17 ноября в Центре управления регионом Самарской области состоялась прямая линия с начальником Управления ГИБДД ГУ МВД России в регионе. Юрий Некрасов отвечал на вопросы жителей из соцсетей по теме организации дорожного движения в осенне-зимний период. Запись трансляции доступна в группах в ВКонтакте "ЦУР Самарской области", SOVA.инфо, "Самарская область", "ГУ МВД России по Самарской области", а также в независимых специализированных пабликах.
Предваряя общение с пользователями соцсетей Юрий Некрасов рассказал об предварительных итогах 2021 года. В Самарской области за первые 10 месяцев текущего года произошло 2 400 ДТП. В них пострадали 3009 человек и погибли 274 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП снизилось на 12%, а число пострадавших – на 14%. При этом, количество погибших возросло на 5%. Рост числа жертв объясняется тем, что в области произошло несколько крупных аварий с большим количеством погибших.
Во время беседы Юрий Некрасов назвал самые опасные перекрестки Самары, где за последний год произошло более 3 ДТП одного вида или 5 ДТП различных видов: наезд на пешехода, столкновение или опрокидывание.
"Такие участки дороги называются местом концентрации ДТП, - объяснил начальник ГИБДД. - В Самарской области 63 таких очагов. В населенных пунктах это чаще всего пересечения дорог. Вне населенных пунктов – определенные участки трассы. В ТОП очагов аварийности в Самаре входят пересечения улиц Коммунистическая и Владимирская, Булкина и Дыбенко, Мориса Тореза и Авроры, Булкина и Антонова-Овсеенко. Мы обращаем внимание на эти участки, предпринимаем меры и анализируем – получилось устранить очаг аварийности или нет".
Сейчас по инициативе губернатора Самарской области Дмитрия Азарова в регионе проходит "Месячник безопасности". Ноябрь – один из самых напряженных месяцев для автомобилистов. Водителям необходимо заменить летнюю резину на зимнюю, быть более внимательными при ухудшении погодных условий. Дорожно-коммунальным предприятиям нужно подготовиться к зимнему содержанию улично-дорожной сети. Световой день сократился, снег, дождь и туман влияют на видимость на дорогах. Поэтому именно в этот период решили сконцентрировать внимание на безопасности и напомнить жителям о правилах поведения на дорогах. Причем как автомобилистам, так и пешеходам. В ноябре на дорогах погибло 13 человек.
По словам Некрасова, на ситуации на дорогах сказалась и пандемия. В 2020 году сократилось количество транспорта на дорогах, что привело к сокращению ДТП. Такая же тенденция наблюдается и в этом году.
"С одной стороны транспорта меньше, но есть и обратная сторона медали, - отмечает Некрасов. - Дороги стали свободными, скорости возросли, многие превышают скоростной режим, не учитывая дорожные и метеорологические условия, а это всегда приводит к тяжести последствий".
Пользователи соцсетей рассказали, что в отделении полиции сотрудники принимают посетителей без масок. Юрий Некрасов обещал проконтролировать и заверил, что для всех отделений поставлена задача – соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора и обеспечить безопасность сотрудников и посетителей.
"В ГИБДД Самарской области трудится более 2 тысяч человек, - говорит Некрасов. – Многие переболели, полицейские тоже люди. По сравнению с прошлым годом заболеваемость среди сотрудников снизилась. С учетом рекомендаций МВД, большинство сотрудников вакцинировались.
Пользователи обратили внимание на проблему пьяных за рулем.
"Это серьезная проблема, - согласился Некрасов. - За 10 месяцев 2021 года зарегистрировано 180 ДТП с пострадавшими по вине пьяных водителей. В этих авариях погибло 52 человека. С аналогичным периодом прошлого года снижение на 21%. Человек в состоянии алкогольного опьянения не осознает опасность, соответственно управляет автомобилем неадекватно. Он думает, что ничего страшного не произойдет. Но это не так. Такая поездка может закончиться очень печально. Именно по этому, в текущем году законодательством ужесточена ответственность за повторное управление транспортом в состоянии опьянения".
Сотрудники ГИБДД проводят профилактическую работу, чтобы водители, лишенные прав за пьяное вождение, не садились за руль. Для этого у полицейских есть определенная методика. В том числе автомобиль, принадлежащий или используемый лишенным, сотрудниками ДПС целенаправленно "отрабатывается", чтобы проверить кто им управляет.
На вопрос пользователей, может ли сотрудник ДПС просто так останавливать автомобиль, если водитель ничего не нарушил, Некрасов ответил утвердительно:
"Есть закон о полиции, который дает право останавливать автомобиль, в том числе для проверки документов. Остановка транспортного средства это одно из средств выявления водителей в состоянии опьянения. Иногда мы применяем групповой метод, когда останавливаем все подряд автомобили на небольшом участке дороги. При этом мы, как правило, даже можем не проверять документы, а просто оцениваем состояние водителя, желаем счастливого пути. Это контроль трезвости".
Начальник Управления ГИБДД также рассказал, что все патрульные машины оборудованы системами видеорегистрации, которые записывают обстановку. В ноябре 2021 года, в рамках нацпроекта "БКД" территориальные подразделения ГИБДД Самарской области получили 197 новых патрульных машин, которые уже оборудованы системой видеорегистрации.
"Все записи хранятся на сервере, мы в любой момент можем их пересмотреть, - рассказал Некрасов. – Если возникают какие-то спорные моменты, есть возможность изучить видеоматериалы и понять реальную ситуацию, которая происходила при общении нашего сотрудника с участниками дорожного движения. Зачастую, система видеонаблюдения позволяет защитить наших сотрудников от необоснованных жалоб".
Вопросы пользователей касались и пешеходов. Водители жалуются, что они тоже нарушают правила дорожного движения и выбегают на дорогу внезапно в неположенных для перехода местах.
"У нас 30% ДТП – это наезд на пешехода, - говорит Некрасов. - Пешеходы ничем не защищены, при наездах они, как правило, получают серьезные травмы. В более 40% от всех наездов усматривается вина самих пешеходов. Мы ежедневно выявляем десятки нарушений, допускаемых пешеходами. Они переходят дорогу на красный сигнал светофора, порой, в неположенном месте, а в сельской местности в темное время суток или в условиях недостаточной видимости перемещаются по дороге без световозвращающих элементов, а это тоже нарушение ПДД. В результате воитель не имеет возможности вовремя обнаружить пешехода на проезжей части, происходят наезды на них, которые приводят, в том числе, к смертельному исходу. Рекомендация водителям: ведите автомобиль с учетом условий дорожных и метеорологических условий. При движении по населенному пункту в темное время суток необходимо не превышать скоростной режим, так как на дороге неожиданно может появиться пешеход. Просьба к водителям – сейчас рано темнеет, еще нет снега, пешеходы трудноразличимы, будьте максимально внимательны, соблюдайте скоростной режим. Пешеходы должны позаботиться о себе. Прежде чем переходить дорогу, убедитесь, что водитель видит вас и пропускает".
Проблемой стали и водители, которые разговаривают по мобильному телефону во время управления автомобилем. По словам Некрасова, это серьезно отвлекает от дороги и ведет к ДТП. Сейчас в Самаре изучают опыт Москвы, где разговоры водителей за рулем фиксируют в автоматическом режиме камеры видеонаблюдения.
В заключении Юрий Некрасов дал рекомендации всем участникам дорожного движения:
Надо начинать с себя. Каждый должен думать о своей безопасности. Беспечность на дороге не должна допускаться. Нужно быть на 100% уверенным, что маневр, который вы собираетесь совершить, является безопасным. Особенно обгон, выезд на главную дорогу. Потом, когда произошло ДТП, в котором пострадали или погибли люди по вашей вине, изменить что-либо уже будет невозможно. Дорога ошибок не прощает".
Центр управления регионом.