Версия для слабовидящих |
6+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Пудожского района Республики Карелия

186150, Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Комсомольская, д.5
телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

Твои люди, Шала

Этих людей объединяет многое: родились в один год - 1935, их детство прошло во время Великой Отечественной войны, закончили педагогическое училище, продолжили образование в Карельском пединституте и в одно время работали в Заводской средней школе.

Это люди одного поколения, дети войны.

ПАДОРИНА ТАИСИЯ ЕГОРОВНА многие годы работала завучем, учителем математики.

ШТУРМИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА вела русский зык, литературу, английский язык.

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ преподавал историю.

Александр Степанович Богданов: "Нас воспитала Советская власть!"

- Быстро летит неумолимое время. Коротка человеческая жизнь: каких-то 60-70 лет. Но каждый оставляет в ней свой след: один - яркий, другой - тусклый, третий - плохой.

Я принадлежу к поколению тридцатых годов двадцатого века. Наше детство опалила война. Как и все, я был в годы войны полуголодным, ел хлеб с большой примесью соломы, лебеды, клевера. Наша семья выжила на картофеле. Сахар мы с сестрой видели редко. Одежда была от взрослых, старая, с заплатками и большая. Радостью были ватные штаны и рубаха из сатина. Но дети тогда понимали, что народ воюет, и ничего не требовали. Писали в тетрадях, сделанных из обоев и старых газет. Ручкой служили палочки с привязанным пером. Учились при керосиновых лампах, дома часто при лучине.

В 1950 году окончил семилетнюю школу и поступил в Пудожское педучилище. Учились на стипендию, ее хватало на хлеб и необходимые продукты. Государство обеспечивало нас общежитием, брали за проживание всего 7 рублей.

В 1959 году стал студентом педагогического института, окончил его с отличием и 25 лет проработал учителем истории в Шальской школе Пудожского района Карелии.

Я с большой благодарностью вспоминаю своих учителей, особенно в педучилище, которые приобщили меня к науке, вызвали жажду знаний, привили действенный патриотизм, честность, чувство общественного долга, коллективизм, целеустремленность и волю.

И вот я пришел в 23 года в школу. Классы в 50-70-е годы 20 века были по 25 - 30 человек, состав зависел от качества семейного воспитания. Поселок был рабочим, основная масса родителей заботилась о будущем детей. Но много было и трудных семей, быстро развивались потребительство, погоня за вещами и комфортом, пьянство. Все это негативно отражалось на детях. В целом школа давала научные знания, обеспечивала прогресс хозяйства и культуры.

Я целеустремленно работал по следующим направлениям:

1. Воспитание на трудовых традициях, развитие познавательной активности. На воспитательных часах конкретно показывал ученикам, что человека ценят по труду. Великий труд создал М. Горького, И. Курчатова, С. Королева. Когда Королев создавал модель первого самолета, у него был самодельный циркуль, не было готовальни. Михаил Фрунзе изучил военное дело в тюрьме и на каторге.

Рабочие за две пятилетки создали тяжелую индустрию, а колхозники механизировали сельское хозяйство. От учеников требовал знания о передовых рабочих завода.

2. Воспитание на революционных традициях. Конкретный вклад Ленина, Сталина, большевиков в построение социализма в СССР. Много информации давал о деятельности С.М. Кирова. Он в Политбюро отвечал за развитие Севера. Задавал ребятам вопросы: почему стоит памятник ему в Петрозаводске, почему есть города Киров и Кировск?

Проводил читательские беседы о деятельности Дзержинского, Свердлова. Ученики знали, что у нас в районе работали ссыльные революционеры- большевики Кугушев, Мякотная, Косогледов, Ян Энгберг.

3. Воспитание детей на боевых традициях. Ученики готовили сообщения о боевой деятельности Ворошилова, Буденного, Пархоменко, Гая. Оформляли стенды и альбомы о героях Отечественной войны. Проходили встречи ребят с ветеранами войны поселка: И. Гришковцовым, И. Елькиным, П. Спириным. Проводил цикл рассказов о боях Онежской флотилии. Рассказывал, как СССР оказывал помощь Китаю, Вьетнаму, Кубе, Египту.

4. Политическое и социально - правовое воспитание.

Валентина Ивановна Штурмина: "Мое детство проходило в годы войны"

В одну из наших встреч, когда Валентина Ивановна уже была на пенсии, я попросила ее рассказать о себе. Рассказывать она умела, у нас получилась задушевная беседа.

- Мое детство проходило в тревожные и непростые годы, годы войны. Родилась в Вологодской области в 1935 году. Когда мне было всего шесть лет, началась война. Но в памяти осталось все.

Отец ушел на войну. В первые военные годы еще жили за счет некоторых старых запасов, а потом стало трудно. Определенную норму сельской продукции сдавали для фронта. Молоко, мясо, шкуры, шерсть. Но никто не возражал, все знали, это надо для победы, старались чем-то помочь фронту.

После войны в 1948 году переехали в Белозерск, где после окончания семилетки поступила в Белозерское педучилище. Позднее, когда уже работала учителем, я поняла, как много для нашего становления дало это учебное заведение. До сих пор в глазах стоят замечательные преподаватели, они передали нам богатейшие знания, увлеченность своим предметом, стремление к новому. Кроме учебы занимались общественной работой, участвовали в художественной самодеятельности.

Обучение в педучилище стало хорошим фундаментом для дальнейшей учебы в Карельском педагогическом институте. Поступила на филологический факультет, но не хватало учителей английского языка, предложили еще год обучения, осваивали и английский. В дальнейшем пришлось его преподавать.

После окончания института Валентина Ивановна по направлению приехала работать в Шалу. Появилась семья, родился сын, так и осталась на всю жизнь в п. Шальский. Кроме преподавания предметов постоянно была классным руководителем, выпустила много учеников, они часто навещали ее, приходили с поздравлениями.

Таисия Егоровна Падорина: "Как я стала учителем"

- В нашей рыбацкой семье было семь сыновей и две дочери.

В деревне Зехово в здании бывшего купца Катайкова была школа. В ней я училась в начальных классах в 1943 - 1947 годах. Моими учителями были Клавдия Васильевна Логинова и Анна Васильевна Толкачева - требовательные и душевные, и отличница Тася Штурмина была их любимица и гордость.

Семь классов закончила в 1952 году. Директором школы была Клавдия Михайловна Кораблева, награжденная орденом Ленина, - единственная в то время такая учительская награда в районе. Училась в "логиновской" школе - приспособленное жилое здание, принадлежавшее ранее Якову Логинову, классы были маленькие, темные. Его дочь Анна Яковлевна работала учителем в школах Карелии, была награждена орденом Ленина.

Русскому языку меня учила директор школы - исключительно требовательный человек. Знание правил русского языка, каллиграфия, выразительное чтение наизусть стихов и басен - беспрекословное требование моего русоведа. Как она сама читала - заслушаешься, хотелось подражать. Я, уважая и преклоняясь, уже тогда училась у нее учительскому таланту. И то, что четырнадцать выпускников моего класса (почти половина) поступили в Пудожское педагогическое училище, - это результат агитации Клавдии Михайловны.

Анна Ильинична Савина (Богданова) - мой классный руководитель, учитель истории, а иногда и географ. Её увлеченное, эмоциональное изложение материала не позволяло быть безразличным к историческим событиям и фактам: заинтересовывала, заставляла задуматься, объясняла влюбленно, шутя, любя свой предмет. Замечаний ей не приходилось делать - слушали все внимательно.

Учитель математики - Логинов Михаил Александрович. В те годы задачи по арифметике были порой в 17 - 18 вопросов (действий) из задачника Березанской. Для многих учеников - непосильные. Он старался научить решать их различными способами. Я овладела ими благодаря его умению, внушению, требовательности, добросовестности и такту. В выборе своей профессии я обязана только ему, и не только обязана, а благодарна.

Галина Васильевна Соколова... Пусть химия не была моим любимым предметом, но овладела им, благодаря учителю.

То, что я закончила седьмой класс с похвальной грамотой, - не только мое старание, но и результат слаженной работы моих учителей, влюбленных в свое дело. У них было чему поучиться, а главное - учительскому таланту.

Педучилище я закончила с отличием, но учиться в пединституте на физмате начинала с трудом. Ведь я отлично владела арифметикой, а вот алгебре, геометрии и тригонометрии в педучилище не учили. Пришлось самостоятельно овладевать ими, чтобы успешно сдать первую зимнюю сессию и не быть переведенной на другой факультет. Все пять лет я училась только на стипендию. Мама за умершего отца получала на троих пенсию 200 рублей (после реформы 1961 года это составляло всего 20 руб. - от ред.).

Т.Е. Падорина долгое время была председателем профкома школы, проводила большую организационную работу по улучшению учебно-воспитательного процесса. Четыре года являлась членом группы народного контроля при поселковом Совете, принимала живое участие в проверке торговых предприятий, овощехранилищ, совхозной фермы. Таисия Егоровна имеет звание "Старший учитель" и много грамот и благодарностей.

Автор: Г. Самусенко

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 354

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика