В ярком свете ламп дневного света обычный лист жести цвета слоновой кости бликует, как лед на ярком зимнем солнце. Еще нетронутое рукой мастера полотно, словно отрез дорогой материи ждет, когда "портной" сделает свои первые замеры.
Ну что ж, мерки сняты, и он начинает творить волшебство. Глухой скрежет металла перемежается со скрипом, лязгом, стоном. Ловко орудует инструментом жестяных дел мастер Алексей Фильчагин, кроит, режет, взвешивает все за и против, сейчас он словно модный кутюрье, который ваяет свой очередной шедевр. Он - жестянщик, более 20 лет своей жизни отдал этой интересной профессии. За столь солидный срок досконально выучил "поведение" материала, научился рассчитывать все свои действия так, чтобы и изделие получилось качественным, и лишнего расхода материала не случилось. Началось необычное увлечение моего собеседника в 1996 году. Девяностые годы для нашей страны были далеко не простыми, многие теряли работу, оставаясь в итоге без средств к существованию. Так получилось и у Алексея. Поиски заработка для мужчины осложнялись тем, что кроме того, как крутить баранку автомобиля, он в принципе ничего и не умел. Выручил друг, который на тот момент занимался кровельными работами. Однажды он попросил Алексея помочь ему. С того самого момента у него появилась страсть к жестяным работам, нравилось ему, как из обычного металлического полотна получаются совершенно необычные вещи. Когда в районе началась массовая газификация жилья, А. Фильчагин впервые самостоятельно смастерил колено на газовый котел, а так как жестянщиков на тот момент в городе, а тем более в селе не было вовсе, заказы посыпались со всех сторон. Все свои изделия Алексей производил и собирал вручную, специального оборудования не было, чертежи и заготовки приходилось делать, надеясь лишь на свою выдумку и фантазию. Многие из нас, учась в школе, часто не понимают, зачем же им нужны сложные геометрические и математические изме-рения, и пригодятся ли они в будущем. Алексей был среди таких же горе-учеников. Не думал он, что в зрелом возрасте ему будет суждено подружиться с его величеством геометрией. Благо у соседей по лестничной клетке был учебник для пятого класса. Заборы, водостоки, козырьки с диковинными узорами стали появляться в городе то тут, то там, кому-то по душе были классические модели, а у кого-то были совершенно иные пристрастия. Старинные корабли, невиданные животные и словно ажурные орнаменты А. Фильчагину были по плечу. В руках у художника жесть приобретала всевозможные причудливые формы, подчиняясь желаниям и фантазии своего хозяина. Самым необычным заказом за все двадцать лет Алексей Фильчагин считает изготовление центрального купола для Храма Святой Троицы нашего города. Когда к нему обратилось духовенство церкви, мастер согласился, в душе сомневаясь, получится ли у него выполнить столь специфическую работу. С Божьей помощью, не иначе, взялся Алексей за дело. Формулы, замеры, расчеты - ошибка была недопустима. Все мастерство, все свои умения вложил Алексей в это дело. И теперь каждый житель города и района может любоваться результатами его труда. Сегодня у него собственная мастерская, кроме того Алексей обзавелся специализированным оборудованием, о котором раньше мог только мечтать. Это листогибочный и зиговочный станки, вальцегиб. Но даже при наличии чудо-техники при выполнении художественных работ главный его рабочий инструмент - руки. Как говорит мой собеседник, в настоящее время нет для него невыполнимой работы, из жести он может сделать все, что угодно. Правда, заказов на изготовление художественных элементов единицы, в основном работа однотипная, не требующая выдумки. Доборные элементы, используемые для монтажа разных видов кровли, реже водостоки, заборы, декоративные изделия для оформления фасада дома - вот чем по большей части занимает-ся сейчас Алексей. Да и работа больше сезонная, в зимний период заканчиваются строительные работы, в связи с чем снижается и количество заказов. В свободное время А. Фильчагин не сидит на месте, бездельничать не в его правилах. Пытается осваивать он новые техники в изготовлении фальцевой кровли. Удовольствие это не дешевое, но такая крыша обеспечивает полную изоляцию и исключает какие-либо протечки, так как не требует крепежа, оставляющего отверстия в листах металла. Очень эффектно смотрятся в деле оригинальные "шестиугольники", создающие объёмный рисунок, отдалённо напоминающий пчелиные соты, кровельные работы в такой технике довольно непростые, но для Алексея нет невыполнимых задач, за долгие годы он научился не пасовать перед трудностями и во чтобы то ни стало совершенствовать свои умения. Покидая владения А. Фильчагина, подумала – не все успела спросить, не все было понятно, не все тайны мастерства открыла для себя. Немногословен и скромен оказался Алексей. Наверное, в этом и есть его счастье и профессионализм – не раскидываться словами, а кропотливо, с любовью вершить свой труд.