С большой любовью и уважением он рассказывает о своих старших родственниках.
- Мой главный учитель… Кто он? Учителями можно считать не только тех чутких педагогов, которые открывали нам путь к знаниям, но и всех тех, кто когда-то наставлял нас на путь истинный, помогал в трудную минуту толковым советом, подавал хороший пример. Это в первую очередь наши родители, родители родителей - бабушки и дедушки. О последних и пойдет мой рассказ.
Я хочу рассказать о целом поколении или даже династии учителей Логиновых. Их в семье было шестеро - два брата и четыре сестры:
Ишкова (Логинова) Анастасия Николаевна - учитель русского языка и литературы;
Миронова (Логинова) Татьяна Николаевна - учитель начальных классов;
Сорокина (Логинова) Екатерина Николаевна - учитель начальных классов - моя бабушка;
Логинов Александр Николаевич - учитель математики и физики;
Логинов Анатолий Николаевич - учитель математики;
Чурилина (Логинова) Клавдия Николаевна - учитель начальных классов.
Многие из них окончили Пудожское педагогическое училище, все работали в школах нашего района, посвятив всю свою жизнь нелёгкому педагогическому труду.
Все они родились в деревне Новинка (кстати, одна из деревень Корельского Конца, историю которого мы - участники клуба "Шаляне" - уже пытались восстановить).
Мать Мария Гавриловна - самая настоящая русская крестьянка, всю жизнь проработала на земле, много лет трудилась в колхозе. Отец Николай Семёнович - рыбак, первый председатель первого в шальских краях колхоза. Он был участником Первой мировой и Гражданской войн. Во время Первой мировой войны попал в плен, несколько раз бежал, но каждый раз был пойман. И все же в 1920 году ему удалось бежать и вернуться на Родину. Был сторонником советской власти, положительно воспринял коллективизацию. По его инициативе в д. Новинка был создан колхоз "Красный Тельман", названный так в честь одного из лидеров немецких коммунистов Эрнста Тельмана, с которым он познакомился, находясь в плену. Позже колхоз "Красный Тельман" был "поглощён" более крупным колхозом "Прибой", находившимся в деревне Теребовской.
Анастасия Николаевна Ишкова (Логинова) окончила Петрозаводское педагогическое училище в 1939 году. До войны работала в г. Кемь учителем начальных классов. Во время Великой Отечественной войны, а затем еще 5 лет работала в Теребовской и Заводской школах. С 1950 г. в Пудоже. Работала учителем, инспектором РОНО. В марте 1957 года была в числе делегатов от Пудожского района на республиканском съезде учителей. После переподготовки стала преподавателем русского языка и литературы. Работала в Пудожской восьмилетней школе, а затем в средней школе №1. Последние 14 лет (1962 - 1976) работала завучем.
За добросовестный труд имеет награды: медаль "За трудовое отличие", знак "Отличник просвещения", Почётные грамоты. Ей присвоено звание "Заслуженный учитель Республики Карелия". Кроме того, награждена медалью "За доблестный труд в годы войны", юбилейными медалями.
Татьяна Николаевна Миронова (Логинова) окончила Пудожское педучилище в 1940 году. Работала в Заонежье (Спасская Губа, Толвуя). В годы войны трудилась на оборонных предприятиях, ходила матросом на барже. Не раз попадала под бомбежки и обстрелы.
После войны вернулась к учительскому делу. Работала учителем начальных классов в Бочиловской школе. В 1948 г. вышла замуж. У нее родилось трое детей: Валентина, Николай, Галина. Галина продолжила династию - она получила педагогическое образование, работала воспитателем в детском саду.
2 мая 1954 г. Татьяна Николаевна погибла от руки преступника. По одной из версий следствия это был беглый из Бочиловского лагеря военнопленных. Жаль, что человек, прошедший все ужасы войны, погиб в мирное время.
Екатерина Николаевна Сорокина (Логинова) окончила Пудожское педагогическое училище в 1947 г. Была направлена в Бочиловскую школу. Потом переведена в Шальскую восьмилетнюю школу. В декабре 1948 г. была открыта Стеклянская начальная школа. Первыми учителями в ней были Сорокина Екатерина Николаевна и Порхунова Анастасия Евсеевна. Проработала Екатерина Николаевна в школе 35 лет.
В 1950 году вышла замуж за моего деда Сорокина Петра Ивановича. Их дети: Александр, Николай - мой отец и Елена.
Елена тоже является продолжателем учительской династии. В 1980 г. она окончила педагогическое училище в Петрозаводске, а в 1986 г. - заочно институт (КГПИ). Она работала учителем начальных классов, воспитателем группы продленного дня в Заводской, Кривецкой и Стеклянской школах более двадцати лет.
Бабушка моя Екатерина Николаевна была чутким педагогом, дала образование многим поколениям учеников. И, несомненно, она была главным учителем для своих детей: для моего отца, его брата и сестры. Бабушка умерла 5 сентября 2002 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
Александр Николаевич Логинов окончил Пудожское педучилище в 1948 г. Трудовую деятельность начал в Зеховской восьмилетней школе. Затем был переведен в Шальскую среднюю школу. Работал учителем математики, завучем. С семьёй переехал в Ульяновск, а затем в п. Старь (Брянская область). Там работал учителем физики и математики. Его дети: Андрей и Сергей.
Смело можно сказать, что Александр Николаевич по-своему гениальный человек. В школе у него был полностью механизирован учебный кабинет, все было сделано своими руками. Еще он писал искренние стихи, посвященные родному краю и человеку.
Анатолий Николаевич Логинов окончил в 1949 году Пудожское педагогическое училище. Работал заведующим Стеклянской начальной школой. Учился в Карело-Финском учительском институте (ныне КГПА), потом работал директором Авдеевской школы. Активного комсомольца в 1952 году избирают первым секретарем Пудожского райкома ВЛКСМ. Затем служба в армии в Мурманской области. После армии вернулся в родной Пудож.
А. Н. Логинов с 1952 по 1972 год находился на комсомольской и партийной работе - заведующий отделом пропаганды и агитации Пудожского райкома КПСС, первый секретарь Пудожского райкома ВЛКСМ. С 1966 по 1972 гг. - первый секретарь Пудожского райкома КПСС.
Его отличали любовь к простому человеку, родной земле, району. При его участии была закольцована линия электропередач, что позволило бесперебойно работать промышленности Пудожского района, заменены деревянные мосты более современными. Была построена автомобильная дорога между Пудожем и Медвежьегорском. Существенное внимание он уделял и объектам социально-культурного назначения.
В 1972 г. его назначают начальником Карельского республиканского управления профтеобразования и он переезжает в г. Петрозаводск. До выхода на пенсию в 1994 году Анатолий Николаевич ответственно трудился на этом посту, был назначен заместителем председателя Госкомтруда Карельской АССР. За период его работы с 1972 по 1994 гг. в системе профессионально-технического образования была улучшена материально-техническая база училищ, создана спортивная база для подготовки олимпийского резерва в г. Кондопога.
Двери его кабинета были открыты для посетителей. Он всегда старался вникнуть в ситуацию, помочь. Анатолий Николаевич был достойным примером для молодежи.
С 1974 по 1985 гг. А. Н. Логинов участвовал в работе Комитета по образованию при Совете Министров СССР, четыре раза избирался депутатом Верховного Совета Республики Карелия, был участником Всесоюзного съезда учителей.
На всех занимаемых постах Анатолий Николаевич трудился с полной отдачей сил, был профессионалом - руководителем высокого класса, добрым и отзывчивым товарищем, душевным человеком.
В Пудоже проживает немало людей, знавших Анатолия Николаевича. Отзывы о нём доброжелательные. Тамара Николаевна Антонова рассказала, что в 1955 году ее принимал в комсомол Анатолий Николаевич. Этот торжественный день ей очень запомнился. Позднее они стали коллегами, она работала секретарем райкома ВЛКСМ. В то время собралась отличная рабочая команда: Мартемьянов Ф. М., Скресанов В. М., Собода Р. И., Майкова И. Г. и другие активисты комсомольской и партийной работы. Евгений Григорьевич Нилов также работал вместе с Анатолием Николаевичем, рассказывал, что он не терпел расхлябанности, был требователен и к себе, и к другим.
Пудож 60-х годов был далек от цивилизации: через озеро из Петрозаводска 7 часов на теплоходе, до ближайшей железнодорожной станции более 200 км по грунтовой дороге. Бывало, что связь с районом прекращалась на большой срок. Анатолий Николаевич мечтал о том, чтобы наши пудожские выпускники могли получать профессию в своем районе.
Мечта осуществилась только в 1989 году. В то время он работал начальником Карельского республиканского управления профтехобразования. Благодаря стараниям А. Н. Логинова, его инициативе и любви к малой Родине в нашем городе появилось профессионально-техническое училище, которому впоследствии было присвоено его имя.
За многолетний труд и достижения А. Н. Логинов был награждён двумя орденами "Знак Почета", орденом Дружбы народов, медалями, Почетными грамотами.
Жена Анатолия Николаевича Дина Алексеевна - тоже учитель, преподавала математику в средней школе. Вместе с мужем они вырастили двоих детей. Дочь Марина - врач-терапевт, сын Андрей - юрист, адвокат.
Брат Александр и сёстры очень уважали Анатолия Николаевича, он был для них авторитетом, добрым братом и умным собеседником. Дети и племянники тоже очень его любили. Для всех он был примером, с ним советовались и прислушивались к его мнению.
Для своего района и города А. Н. Логинов многое сумел сделать. С уважением и теплотой вспоминают его до сих пор пудожане.
Мне вспоминается последняя встреча с Анатолием Николаевичем в сентябре 2002 года, когда он был на пудожской земле. Мы провожали его на теплоход. К причалу подходил буксирный катер "Пудож". Он спросил, знаем ли мы, как расшифровывается слово "Пудож". Мы ответили, что нет. Тогда он сказал, что Пудож расшифровывается так: "Пусть улыбки дружных озаряют жизнь". А в ноябре 2002 года Анатолия Николаевича не стало.
В заключение хочется сказать вот о чём.
О каждом человеке судят по делам и поступкам. Поэтому важно, чтобы хороших людей, чья жизнь достойна подражания, было как можно больше, чтобы потомки могли гордиться своими предками так же, как я горжусь своими.
Мы благодарим Александра Сорокина за предоставленную возможность ознакомиться с уникальным материалом. А он в свою очередь благодарит всех, кто поделился воспоминаниями, написал книги, очерки, статьи в газетах - без этого трудно узнать историю малой родины и изучать свою родословную.