30 июня, из Муромского округа выделился Вачский район. Уезды и волости прекратили свое существование с августа 1929 года.
С 1929 года село Польцо являлось центром Польцовского сельсовета Вачского района Нижегородского края (с 1932 года Горьковского края). С 1936 года село Польцо вошло в состав Горьковской области.
В июне 1954 года упразднили Польцовский сельсовет, часть селений передали в Арефинский сельсовет, а часть, в том числе и Польцо, передали в состав Талынского сельсовета. С 4 апреля 1960 года вновь при реорганизации сельсоветов село Польцо вошло в состав Епифановского сельсовета. В дальнейшем, с какими обстоятельствами была связана ликвидация Вачского района в апреле 1963 года, до сих пор остается неизвестным. Все селения передали в Богородский район, а Вачу – в Павлово на Оке. Видимо, опыт передачи был негативный, и поэтому с 01 января 1965 года Вачский район восстановили в прежнем составе под управлением Вачского исполкома районного Совета депутатов трудящихся.
В каких зданиях размещался сельсовет, неизвестно. Единственное, что удалось выяснить, что с военных лет и до 1953 года сельсовет размещался в первой избе дома Василия Алексеевича и Татьяны Павловны Кудряковых (четвертый дом от магазина по левую сторону улицы Курмыш).
Если сравнивать цифры численности проживающего населения в селе, то можно обнаружить огромную разницу между 1926 годом и с послеперестроечным 1999 годом. В 1999 году здесь проживало только 387 человек. Разница составляет 988 человек. Укрупнение и слияние колхозов и совхозов, начиная с 1959 года, не прошли даром для сельского населения, хотя в семидесятые годы прошлого века в селе было построено 96 новых домов, а дальше строились меньше, технический прогресс, быстро вошедший в сельское хозяйство, дал свой результат. Молодежь потянулась в город, а в селе стали оставаться только единицы. Видимо, по этой причине с 2009 года село Польцо вошло в состав Арефинского сельсовета.
С сентября 1993 года в Польце проживало 200 семей, из них 22 семьи с детьми до 18 лет. Пустующие дома приобретали дачники, которые, как и коренные жители села, стали заниматься огородничеством и садоводством.
На 1 января 2010 года в Польце было 138 хозяйств, где проживали 304 жителя, в том числе 127 человек мужского пола и 177 женского пола, а на 01.01.2012 - уже 288 жителей (данным районного ЦСУ).
По данным Арефинской сельской администрации, по прописке на 1 января 2021 года в селе Польцо 228 хозяйств и проживает 215 человек, в том числе - мужчин 90 человек, женщин- 125 человек. Эти цифры взяты без учета проживающего населения в дачных домохозяйствах.
Старообрядцы
"Наша Родина – село Польцо. Раньше в селе было около 300 хозяйств, мужчины были кузнецы. А женщины-домохозяйки. В селе были церковь и деревянная часовенка. В церкви молились православные, а в часовенке - староверы.
Мои предки – староверы. Мой прадед Семен Путихин был духовным отцом общины у староверов. После Семена им стал мой дед – Иван Семенович Путихин (я его помню). После Ивана Семеновича вести службу по праздникам стал мой отец – Яков Иванович Путихин. Часовенка была деревянная, когда она сгорела (стояла она около дома Лычагиных, напротив Исаева Николая в Курмыше), молиться стали на дому сначала у Т.И. Гущиной, потом у Евдокии Михайловны Тальниковой, а затем у Якова Ивановича Путихина", - так написала в своих воспоминаниях Анна Яковлевна Сенина в 1996 году. В селе старообрядцев было достаточно много, да и вера у них сильная. Сколько старообрядцев было в селе в самом начале жизни селения, нам неизвестно. Единственным подтверждением служит архивная справка Государственного архива Владимирской области от 15.08.2008, № Т-139. Здесь указывается, что прихожан в Польцовской церкви на 1902 год - 157 дворов, в том числе 555 мужчин и 562 женщины. Раскольников-поморцев - 14 дворов, в них 31 человек мужского пола и 29 женского пола, за исключением раскольников - 180 дворов, в них 660 мужчин и 672 женщины. На 1911 год – 166 дворов, в них 582 мужчин и 569 женщин, кроме того, в пределах прихода имеют жительство беспоповцы, поморского толка - 11 дворов, в них 31 мужчина и 32 женщины. Сколько было других раскольников - не указано.
В Польце до сих пор существует свое старообрядческое кладбище, расположенное за селом в сторону Сенюкова, где похоронено несколько семей рода Гущиных (Петраковых) и других старообрядцев Польца и Сенюкова. Последним, кого там похоронили, был в 1996 году Яков Иванович Путихин.
Жизнь
в православии
С 1778 года, с момента образования Муромского уезда во Владимирском наместничестве (с 1796 года – Владимирская губерния), в церковно-административном отношении приходы были разделены на три благочиннических округа, где в состав третьего входил Арефинский приход с приписанными к нему деревнями, в том числе и деревня Польцо.
В соответствии с архивной справкой государственного учреждения Владимирской области "Государственный архив Владимирской области" от 15.08.2008 № Т-139, записано: "В документах Владимирской духовной консистории имеется "Опись церковного имущества Владимирской епархии Муромского уезда Троицкой села Польца церкви". В главной описи сообщается: "Храм села Польца построен из камня в виде корабля с тремя полукруглыми уступами по передней стороне, причем средний – более других, в каждом таком уступе расположены алтари, числом три. Служба совершается в двух приделах, в главном притворе в честь Пресвятой Живоначальной Троицы и в боковом в честь Святого Николая Чудотворца. Разрешение строить храм получено от Высокопреосвященства Феогноста, архиепископа Владимирского и Суздальского 20 февраля 1891 года". И здесь же сообщается, что "… колокольня расстоянием от церкви 6 аршин длиною и 12 аршин шириною заложена 9 июня 1896 года".
Деревня Польцо изначально была приписана к Троицкой церкви Зяблицкого Погоста. В 1870 году, жители деревни обратились с просьбой во Владимирскую епархию о строительстве церкви. Разрешение получили и приступили к строительству. Строили вручную своими силами. Кирпич изготавливали и обжигали в ямах, что находились под сельским кладбищем, возили его на тачках и подводах. Эти ямы сохранились еще до сих пор, как напоминание о былом строительстве церкви.
При участии купца села Жайское Муромского уезда Иродиона Гаврииловича Быкова и общества села Польцо в 1894 году была построена каменная церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с тремя престолами на самом возвышенном месте. Купцом была приобретена необходимая утварь, куплен иконостас. Вот как это описал составитель, протоиерей В. Добронравов (выпуск 4, 1897 год) в своей книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии": "Кроме этого, к Троицкой церкви приписана вновь построенная каменная церковь в деревне Польцо. В этом храме три престола: а) главный — в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, б) южный — в честь Святителя и Чудотворца Николая, в) северный — в честь Святого Пророка Осии. Церковь устроена, украшена и снабжена ризницей и утварью на средства купца села Жайское Муромского уезда Иродиона Гаврииловича Быкова, общества деревни Польцо и разных частных благотворителей. Богослужение совершается в ней притчем Троицкой церкви Зяблицкого Погоста". Притча: священник и псаломщик. Земли у церкви 33 десятины. В здании местной церковно-приходской школы имеется церковная сторожка. Приход: село Польцо — 126 крестьянских дворов, 4 двора военных, 7 дворов раскольников-поморцев; деревня Синюково — 33 двора. (Е.С. Макаров, Муромское заоочье 2, стр. 135-136).
Как только открылась церковь и началась служба, первыми венчались Федор Шляпин с Пелагеей Грушиной. Вторая пара, венчавшаяся в церкви, Марфа Глебовна Грушина с Александром Никифоровичем Каракиным (1878 года рождения).
Одними из первых дьяконом служил Михаил Помелов, (прадед В.А. Жарковой из Еремеева), некогда проживавший в селе во втором доме от дороги к церкви, напротив памятника участникам Великой Отечественной войны. В годы репрессий его вывезли из Польца в неизвестном направлении, и родственники до сих пор не знают о его судьбе. Также дьяконом церкви служил Елисей Железнов из Плоскова, некоторое время проживавший в Польце, а потом он обратно вернулся на постоянное место жительства в деревню Плосково Вачского района.
По сохранившимся церковным Метрическим книгам, священниками в данной церкви служили: Петр Адлеров, Иоанн и Михаил Иванович Целебровские, псаломщиками – Алексей Виноградов, Покровский; дьяконы: Лекторский, Василий Орлов. До революции священником служил Владимир Яковлевич Соколов, псаломщиком Леонид Петрович Орлов, исполняющим должность псаломщика Василий Успенский (Г. Арефьева, Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI вв., Стр. 29).
Леонид Петрович Орлов (1878 года рождения) после окончания курса в двухклассном Министерском училище работал на должности учителя в Тарановской школе грамоты Гороховецкого уезда с 01 декабря 1897 года, затем с 19 марта 1908 года он был определен исполняющим должность псаломщика в селе Голянищево Муромского уезда. Согласно прошению, его перевели в село Польцо Муромского уезда с 7 февраля 1911 года. Был женат. Жена – Елена Ивановна (1890 года рождения), дети – Ольга и Анатолий.
"С момента открытия храма служба совершалась в двух правых приделах, в главном приделе в честь Пресвятой Живоначальной Троицы и в боковом в честь Святого Николая Чудотворца. Освящение сих приделов было: первого - 25 ноября, второго - 26, третий еще не освящен" (из справки Владимирского архива). Для того чтобы деревню перевели в статус села, ей необходимо было просуществовать не менее пятидесяти лет, причем в деревне должна быть построена церковь, а главное, она должна быть освящена. Освящение храма состоялось в 1894 году. Возможно, именно с этого года деревня Польцо была признана селом.
В 1895 году в Польце при храме открылось земское начальное училище, где обучалось 92 мальчика. С момента открытия училища и церковной школы законоучителем был священник Владимир Яковлевич Соколов (1875 года рождения), окончивший в 1896 году Владимирскую духовную семинарию, который был женат на дочери священника Антонине Васильевне Соколовой (1881 года рождения). У них родились дети: Николай, Георгий, Александра, Елена, Людмила. Обучение детей также вела и матушка. Уроки начинались с пения молитвы Закона Божия. Батюшка и матушка жили в доме, где сейчас живут Горины. Первой учительницей была дочь московского цехового Екатерина Матвеевна Иванова. Второй учительницей — дочь чиновника почтово-телеграфной конторы Зинаида Ивановна Коряева.
В 1902 году в собственном каменном доме начала действовать трехклассная церковно-приходская школа, где обучалось 65 девочек. На ее содержание отпускалось церковью на отопление 25 рублей. Заведующим и законоучителем являлся священник В.Я. Соколов, а учительницей — его жена А.В. Соколова. (Е,С. Макаров, Муромское заоочье 2, стр. 154). Потом, при советской власти, земское начальное училище и церковно-приходскую школу преобразовали в общеобразовательную начальную школу. Сколько было прихожан в церкви на момент ее открытия, неизвестно, известно только то, что в 1902 году к церкви были приписаны прихожане-крестьяне деревни Сенюково, 37 дворов в них 136 человек мужского пола и 139 женского пола. А всего было в приходе 194 двора, 691 человек мужского пола и 701 женского пола, в том числе раскольников-поморцев 14 дворов и 31 человек мужского пола и 29 женского пола. В 1905 году священником был Владимир Иванович Соколов, а псаломщиком Николай Михайлович Остроумов.
В 1911 году к церкви также были приписаны прихожане - крестьяне деревни Сенюково, 47 дворов, и 152 человека мужского пола и 148 женского пола. А всего в приходе 226 дворов, 771 человек мужского пола и 754 женского пола, в том числе раскольников-поморцев 11 дворов и 31 человек мужского пола и 32 женского пола.
До 1924 года некоторое время в Польцовском приходе священником служил Алексей Васильевич Сергиевский. После его перевода в село Яковцево священником был назначен К.В. Лебедев.
Константин Васильевич Лебедев (18.07.1888-26.12.1937), уроженец села Яковцево Муромского уезда Владимирской губернии. Родился в семье дьякона-псаломщика Василия Васильевича Лебедева, окончил два класса семинарии. Лишался избирательных прав как служитель религиозного культа. 18 ноября 1937 года был арестован Вачским РО УГБ УНКВД Горьковской области. Содержался в КПЗ Вачского РОМ. Его обвинили в том, что состоял в контрреволюционной организации, вел контрреволюционную агитацию. А также в том, что осенью 1936 года, когда снимали колокола с церкви, организовал сопротивление. В тот день собралось более ста человек прихожан, которые не допустили снятия колоколов. Еще одной причиной ареста послужил тот факт, что К.В. Лебедев в ноябре 1937 года организовал сбор денег среди верующих на уплату налога. Его осудили постановлением заседания Тройки УЕКВД Горьковского края от 13 декабря 1937 года и приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор привели в исполнение в городе Горьком 26 декабря 1937 года.
Татьяна БАКИНА,
специалист районного историко-краеведческого музея
(Продолжение в следующих номерах "ВГ")